Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемИннокентий Ипатов
1 Планируемые результаты начального общего образования Система обобщенных личностно ориентированных целей образования Новоселова Лариса Владимировна Учитель начальных классов СЕКЦИОННОЕ ЗАСЕДАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАСОВ по теме «Требования ФГОС НОО к профессиональной компетентности учителя начальных классов» ИДЕОЛОГИЯ ПРОЕКТА Ориентация на результаты образования Подход к стандарту, как к общественному договору Ориентация на системно- деятельностный подход 1 ТЕМА ДОКЛАДА
2 Планируемые результаты начального образования Описывают систему учебных действий, которые осваиваются учащимися при изучении учебного материала; Служат содержательной и критериальной основой разработки образовательных программ и программ развития образовательных учреждений, учебных программ и учеб- но-методической литературы, системы оценки достижения требований стандарта; Они разрабатываются для основных междисциплинарных программ начального образования и всех учебных про- грамм, обеспечивающих реализацию инвариантной части базисного учебного (образовательного) плана; Являются основой для оценки достижения требований стандарта; Служат нормативной основой и для различных оценочных процедур, и для определения содержания и организации образовательного процесса. Отражают общую идеологию проекта. - ориентацию на результаты образования; - подход к стандарту как к общественному договору; - ориентацию на системно-деятельностный подход. Строятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих функционирование стандарта. 2
3 МЕСТО ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА АДРЕСАТЫ и ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ лица, принимающие решения о развитии системы образования на разных ее уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) учащиеся и их родители профессиональное педагогическое сообщество: * работники образования организующие и осуществляющие образовательную деятельность (учителя и школьные психологи); * работники образования, осуществляющие общее планирование и ресурсное обеспечение образовательного процесса, надзор за ходом и результатами образовательной деятельности (руководители образовательных учреждений, авторы программ и учебников, разработчики различных измерительных материалов, сотрудники различных служб контроля и оценки качества образования). ИМЕЮТ ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ И ПОТРЕБНОСТИ У КАЖДОГО ИМЕЮТСЯ СВОИ ПРИОРИТЕТЫ 3
4 Ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников Ориентиры в способах и особенностях организации образовательного процесса УЧИТЕЛЬ Ориентиры в объеме изучаемого учебного материала Ориентиры в глубине освоения материала учащимися АВТОРЫ ПРОГРАММ Планируемые результаты нужны как: Направлены на достижение Требований стандарта к результатам образования ФОРМЫ ПР с учетом потребностей пользователей Обобщенная форма (нормативный уровень) - адресована лицам, принимающим решения о развитии сис- темы образования Технологическая форма (инструктивно-методический уровень) - адресована учителям, учащимся и их родителям 4
5 1. формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; 2. воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; 3. индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФУНКЦИИ ПР ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Служить критериальной основой для оценки выполнения Требований стандарта к результатам деятельности системы образования в целом и к результатам деятельности ее отдельных субъектов 2. Являться основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса 5 УРОВНИ ДОСТИЖЕНИЯ СИСИТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИЕСЯ ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ
6 К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно- смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию, применению; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; …. 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;….. включают в себя конкретные учебные предметы: планируемые результаты соотносятся с ведущими содержательными линиями и разделами изучаемых курсов 6
7 РУССКИЙ ЯЗЫК ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ МАТЕМАТИКА ИНФОРМАТИКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государст-венного языка Российской Феде-рации, языка межнационального общения; сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах рус-ского и родного литературного языка (орфоэпических, лекси-ческих, грамматических) и прави-лах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успеш-ного решения коммуникативных задач; овладение учебными действи-ями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практи-ческих и коммуникативных задач. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, обще- го речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; овладение основами логичес-кого и алгоритмического мышле-ния, пространственного вообра-жения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представ-ления данных и процессов, за-писи и выполнения алгоритмов; приобретение начального опыта применения математических зна-ний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигу-ры, работать с таблицами, схе-мами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные; приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за нацио-нальные свершения, открытия, победы; сформированность уважитель-ного отношения к России, род-ному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесбере-гающего поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окру-жающих людей, в открытом ин- формационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следствен-ные связи в окружающем мире. 7 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРЕДМЕТАМ
8 ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Тема Предметные результаты Метапредметные УУДЛичностные УУД Познавательные УУДКоммуникативные УУДРегулятивные УУД Мир общения (10 ч.) Осознание процесса, форм и способов общения Осмысление процесса, форм и способов общения. Осмысление общения как способа получения и передачи информации. Формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми посредством общения. Освоение способов общения. Осознание восприятия человека человеком (в частности, осознание себя и окружающих) в процессе вербального и невербального общения. Слово. Знак (8 ч.) Осмысление понятий «слово», «знак», «знак-символ». Осмысление связи между словом и знаком (в частности, их взаимозаменяемости). Использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром. Освоение способов использования знаков. Осознание важности использования знаков- символов при взаимодействии с окружающим миром. Звуки (2 ч.) Освоение знаний о звуках, знаково-символической системе. Осмысление особенностей звуков и их свойств. Формирование умений слышать и слушать. Освоение способов сравнения звуков, анализа и синтеза речи. Осознание значимости мира звуков для человека. Слово и слог (10 ч.) Освоение понятия «слог», способом его образования, способом деления слов на слоги и постановки ударения. Осмысление слоговой структуры слова. Использование интонации для постановки смыслового ударения во фразе. Освоение способов деления слов на слоги и способов постановки ударения. Осознание значимости правильного произношения слов. Гласные звуки и буквы (20 ч.) Освоение понятия «гласный звук», особенности обозначения буквами. Установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его.. Формирование умений слышать и слушать звуки, формулировать ответ Освоение способов определения гласного звука; закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения Осознание связей между гласными звуками и буквами. МАТЕМАТИКА Тема Предметные результаты Метапредметные УУДЛичностные УУД Познавательные УУДКоммуникативные УУДРегулятивные УУД Сравнение и счёт предметов (11 ч.) Освоение способов сравнения предметов: по форме, величине, цвету, ориентировка в пространстве, освоение прямого и обратного счёта в пределах 10. Осмысление себя и предметов в пространстве. Формирование умения использовать в устной речи математических терминов, изучаемых в данной теме. Освоение способов определения предметов в пространстве (включая порядковый счёт), способов сравнения предметов. Осознание себя и предметов в пространстве (Где я? Какой я?). Множества (9 ч.) Освоение способов объединения предметов в группы по сходным признакам и выделение из группы отдельных предметов, различение геометрических фигур: точка, линии прямые, кривые. Осмысление понятия «множество» на предметно-конкретном уровне; развитие умений анализировать и объединять понятия. Умение аргументировать свой ответ. Освоение способов объединения предметов и выделения их из группы по определённым признакам. Осознание математических составляющих окружающего мира. Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. Освоение способов образования чисел, письмо цифр, сравнение чисел и их состав, счёт в прямом и обратном порядке, называние и обозначение действий сложения и вычитания. Осмысление вышеперечисленных математических понятий на предметно- конкретном уровне; формирование мыслительного умения переводить устную речь в письменную знаково- символическую. Формирование умения отвечать на поставленный вопрос, ознакомление с алгоритмом работы в парах. Освоение способов установления количественных взаимосвязей между объектами. Осознание «количественности» мира. Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание (58 ч.) Освоение способов сравнения, сложения и вычитания чисел, понимания математической сути задачи, измерения длины отрезка. Осмысление вышеперечисленных математических понятий на предметно- конкретном уровне; формирование мыслительного умения переводить устную речь в письменную знаково- символическую. Умение отвечать на поставленный вопрос, ознакомление с алгоритмом работы в парах. Освоение способов вычисления и установления взаимосвязи между предметами. Осознание математических составляющих окружающего мира. 8
9 Тема Имя собственное Цели Сформировать представление об именах собственных, их образовании и видах. Ввести правило написания имен собственных. Научить использовать приобретенные знания и умения при создании приглашения на день рождения. Основное содержание темы Изучение имен существительных, имеющих разные значения, имен собственных и нарицательных, виды имен собственных, их образование и правописание. Термины и понятия Имя существительное (без определения), имя нарицательное, имя собственное, многозначные слова, омонимы (без определения), географические названия. Планируемый результат Личностные умения - проявление желания помочь Винтику; - проявление позитивного отношения к процессу создания приглашения на день рождения. Метапредметные умения Познавательные: - умение объяснять различие существительных нарицательных и собственных; - умение строить предложения с именами собственными; - умение применять способ образования имени собственного и объяснять его выбор; - умение использовать приобретенные умения при создании приглашения на день рождения. Регулятивные: - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - умение соотносить учебные действия с известным правилом; - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: - умение формулировать высказывание; - умение согласовывать позиции и находить общее решение; - умение адекватное использовать речевые средства для представления результата. Предметные умения - умение строить предложения со словами, имеющими разные значения; - умение образовывать имена собственные от нарицательных и от собственных; - умение писать имена собственные и нарицательные в тексте. Технологическая карта.. (русский язык) 9
10 В СТРУКТУРЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫДЕЛЯЮТ 3 УРОВНЯ ОПИСАНИЯ = 3 БЛОКА ЦЕЛЕЙ 1.Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета: 2.Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала: 3.Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета: «РАДИ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ИЗУЧАТЬ ПРЕДМЕТ» «ВЫПУСКНИК ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ» «ВЫПУСКНИК НАУЧИТСЯ» 10
11 Общие принципы новой системы оценивания Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Оценивание является критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса – за счет выбора процедур, форм, содержания оценочной деятельности 11
12 Инструментарий для оценки достижения планируемых результатов Основой для построения системы оценки служат: операционализированная система планируемых результатов (н-р: документ «Примеры операционализации планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по отдельным предметам»). система заданий, оценивающая достижение каждого из планируемых результатов (н-р: документ «Примеры заданий для выпускников начальной школы. Математика, русский язык, окружающий мир»). 12
13 Отличительные особенности новой системы оценки достижения планируемых результатов комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; оценка динамики образовательных достижений учащихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.; использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений. 13
14 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ Сопровождаются примерами заданий базового и повышенного уровня, используемых при итоговой оценке достижения планируемых результатов Задания базового уровня сложности Задания повышенного уровня сложности Стандартные учебно- познавательные или учебно-практические задания, в которых очевиден способ учебных действий Стандартные учебно- познавательные или учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения 14
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.