Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемБорис Базаров
1 © Лебедева Евгения Игоревна, учитель 1 категории МКОУ Новлянской ООШ для учащихся 5-6 классов
2 Прочитайте отрывок из книги Л.Успенского «По дорогам и тропам языка». Какие слова в названии книги употреблены в переносном значении? Определите тему и основную мысль текста. Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире. Какое слово? Да, в конце концов, любое: и устное, и письменное, потому что, различаясь в отдельных своих свойствах, они в главном чрезвычайно близки друг к другу. Вот в учебнике говорится: «Каждое слово что-нибудь означает, то есть имеет лексическое значение. Это значение указывается в толковых словарях». Объясните знаки препинания в предложении в прямой речью.
3 Запишите отрывок из стихотворения Давида Самойлова «Слова». Какова основная мысль текста? Люблю обычные слова, Как неизведанные страны. Они понятны лишь сперва, Потом значенья их туманны. Их протирают, как стекло, И в этом наше ремесло. Подберите синонимы к словам понятный, обычный, туманный.
4 Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Николая Рыленкова. Определите тему и основную мысль текста. Какое слово можно назвать «добрым»? На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. Со словом обидным – нельзя торопиться, Чтоб завтра себя самого не стыдиться. Но слова правдивого остерегаться – Не то же ль, что собственной тени бояться? Я истины эти – знаю измлада, А думать над ними – всю жизнь мне надо. 1. Подберите синонимы и антонимы к словам добрый, правдивый, истина. 2. Подготовьте сообщение на тему «Слово – это поступок».
5 Прочитайте стихотворение Л.Татьяничевой. Объясните смысл названия. Будьте добры! Сколько просьб начинается с «будьте добры»! -Скажите, который час? -Простите, глаза у меня стары… -Придите, беда у нас! -Будьте добры, Очень спешу… Вас я, друзья, ни о чем не прошу. Просто – Будьте добры. 1.Объясните, пользуясь словарем, значение слов просьба, беда. 2. Выпишите предложение с обращением, объясните знаки препинания. 3. Составьте диалоги, используя будьте добры и другие вежливые слова на одну из тем: «В музее», «В библиотеке», «В магазине», «На экскурсии».
6 Запишите отрывки из стихотворения Н.Матвеевой «Было тихо…». В каких значениях употребляются в нем многозначные слова земля, стол? Было тихо, очень тихо, - Ночь на всей земле. Лишь будильник робко тикал На моем столе… Было тихо, очень тихо, - Тихий час теней… Лишь будильник робко тикал, Мышь скреблась, Сверчок пиликал, Козлик мекал, Кот мяукал, Поросенок дерзко хрюкал, Бык ревел, И две собаки Дружно вторили во мраке Ржанию коней.
7 1. Какие слова повторяются в тексте? Какова роль этого повтора? 2. Подберите синонимы к словам тихо, робко, дерзко, дружно. 3. Докажите, что слово тихий является многозначным. Составьте и запишите несколько словосочетаний (или предложений) с этим словом, употребляющимся в разных значениях. Подберите синонимы и антонимы. 4. Выпишите з текста глаголы, которые своим звучанием помогают нам представить звуки, издаваемые животными, предметами. Почему в этом стихотворении так много таких слов? 5. Выпишите из текста существительные, входящие в тематическую группу «Животные». Составьте кроссворд на эту тему, включив в него слова из стихотворения и другие слова на эту тему.
8 Прочитайте стихотворение Александра Шибаева. Какова его основная мысль? На что указывает название текста: на тему или основную мысль? Слова, слова, слова. Всему название дано – И зверю, и предмету. Веще вокруг полным-полно, А безымянных нету! И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами, - И всё, что в памяти у нас, - Означено словами. Они слышны и здесь и там, На улице и дома: Одно – давно привычно нам, Другое незнакомо… Язык – и стар и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов – Купаться ежечасно!
9 1. Как вы понимаете слова «Язык – стар и вечно нов!» Подтвердите примерами мысль, выраженную этими словами. 2. Перечитайте третье четверостишие. К каким словарям вы обращаетесь, чтобы узнать значение незнакомых слов? Какие словари вам известны? Подготовьте сообщение на тему «Словари – наши друзья и помощники». 3. Подберите синонимы к словам старый, новый, вечно, полным-полно, огромный, ежечасно, давно. 4. Какие слова употребляются в тексте в переносном значении? Что достигается благодаря их употреблению?
10 Отгадайте загадки, включенные в книгу поэта Георгия Ладонщикова «Скучать некогда» Если знаешь зверей, назови их скорей. Эта рыжая плутовка И коварна и хитра. Быстрых зайцев ловит ловко, Кур ворует со двора И мышами поживиться Любит шустрая….. Возле дуба острым рылом Деловито землю рыл он, Видно, жёлуди искал. Не спугнул и мой Полкан. Очень грозен был…….. Смел и зол разбойник серый. Чуть козу вчера не съел он. К счастью, Тузик и Трезорка За отарой смотрят зорко. Еле ноги уволок От собак матёрый…..
11 Если знаешь зверей, назови их скорей. Горбоносый, длинноногий Великан ветвисторогий Ест траву, кустов побеги. С ним тягаться трудно в беге. Коль такого довелось Встретить, знай, что это…..
12 1. Выпишите из загадок сложные слова, разберите их по составу. 2. Прочитайте словарную статью, посвященную слову лиса, в толковом словаре. Каково переносное значение этого многозначного слова? Какого человека (в разговорной речи) называют лисой. 3. Какую стилистическую помету имеет в словаре слово шустрый?
13 Используемые источники. 1.Т.М.Пахнова. Работа с текстом при изучении и повторении лексики./ ж.Русский язык в школе, Заставки, картинки: ucoz.ru /publ/nuzhnye_veshhi/knigi_bumaga/ http://by-anna. ucoz.ru /publ/nuzhnye_veshhi/knigi_bumaga/
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.