Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемОльга Ащерина
1 ТЕМА: НОРМАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ, ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ, ПСЕВДОПРОЕКТЫ
2 НОРМАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Нормальный» проект – это социальный проект, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, который имеет пространственно-временные и ресурсные границы, воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.
3 НОРМАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Исходя из того, что социальное проектирование – это конструирование действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам, основные характеристики «нормального» или стандартного социального проекта:
4 НОРМАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ 1. Целевая направленность – достижение социально значимой цели. То есть востребованной обществом или значительной социальной группой. В рамках объектно- ориентированного подхода это может быть развитие новых социальных процессов, явлений или изменение социальных институтов.
5 НОРМАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В рамках проблемно-ориентированного подхода – это может быть решение социальных проблем, существующих в реальности и осознаваемых обществом, социальными группами как значимое противоречие, осложняющих их жизнь. В рамках субъектно-ориентированного (тезаурусного) подхода – это может быть раскрытие творческого потенциала социальных субъектов, их личностное становление и развитие.
6 НОРМАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ 2. Наличие полного жизненного цикла. То есть, в данном проекте должны быть представлены все стадии жизненного цикла: 2.1. Аналитическая стадия – анализ, продумывание и осмысление актуальности, объекта и предмета, цели и задач Стадии планирования – планирование этапов, содержания работ, сроков и т.д Стадии реализации 2.4. Стадии завершения или подведения итогов.
7 НОРМАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ 3. Научная обоснованность проекта, его практическая значимость Проект должен дать реальный результат, который окажет реальное, а не иллюзорное влияние на жизнь какой- либо социальной группы Затраты на реализацию проекта должны быть обоснованы, рациональны и функциональны. Нельзя «выбрасывать деньги на ветер».
8 ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Впервые слово престиж, пришедшее к нам из французского языка (фр. prestige), фиксируется русской лексикой лишь в начале XX в. – в 3-м (Бодуэновском) издании «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля, где для этого слова даются значения «авторитет, влияние» и «обаяние, обольщение». Эти значения несут на себе отпечаток семантики исходного французского слова.
9 ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Еще в 60-е гг. XIX в. слово престиж носило оттенок чужеродности, т.е. ощущалось носителями языка как иностранное слово. Так, в этот период А.И. Герцен пишет слово престиж то русскими, то латинскими буквами. В некоторых контекстах престиж выступает фактически в качестве синонима слова репутация.
10 ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Преимущественная сфера приложения оценки престиж в этот период – это сфера власти, именно к ней относится абсолютное большинство употреблений данного понятия. Как правило, речь идет о престиже институтов власти (престиж монархии, папской власти и проч.) и отдельных лиц или групп лиц, обладающих властью и высоким социальным статусом (например, престиж императора, генерал- губернатора).
11 ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Содержание в своей семантике, смысловом значении элемента «власти» – влияния, способности повелевать, указывает, что слово «престиж» подразумевало способность побуждать людей к каким-либо действиям, возможность влияния.
12 ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Во второй половине XIX в. уже намечается осознание престижа как чего-то иллюзорного, основанного лишь на внешнем впечатлении, а не на реальных ценностях и заслугах; возникают смысловые оппозиции «престиж» и «функциональность», «престиж как иллюзорная ценность» и «реальные ценности».
13 ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ В к. XX – н. XXI в. понятие престиж уже регулярно вступает в указанные смысловые оппозиции: на одном полюсе ПРЕСТИЖЕМ – на другом – УТИЛИТАРНОСТЬ. «Это не машина и не спортивный болид, это скорее символ престижа, статусная вещь и супердорогая игрушка для взрослых мальчиков, выброшенные на ветер престижа деньги».
14 ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Престиж осознается как «роскошь», как нечто необязательное, противопоставленное чему-то жизненно важному. Престиж осознается как ложная ценность и, соответственно, противопоставляется настоящим ценностям, настоящим заслугам. Актуализируется понимание престижа как «необеспеченной» ценности – как оценки, не обоснованной реальными заслугами, как «понты».
15 ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Отсутствие такой обоснованности, в свою очередь, приводит к тому, что престиж необходимо демонстрировать какими-либо внешними проявлениями, отсюда – «разбазаривание ресурсов». «С точки зрения экономики это чистой воды разбазаривание ресурсов, это спираль престижей, явление, мягко говоря, уродливое. Какое отношение это имеет к делу?»
16 ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Понятие престиж сближается с понятием имиджа: стремление к созданию или поддержанию имиджа может заставить забыть об утилитарных соображениях (рекламный слоган: имидж ничто – жажда все) и нравственных ценностях. Наблюдается устойчивая связь понятия престиж с представлениями о материальном благосостоянии.
17 ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Другой аспект взаимосвязи престижа и «денежной» сферы состоит в том, что дорогие вещи являются символами, знаками престижа. Наличие знаков, символов – один из важных признаков понятия престиж, отличающих его от смежных понятий.
18 ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Это отчасти связано с тем, что: 1) для поддержания престижа важна эксклюзивность: престиж возникает вследствие обладания тем, чего нет и не может быть у всех, что выделяет тот или иной объект или лицо (сами «блюдут» свою марку, заботясь о ее престиже и эксклюзивности). 2) престиж, в отличие от авторитета, не всегда основывается на реальных заслугах, поэтому он «окружает» себя знаками- подтверждениями.
19 ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Престиж социальный – общественная оценка положения отдельного человека или социальной группы в социальной системе. Различные статусные позиции в обществе наделяются разным социальным престижем, выражающим оценку привлекательности тех или иных позиций.
20 ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Социальный престиж является важным показателем социальной стратификации. Он символически оформляет и закрепляет поляризацию общества, взаимные оценки, притязания и ожидания социальных групп, становится механизмом консервации новых отношений.
21 ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Макс Вебер рассматривал престиж как показатель социальной репутации, "ресурс особого рода", наделяющий социальной значимостью определенные статусные группы. В современной социологии Поль Бурдье выразил эту проблему в идее "символического капитала", который наряду с экономическим, культурным и социальным капиталом определяет позицию и влияние своего носителя в обществе.
22 ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Престиж-проекты – проекты, целевая установка которых основывается на феномене престижного потребления. Их, по существу, нельзя отнести ни к одному из выделенных типов: такие проекты могут возникать в любой тематической области, иметь любую форму финансирования, обладать любым масштабом и требовать самых разных сроков для реализации.
23 ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Специфика их замысла состоит в закреплении социальных различий знаками престижа. Финансовая сторона таких проектов основывается на парадоксе потребительского поведения, вскрытом известным американским экономистом и социологом Торстейном Вебленом ( ) в его книге «Теория праздного класса» (1899).
24 ПРЕСТИЖ-ПРОЕКТЫ Определенными социальными слоями покупается не то, что экономически выгоднее (минимум затрат при максимуме качества), а то, что является престижным. Однако престижность изменяет не только стоимостные показатели проекта, но и другие его характеристики, поскольку речь идет об особом жизненном стиле показного потребления, демонстративных трат.
25 ПСЕВДОПРОЕКТЫ Псевдопроект – видимость проекта, форма, которой прикрывается какое- то другое содержание, не представленное в самом псевдо проекте. Социальный феномен псевдо проектной деятельности вполне объясняется популярностью проектной формы.
26 ПСЕВДОПРОЕКТЫ Выделяют две разновидности псевдо проектов: проекты-фикции и квази проекты. 1. Проекты-фикции используют проектную форму как маскировку (латинское «fictio» означает выдумку, вымысел). Это могут быть псевдопроекты по типу конторы «Рога и копыта» Остапа Бендера, когда фикция имеется уже на стадии замысла. Это могут быть и своего рода декорации деятельности, изображение позитивных результатов проектов там, где они не были достигнуты.
27 ПСЕВДОПРОЕКТЫ В этих случаях, прежде всего, обнаруживается заинтересованность в получении финансирования под проект, которое на самом деле планируется или потратить на другие цели (тогда мы имеем дело с «Рогами и копытами»), или использовать на проект только частично, позже составив фиктивный отчет о расходовании средств и представив реализацию проекта на отдельных удавшихся объектах (тогда перед нами – «Потемкинские деревни»).
28 ПСЕВДОПРОЕКТЫ 2. Квазипроектами (латинская приставка «quasi» означает «как будто» и соответствует по значению словам «мнимый», «ненастоящий») мы называем те, что обладают всеми признаками настоящего проекта, но планируют нововведение, которое на самом деле таковым не является. Форма проекта в этом случае позволяет сохранить инициаторам имеющееся положение под видом того, что это инновация.
29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Основная характеристика престиж- проектов и псевдо проектов – это: 1. Отсутствие социально значимой цели. 2. Отсутствие научной обоснованности проекта, практической значимости. 3. Затраты на реализацию проекта не обоснованы, не рациональны, отвлекают ресурсы от реализации того, что составляет общественный интерес.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.