Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемДаниил Кавелин
1 Семинар – практикум Проектирование рабочей программы педагога в условиях введения ФГОС ООО Чайникова Е.В., заместитель директора по УВР МБОУ «Ребрихинская СОШ»
2 Цели семинара: 1. Познакомить педагогов с общими требованиями к разработке рабочей программы по предмету с позиций ФГОС ООО. 2. Разработать для педагогов методические рекомендации по составлению рабочих программ по предметам.
3 Почему нельзя строить образовательный процесс на основе только примерной или только авторской программ? Примерная программа – это документ рекомендательного характера, который составлен на основе Фундаментального ядра содержания общего образования. Она детально раскрывает обязательные компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету Базисного учебного плана. Примерная программа не может использоваться в качестве рабочей, поскольку не задает последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения. Она является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Авторская программа – это документ, созданный на основе федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов и определяет содержание образования определенного предмета. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания по годам обучения. Внедрению в практику авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.
4 Рабочая программа педагога Рабочая программа по предмету – это составная часть основной образовательной программы школы, характеризующей систему организации образовательной деятельности. Рабочая программа по предмету - это документ, который конкретизирует стандарт и регламентирует деятельность педагога, учитывая специфику учреждения, уровень подготовленности учащихся конкретного класса, учебно-методические и материально-технические возможности школы и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Рабочая программа учителя – это: - нормативный документ; - инструмент педагога; - средство фиксации содержания образования на уровне учебного предмета.
5 Исходные документы для составления рабочей программы педагога: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Примерная программа, созданная на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; Авторская программа по предмету; Действующий Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта; Основная образовательная программа школы; Годовой календарный учебный график школы; Учебный план школы на конкретный учебный год; Положение о рабочей программе педагога, принятое педагогическим советом и утвержденное приказом директора школы от ______ __.
6 Основные функции рабочей программы: Нормативная – программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме. Функция целеполагания – программа определяет ценностные цели, для достижения которых она введена в ту или иную образовательную область. Содержательная – программа фиксирует состав элементов предметного содержания и универсальных учебных действий, подлежащих освоению обучающимися. Процессуальная – программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и условия обучения. Оценочная – программа выявляет объекты контроля, уровни усвоения элементов содержания.
7 Что такое универсальные учебные действия (УУД) и зачем они нужны? В широком смысле термин «УУД» означает умение учиться (способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении УУД определены как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающее самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
8 Универсальные учебные действия
9 Личностные - внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка; - мотивация, границы собственного знания и «незнания»; - ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка своих поступков. Познавательные - работа с информацией; - работа с учебными моделями; - использование знака символических средств, общих схем решения; - выполнение логических операций ( сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий) Регулятивные - управление своей деятельностью; - контроль и коррекция; - инициативность и самостоятельность. Коммуникативные - речевая деятельность; - навыки сотрудничества.
10 Требования к составлению рабочей программы в условиях ФГОС ООО Структура рабочей программы Основными необходимыми компонентами рабочей программы являются: - титульный лист; - пояснительная записка; - учебно-тематический план; - содержание; - тематический поурочный план; - планируемые образовательные результаты; - контроль и оценка планируемых образовательных результатов учащихся; - учебно-методическое обеспечение образовательного процесса; - материально-техническое обеспечение образовательного процесса; - лист внесения изменений в программу.
11 Титульный лист рабочей программы Должен содержать: - наименование учреждения в соответствии с Уставом; - грифы рассмотрения (школьные МО), согласования (методсовет) и утверждения (исходные данные приказа); - наименование учебного предмета с указанием класса (параллели), на который рассчитана рабочая программа; - ФИО педагога, разработавшего рабочую программу; - год составления рабочей программы.
12 Пояснительная записка Должна отражать информацию: - о нормативных документах и материалах, на основе которых составлена рабочая программа; - о количестве учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание предмета (в соответствии с УП школы); - о целях и задачах образовательной деятельности по предмету в данном классе (параллели), на которые направлена рабочая программа; - об изменениях, внесенных учителем в авторскую рабочую программу по предмету, курсу, дисциплине (модулю), если таковые имеются, и обосновании их целесообразности; - об используемых формах, методах и средствах оценки образовательных результатов учащихся (в том числе метапредметных); - о формах, методах и средствах обучения, технологиях, которые будут использоваться учителем при организации учебного процесса с целью реализации системно-деятельностного подхода, а также количестве часов для проведения лабораторных, практических работ, экскурсий, исследовательских проектов.
13 Учебно-тематический план Представляет собой разделение всего содержания учебного курса на дидактические единицы: разделы, их нумерацию с указанием продолжительности изучения. Он предваряет такой компонент рабочей программы как «Содержание». Номер раздела Наименование раздела Продолжительность изучения раздела в часа ИТОГО
14 Содержание Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) представляет собой краткое содержание каждого раздела согласно нумерации в учебно- тематическом плане.
15 Тематический поурочный план - раскрывает последовательность изучения содержания программы (разделов), распределение количества учебных часов по разделам; - конкретизирует все дидактические единицы содержания в рамках каждого урока; - определяет проведение контрольных, лабораторных, практических и других видов работ за счет времени, предусмотренного на изучение предмета учебным планом школы; Тематический поурочный план составляется на весь учебный год, оформляется в виде таблицы и является обязательной частью рабочей программы. Запись названий тем уроков в классном журнале должна полностью совпадать с формулировками тем уроков в тематическом поурочном плане.
16 Тематический поурочный план обязательно должен отражать уро ка Тема урока (тема урока – контрольной работы, урока - практической (лабораторной) работы) Планируемые образовательные результаты изучения раздела Информационные ресурсы Личностные (ЛУУД) Метапредметные (КУУД, ПУУД, РУУД) Предметные Раздел (тема) 1. (Указывается название раздела, темы и продолжительность её изучения) Раздел (тема) 2. (Указывается название раздела, темы и продолжительность её изучения) … 68 Всего уроков Из них: уроков - контрольных работ; уроков – практических работ
17 Планируемые образовательные результаты Компонент «Планируемые образовательные результаты» должен отражать перечень требований к личностным, метапредметным, предметным результатам изучения учебного предмета на конец обучения в каждом классе с учетом уровневого подхода («Обучающийся научится», «Обучающийся получит возможность научиться»). Метапредметные и личностные образовательные результаты должны быть конкретизированы в виде перечня соответствующих УУД (метапредметные - в виде коммуникативных УУД, познавательных УУД, регулятивных УУД; личностные - в виде личностных УУД); Требования к образовательным результатам учащихся, прописанные в рабочей программе, не должны быть ниже сформулированных в стандарте.
18 Контроль и оценка планируемых образовательных результатов учащихся Данный компонент рабочей программы требует фиксирования: - количества контрольных мероприятий; - формы промежуточной аттестации учащихся; - форм текущего контроля, методов, средств контроля и оценки планируемых образовательных результатов при реализации программы, которые будут реализованы учителем. Планируемые способы контроля и оценки образовательных результатов не должны противоречить Положению школы о промежуточной аттестации учащихся. Система оценки планируемых результатов учителя должна «вписываться» в систему оценки, реализуемую в школе.
19 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Этот компонент рабочей программы должен отражать основную и дополнительную учебную литературу, другие информационные источники для учащихся и учителя, которые педагог будет использовать для реализации своей рабочей программы. Перечень можно классифицировать по группам: «Литература (основная, дополнительная)», «Дидактические материал», «Электронные образовательные ресурсы» и т.д.
20 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Данный компонент должен отражать перечень учебного оборудования и оборудования для лабораторных, практических работ, организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, которые учитель будет использовать при реализации своей рабочей программы.
21 Лист внесения изменений в рабочую программу Должен иметь формат поурочного тематического плана. Он предусмотрен для фиксации возможных изменений в рабочей программе, необходимость в которых может возникнуть в течение учебного года. Учитель имеет право вносить изменения в рабочую программу при условии согласования их с администрацией школы. Все изменения в рабочей программе заверяются подписью директора школы.
22 Экспертиза рабочей программы Рабочие программы проходят экспертизу в школьном методическом объединении. Результаты рассмотрения рабочей программы каждого педагога оформляются в виде заключения (листа экспертизы), в котором даются рекомендации к использованию программы в образовательном процессе.
23 Утверждение рабочей программы Рабочая программа утверждается приказом руководителя учреждения ежегодно. Сроки и порядок процедуры утверждения рабочих программ определяются Положением учреждения о рабочей программе педагога. Оформление рабочей программы Порядок оформления рабочих программ определяются Положением учреждения о рабочей программе педагога.
24 Используемые источники : Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от (с изменениями и дополнениями). Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г Рекомендации Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края по порядку разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины в МБОУ «Ребрихинская СОШ» в рамках реализации ФГОС, утвержденное приказом 72 от г.
25 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.