Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемИрина Радилова
1 Экономический механизм природопользования ЛЕКЦИЯ
2 ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Содержание и структура экономического механизма природопользования. 2. Основные структурные элементы экономического механизма природопользования. 3. Нормативное природопользование. 4. Организационная структура экологического управления.
3 Слово «механизм» (машина) в одном из своих значений переводится как система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Кратко хозяйственный механизм определяют как систему, приводящую в движение экономику. В целом, хозяйственный механизм как социально-экономическая категория шире понятия «экономический механизм». Структурно в систему хозяйственного механизма входят три подсистемы (блока).
4 правовая подсистема (блок хозяйственных законов): закон «О собственности», «О земле», «О предприятии» экономическая подсистема: государственное регулирование; рынок подсистема социальных гарантий (социальной защиты): реализация права на труд, индексация уровня жизни, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, минимальный прожиточный уровень Состав хозяйственного механизма
5 Экономическая подсистема (экономический механизм) является органической частью более крупной системы, которая включает, помимо чисто экономических отношений, правовые отношения и отношения социальной гарантии. В этом принципиальное отличие хозяйственного механизма от экономического. Однако на практике между ними не проводят существенных различий и чаще всего они употребляются как синонимы.
6 Экономический механизм природопользования – это система взаимосвязанных методов, инструментов и условий, необходимых для достижения экономических и экологических целей использования и воспроизводства природных ресурсов. Ключевыми словами в вышеприведенном определении являются: «метод», инструмент», «условие». Смысловое значение (семантика) слов «метод» и «инструмент» весьма близко и во многих случаях употребляются как синонимы.
7 Метод – это прием, способ или образ действия. Инструмент – орудие, средство, прием, применяемые для достижения цели. Метод есть процесс, а инструмент – выражение этого процесса, действие. Например, ценообразование – это процесс формирования цен, а цена есть конкретное выражение ценности (значимости) конкретного блага или услуги. Условие – основа, предпосылка, обеспечивающая функционирование механизма. В качестве условий эффективного функционирования экономического механизма выступают нормативная база и организационная структура природопользования. Отсутствие одного из его структурных элементов свидетельствуют об отсутствии системы, т. е. самого экономического механизма.
8 Социально-экономические и экологические потребности Цели природопользования Принципы устойчивого природопользования Закономерности устойчивого природопользования Природоресурсная сфера Природоохранная сфера Нормативное природопользование Методы Ценообразова- ние Нормирование Кредитование Налогообложе -ние Финансирова- ние Квотирование Инструменты Цена Нормы Кредиты Налоги Финансы Квоты Система платного природопользования Организационная структура природопользования Лимитирование Лимиты Структурная схема построения экономического механизма природопользования
9 Две системы (система платного и система нормативного природопользования) пронизывают основные структурные элементы экономического механизма, его методы и инструменты функционирования.
10 2. В структуре экономического механизма природопользования выделяются две относительно самостоятельные, но взаимосвязанные между собой подсистемы: организационно-экономический и финансово-экономический механизмы Экономический механизм природопользования Организационно- экономический механизм Финансово-экономический механизм Экологическая статистика Экологический учет Экологическая экспертиза Прогнозирование и планирование природопользования Нормативы, лимиты, стандарты природопользования Экологический аудит Экологический маркетинг Государственные капитальные вложения, кредиты, ссуды, иные инвестиции Налоги и пошлины, сборы, налоговые льготы Компенсационные платежи за выбытие материальных богатств из хозяйственного оборота Ценообразование Финансирование Материально-техническое обеспечение Экологическое страхование Возмещение вреда и ущерба в области природопользования Структурные элементы экономического механизма природопользования
11 Законом «Об охране окружающей среды» предписывается финансирование природоохранных мероприятий за счет: республиканского и местного бюджетов; целевых бюджетных и общественных фондов; кредитов банков; средств юридических лиц, добровольных взносов граждан, иных не запрещенных законодательством источников.
12 3. Нормирование является исходным элементом в построении системы экономического механизма природопользования. В основе нормативного природополь-зования лежит признание субъектами хозяйствования, обществом, государством, каждым человеком норм поведения (моральных, экологических, технических и пр.), содействующих достижению целей устойчивого развития.
13 Экологическое нормирование – деятельность, направленная на установление системы научно обоснованных показателей (норм и нормативов) предельно допустимых воздействий на природную среду. Экологическая (природоохранная) норма – это максимально допустимая величина, установленная мера абсолютного использования (потребления) природного (экологического) ресурса, обеспечивающая необходимое качество окружающей природной среды и минимальный расход природного сырья на производство единицы определенной продукции (работ). Экологический (природоохранный) норматив – это расчетный показатель, характеризующий степень относительности использования природных ресурсов, обеспечивающих удовлетворение сырьевых и (или) экологических потребностей общества (человека).
14 Нормы и нормативы выступают в качестве: 1. средства нормативного метода экологического управления в целях достижения сбалансированности, пропорциональности и оптимизации во взаимодействии общества и природы; 2. элемента организации природопользования и производства, являясь основой определения лимита использования природных ресурсов и одновременно воздействия на окружающую среду; 3. средства учета требований режима экономии природных ресурсов и экологизации материального производства; 4. инструмента экологического контроля за использованием сырья, материалов, топлива и энергии в процессе природопользования; 5. стимула прогрессивных наукоемких производств. В практике экологического нормирования выделяют три основных направления: санитарно-гигиеническое, производственно-ресурсное и экосистемное.
15 Нормативная база экологического управления в первую очередь должна включать: нормы и нормативы использования природных ресурсов; нормы и нормативы качества окружающей природной среды (ограничения содержания загрязняющих веществ в сбросах и выбросах предприятий). Наиболее актуальными нормами являются: норма водоотведения – установленное количество отводимых сточных вод на одного человека или на условную единицу продукции, характерную для данного производства; норма водопотребления – установленное количество воды на одного жителя или условную единицу производимой продукции;
16 норма выброса – суммарное количество газообразных и жидких отходов, разрешаемое предприятию для сброса в окружающую среду. Нормативный объем выброса определяется из расчета, что кумуляция вредных выбросов от всех предприятий данного региона не создает в нем концентраций загрязнителей, превышающих ПДК; норма улавливания и обезвреживания вредных веществ, под которой понимается количество улавливаемых и обезвреживаемых веществ и отходящих газов при производстве единицы продукции (работ, услуг), обеспечивающих выполнение требований по соблюдению качества атмосферного воздуха; норма земле емкости – оптимальная величина площади земель, отводимых для хозяйственных целей (разработка месторождений полезных ископаемых), приходящихся на единицу производства продукции, работ, услуг, капитальных вложений; норма экологической емкости территории – максимально допустимая антропогенная нагрузка на ассимиляционный потенциал территории.
17 Норма изъятия (добычи) ресурса – научно обоснованный лимит добываемых природных ресурсов, обеспечивающий их самовосстановление или рациональное использование, который представляет собой качественно-количественное ограничение, предотвращающее нарушение структуры и функционирования популяций и экосистем – их половозрастного состава, внутренних взаимоотношений и т. д. В случае невозобновляемых объектов эксплуатации (минеральные и другие подобные ресурсы) норма изъятия устанавливает социально-экономически обоснованный режим расходования ресурса.
18 В экологическом нормировании и стандартизации важную роль играет процедура сертификации, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция или иной объект сертификации соответствует установленным требованиям. Успешный опыт использования экологической сертификации (или сертификации по экологическим требованиям) во многих странах свидетельствует о том, что она является одним из наиболее мягких нетарифных торговых барьеров, который способствует постепенному (причем добровольному) отказу от использования ресурсорасточительных и опасных технологий и продукции, произведенной по таким технологиям, инструментом контроля (в большей степени общественного) за природоохранной деятельностью субъектов хозяйствования.
19 4. 4. Структура, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели, называется организацией. Организационная структура экологического управления это система органов власти и управления, выполняющих функции, связанные с достижением экологических целей социально- экономического развития общества и функционирования субъектов хозяйствования.
20 К органам общего государственного экологического управления в республике относятся Совет Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы. Органами специального государственного экологического управления, осуществляющими специальные надведомственные управленческие функции, являются Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственный комитет Республики Беларусь по гидрометеорологии, Государственный комитет Республики Беларусь по земельным ресурсам, геодезии и картографии, Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. В качестве органов специального государственного управления природоохранной деятельностью выступают органы санитарного, ветеринарного и пожарного надзора, некоторые другие государственные службы, надзорные полномочия которых распространяются на всех природопользователей независимо от их подчиненности, форм собственности и хозяйствования.
21 Ведомственное отраслевое управление земельными, лесными, другими природными ресурсами, природными объектами и природными комплексами осуществляют Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство лесного хозяйства, Министерство архитектуры и строительств, Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, органы жилищно- коммунального хозяйства, водного хозяйства, рыбного хозяйства и некоторые другие отраслевые ведомства. К этим органам следует отнести Управление делами Президента Республики Беларусь, в ведении которого находятся заповедники, национальные парки и ряд заказников.
22 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.