Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемДиана Варпаховская
1 О.Ю.Стрелова доктор педагогических наук профессор Москва, 2010 г.
2 О б р а з о в а н и е -? Социальный институт, создающий условия для творения каждым индивидуального образа окружающего мира; Процесс обретения человеком собственного образа, отличного от других и одновременно стремящегося к соединению с идеальным Божественным Ликом Иисуса Христа (Н.А.Бердяев и др.) Форма передачи уже готовых культурных образцов
3 Образование как условие создания индивидуального образа «В историческом сознании явления прошлого всегда формируются под влиянием идей, представлений, осознанных и неосознанных предпочтений, актуальных для изучающего или воссоздающего их общества. Образы прошлого – это всегда, хотим мы того или нет, отражение наших интересов» Л.П.Репина и др. История исторического знания
4 ОБРАЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ЭТО ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПРОЦЕСС, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ОБРАЗОВ. формирование позитивного образа страны создание позитивного образа региона показ роли и места России в мире…
5 Является ли образное образование феноменом 21 века? НЕТ: в основе образа – представления, стереотипы, фактографические и теоретические сведения; создавать образы – онтологическая функция образования. ДА: в условиях информационного общества «сила знания» ослабла, а умения управлять информацией «выросли в цене». Образы – «мягкая сила» воздействия на эмоции, чувства, настроения и установки личности и общества
6 Насколько четко педагоги осознают, что так или иначе они работают над образами прошлого ?
7 Образы прошлого Знают ли учителя истории, что образы многих исторических событий, которые им кажутся незыблемыми, на деле являются всякого рода ментальными конструкциями, созданными в угоду тех или иных: политических, религиозных, морально-нравственных и т.д. – интересов?
8 Битва на Чудском озере(1242) Новгородская Первая летопись «О житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» Историография ХIX в. А.О.Ишимова «Александр Невский» (история России в рассказах для детей) Проекты учебников истории 1930-х гг. Школьные учебники истории с 1941 г. Учебники начала ХXI в. …
9 Битва на Чудском озере – «крупнейшее сражение средневековья» Александр Невский - «последний защитник православия» Совмещение обеих традиций историографии: геополитической и религиозной
10 Исторический м и ф догматизированное или сакрализованное знание, порожденное определенной ситуацией и предназначенное для каких- либо целей… Результат совмещения историко-научных и историко-религиозных конструкций с преподнесением последних в качестве научных феноменов (В.Э.Багдасарян)
11 Изучая историю – изучаем мифы? Четкость образов «своих» и «чужих» Возвышенный характер жизни и смерти героя Дистанцирование героев от «обычных» людей Эмоциональная энергетика прикосновения к «образцу» Миф – мощное средство идейно-нравственного, духовного, патриотического, гражданского воспитания
12 «Миф ярче разоблачения» Разоблачение мифов бесполезно, потому что человеческая природа нуждается в героях. Миф – это система координат, система ориентации человека во времени, в пространстве, в истории, в жизни… Мифы часто создают ложную реальность, хотя сами являются частью этой реальности.
13 Мифологизация истории Демифологизация истории Ремифологизация истории История и политика
14 Судьба мифов в образовании «Полезные мифы» «Вредные мифы» Учебники истории
15 Миф - фальсификация ?.. Кто будет оценивать и «сортировать» мифы на позитивные образы и фальсификации в содержании школьного исторического образования? Противодействие фальсификациям будет ограничено школьным курсом новейшей истории России? Разоблачению будут подвержены только «внешние» мифы?
16 Миф - фальсификация ?.. Как «классное оружие» может конкурировать или взаимодействовать с другими поборниками «исторической правды»? (х\ф, д\ф и т.п.) Каковы цели и прогнозируемые результаты «противодействия фальсификациям истории» в школьных курсах?
17 Критическое мышление Историкам не ясно, существовал ли в действительности Евпатий Коловрат. Можно ли судить об этом на основании летописи? Имеются ли в документе сведения, которые можно отнести к легендарным, и сведения, которые можно считать достоверными? Предположите, когда мог быть записан этот рассказ (об убийстве А.Боголюбского): сразу после происшедшего или же спустя какое-то время?... История России. 6 кл.
18 Вопросы для размышления: Чем отличаются понятия «фальсификация истории» и «исторические мифы»? Число последних в содержании общего исторического образования не маленькое, но многие мифы «прописаны» в нем как инструменты формирования «позитивного образа страны», героизации и ее прошлого воспитания патриотизма и т.д.
19 Вопросы для размышления: Каковы научно-педагогические цели «противодействия фальсификации истории»? Они могут привести к агрессивному и фанатическому отрицанию любой иной точки зрения, боязни формулировать и высказывать собственное мнение, или к овладению умениями критически мыслить, аргументировано формулировать собственную точку зрения, сознательно занимать ответственную и здравую гражданскую позицию, в том числе в дискуссиях о «ключевых вопросах» мировой и национальной истории.
20 Вопросы для размышления: Чем современная педагогическая наука может обогатить школьную практику в реализации гуманистически ориентированных задач на «противодействие фальсификациям истории»?..
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.