Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемРимма Енакиева
1 Значимость семьи в реализации своевременной профилактики девиантного поведения обучающихся Главный вн. детский нарколог г. Челябинска, заведующая СНОН ГБУЗ «ЧОКНБ» Трубина Ольга Сергеевна
2 Девиантное (отклоняющееся) поведение Антидисциплинарное – конфликтность, драчливость, прогулы занятий, срывы уроков Асоциальное (антиобщественное ) - неповиновение старшим, отказ от учебы, бродяжничество, употребление психоактивных веществ, сексуальные эксцессы Асоциальное (антиобщественное ) - неповиновение старшим, отказ от учебы, бродяжничество, употребление психоактивных веществ, сексуальные эксцессы Делинквентное (противоправное) - кражи, нанесение телесных повреждений, увечий, угон транспорта, сексуальные извращения Аутоагрессивное - Самопорезы, аутоагрессия в состоянии опьянения, ожоги, заглатывания инородных тел, демонстративные суицидальные попытки
3 Раннее профилактическое вмешательство в наркологии (Брюн Е.А. и др г.) Активное выявление лиц с факторами риска наркологических заболеваний, а также потребителей ПАВ с начальными признаками формирования зависимости, и своевременное оказание им адресной дифференцированной психологической и медицинской помощи в целях предупреждения развития наркологической патологии.
4 Задачи раннего профилактического вмешательства (Брюн Е.А. и др г.) Своевременное выявление факторов риска Раннее выявление скрытых форм наркотизации Формирование мотивации к обращению за наркологической медицинской помощью Своевременное оказание наркологической помощи заинтересованным лицам, их семьям и близким родственникам Осуществление мониторинга локальной наркоситуации в организованных коллективах Корректировка профилактической антинаркотической работы в организованных коллективах
5 Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (утверждена г.) Субъекты профилактики: обучающиеся воспитанники их родители (законные представители) специалисты образовательных учреждений сотрудники территориальных органов ФСКН России сотрудники органов внутренних дел представители общественных объединений и организаций, способные оказывать влияние на формирование здорового образа жизни в среде несовершеннолетних и молодёжи Объекты профилактики: обучающиеся воспитанники условия и факторы жизни обучающихся, воспитанников (связанные с риском употребления ПАВ, влияние которых можно корректировать или нивелировать за счет специально организованного профилактического воздействия)
6 ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА (Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде) Направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих зависимость. Эта работа ориентирована на работу со здоровыми детьми и лицами из групп риска по употреблению ПАВ. К группам риска относятся: - несовершеннолетние и молодежь, в ближайшем окружении которых есть систематические потребители алкоголя и/или наркотических средств; - несовершеннолетние, находящиеся в трудных жизненных обстоятельствах и неблагоприятных семейных или социальных условиях.
7 Тестирование учащихся образовательных учреждений направлено на раннее (своевременное) выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ - является одной из форм первичной профилактики наркомании.
8 При даче родительского согласия на медицинское тестирование: - создается повод для проведения соответствующей беседы с детьми; - заостряется внимание на необходимости своевременного привлечения специалистов наркологической службы в случае имеющихся опасений;
9 ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА (Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде) Система - социальных, - психологических - медицинских мер, направленных на лиц, употребляющих ПАВ, с целью предотвращения формирования зависимости от ПАВ. Целевыми группами детей, подростков и молодежи являются лица, систематически употребляющие ПАВ, но не обнаруживающие признаков формирования зависимости как болезни (алкоголизма, токсикомании, наркомании)
10 Родители ребёнка играют очень важную, подчас ключевую, роль в развитии и поддержании мотивации у своего ребёнка к изменениям поведения, в том числе и в отношении психоактивных веществ, к отказу от них. Родители ребёнка играют очень важную, подчас ключевую, роль в развитии и поддержании мотивации у своего ребёнка к изменениям поведения, в том числе и в отношении психоактивных веществ, к отказу от них.
11 В ситуации коррекции проблемного поведения ребёнка, связанного с потреблением алкоголя или наркотиков (или с высоким риском этого) задача родителей: – формирование и повышение мотивации к отказу от их употребления (а задача ребёнка - в осуществлении самого отказа). - возложение посильной части ответственности на ребёнка за его собственное поведение, за его выбор, повышает вероятность отказа от употребления им каких- либо психоактивных веществ.
12 Благополучная семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.
13 Признаки благополучной семьи: 1. Сильная родительская позиция с четкими семейными правилами; 2. Гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и старшими членами семьи; 3. Наличие «образцов» поведения и взаимоотношений; 4. Эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти».
14 Функции благополучной семьи: 1. Воспитательная – в семье удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и их воспитании, родители могут реализовать себя в детях. 2. Хозяйственно-бытовая – удовлетворение материальных потребностей. 3. Эмоциональная – удовлетворение членами семьи потребностей в симпатии, уважении, эмоциональной поддержке. 4. Генеративная – удовлетворение сексуально-эротических потребностей. 5. Функция духовного (культурного) обогащения – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. 6. Психотерапевтическая – абсолютное принятие каждого из членов семьи, независимо от внешности, недостатков. 7. Функция социального контроля (функция первичной социализации) – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи.
15 Социализация – это… 1) весь многогранный процесс «очеловечивания» человека, вхождение индивида в социальную среду и предполагающий социальное познание, социальное общение, социальные навыки, всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и т.д.; 2) усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого формируется личность; 3) развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой и процесс усвоения социальных норм; 4) процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.
16 Источники социализации ребенка: 1) передача культуры через семейные институты, в процессе воспитания; 2) влияние в процессе общения и совместной деятельности; 3) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения; 4) процесс саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.
17 Воспитание – это… 1) важнейшая функция любого общества, процесс, складывающийся из социальных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействия среды и активности самой личности как субъекта этого процесса; 2) целенаправленное управление процессом развития личности, часть процесса социализации, протекающего под определенным социальным и педагогическим контролем.
18 Правовая социализация – это… 1) усвоение законов, правовых норм и требований, определяющих меру возможного и должного поведения; 2) постепенное овладение социальными навыками; 3) осознание своих прав и способов их реализации; 4) понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными институтами.
19 Цель правовой социализации – обеспечение правомерного поведения, формирование у личности такого интегрального правового образования, как правосознание.
20 Схема процесса деморализации с последующей криминализацией (дефекты социализации) детей и подростков: Конфликты с родителями (дефекты семейной социализации); Трудности, неудачи в школе (дефекты социализации в школе); Контакты, сближение с деморализованными сверстниками (дефекты социализации в группах сверстников).
21 Виды неблагополучных семей: 1. Криминогенная семья. 2. Аморальная семья. 3. Проблемная семья. 4. Неполная семья. 5. Псевдоблагополучная семья.
22 Криминогенная семья – такая, члены которой совершают (или совершали) преступления. Опасность данного вида семьи заключается в том, что в ней ярко проявляется преемственность совершения преступного деяния подростком.
23 Аморальная семья характеризуется алкогольной и сексуальной деморализацией
24 Проблемная семья характеризуется постоянной конфликтной атмосферой
25 Неполная семья характеризуется дефектами в структуре
26 Псевдоблагополучная семья характеризуется применением неправильных методов воспитания.
27 Профилактика семейного неблагополучия: Лишение родительских прав; Отобрание ребенка без лишения родительских прав; Применение мер по устранению родительской безответственности; Семейная психотерапия.
28 Формы родительской безответственности: Прямое невыполнение обязанностей по воспитанию детей родителями, ведущими преступный, аморальный образ жизни; Полное самоустранение отцов от воспитания детей; Отчужденность между детьми и родителями; Передача воспитательных функций общественным учреждениям.
29 Возможности Центр медико-психологической помощи несовершеннолетним ГБУЗ «Челябинская областная клиническая наркологическая больница» проводит: ЛЕКТОРИЙ для близких родственников несовершеннолетних с проблемным поведением ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ЛЕКЦИИ для несовершеннолетних группы риска Запись на лекции - в регистратуре для несовершеннолетних поликлиники ЧОКНБ тел (с 8-00 до 16-00) Возможные темы лектория для родственников несовершеннолетних с проблемным поведением - Что такое гармоничная, функциональная семья и как достичь этого. - Взаимоотношения между родителями, родителями и детьми - Появление зависимости, первые признаки, если она уже возникла - Что делать, если… Возможно дополнительное проведение тренинговых групп по интересующим темам.
30 Возможности Тел (с 9-00 до 16-00) - Информирование по вопросам оказания наркологической помощи - тел. «Горячей линии» ЧОКНБ Тел (с до 8-00) - Телефон Доверия для детей и взрослых, оказавшихся в кризисной ситуации (государственный) Тел Телефон Доверия для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
31 Возможности ОЦДиК (г. Челябинск, ул. Худякова, 20) тел Детско-подростковая служба ГБУЗ «ЧОКНБ» т. 8 (351)
32 Благодарю за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.