Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлина Бобринская
1 Тема: Эффективность муниципального управления План: 1. Необходимость выявления и оценки степени эффективности муниципального управления 2. Понятие эффективности муниципального управления и система показателей для ее определения 3. Методические особенности оценки эффективности муниципального управления и способы ее повышения
2 Первый вопрос. Необходимость выявления и оценки степени эффективности муниципального управления Муниципальное управление, как и любой вид управленческой деятельности, является финансово затратным, поэтому нуждается в систематическом измерении и оценке его эффективности такой подход позволяет: -выявить факторы, влияющие на реализацию генеральной и частных целей муниципальной деятельности; -получить по результатам контроля информацию, необходимую для анализа причин и источников неэффективных управленческих решений;
3 -вскрыть процессы, не поддающиеся или трудно поддающиеся управленческим воздействиям; -определить влияние управленческих решений на эффективность использования всех видов местных ресурсов; -разработать прогнозы, определить направления и пути совершенствования процессов муниципального управления; -повысить эффективность муниципального управления; -определить рациональность муниципального управления с позиций повышения качества жизни населения подведомственных территорий, что является обобщающим критерием эффективности работы органов местного самоуправления.
4 При оценке качества жизни необходимо учесть, что это – комплексная характеристика и отдельные показатели, входящие в ее состав, могут иметь разную величину и динамику, в том числе противоречивую. К тому же качество жизни населения зависит не только от эффективности муниципального управления, но и от общей социально- экономической ситуации в государстве, содержательности политики федеральных и региональных властей. Эффективность муниципального управления не может быть измерена каким-либо одним показателем, она выступает результатом сложного взаимодействия различных факторов: природных, человеческих, социально- экономических, экологических и других, оказывающих влияние на принятие и реализацию управленческих решений.
5 При оценке эффективности учитывается следующие моменты: - насколько в процессе муниципального управления созданы условия для формирования, развития и реализации потенциала личности, домашнего, муниципального хозяйства, бизнеса, развивающихся в границах каждого конкретного муниципалитета; - насколько успешно минимизируется экономическая зависимость муниципального образования от социально-экономической политики органов государственной власти субъекта федерации; - насколько рационально органами местного самоуправления в процессе реализации ими вопросов местного значения используется имущество, находящегося в муниципальной собственности, средства местного бюджета, имущественные права муниципального образования для формирования самодостаточности личности, домашнего хозяйства, малого бизнеса.
6 Второй вопрос. Понятие эффективности муниципального управления и система показателей для ее определения. Эффективность муниципального управления - это результат управления («вмешательства»), направленного на изменение формы, свойств, характера условий, обеспечивающих формирование, наращивание и реализацию потенциала личности, домашнего хозяйства, бизнеса муниципального образования, отнесенный к затратам на его достижение. Под эффективностью понимается также количественно определенное влияние «нового» управления на результаты деятельности органа власти, отнесенной к затратам. Для достижения эффективности органы местного самоуправления организовывают управление, решая возникающие на территории муниципального образования проблемы.
7 Проблема - это фактическое положение дел, не соответствующее желаемому. Эффект (лат. «effectus») - это действие; эффективный (лат. «effectivus») - действенный, дающий желаемый результат. Эффект управления – это способность субъекта управления целенаправленно воздействовать на объект управления с целью достижения поставленных задач в изменяющихся условиях, в большинстве своем он ориентирован на будущее. Цель управленческой деятельности, в том числе и муниципального управления, – получение большего эффекта с наименьшими затратами. Поэтому эффективность можно рассматривать как определенную оценку правильности (неправильности) принятого решения по отношению к полученному результату. Существуют и широко используются понятия экономической, социальной, экологической и других видов эффективности.
8 Экономическая эффективность характеризует сбережение усилий, средств в каждый данный момент при функционировании действующих систем в заданных условиях. Социальная эффективность - качественная оценка деятельности, выражающая соответствие цели органа власти потребностям населения. Под социальным эффектом понимается создание благоприятных условий для населения на территории муниципального образования, повышение качества предоставляемых услуг, а также создание более благоприятных условий труда работников, осуществляющих функции обследования населения. Социальный эффект чаще определяют качественными сдвигами, которые происходят на территории муниципального образования вследствие многосложности его количественного измерения.
9 Социальный эффект преимущественно измеряется косвенными результатами: сокращением времени обслуживания, повышением качества обслуживания, улучшением социально-психологической обстановки, расширением перечня предоставляемых услуг. Сдерживающими моментами в измерении эффективности муниципального управления являются: - трудности формализованного описания социально- экономических процессов, протекающих на территории муниципального образования; - сложность получения достоверной исходной информации; - трудности выявления отдельных показателей эффективности, носящих комплексный, обобщенный характер.
10 В теории различают внутреннюю и внешнюю эффективность муниципального управления. Внутренняя эффективность - это эффективность работы органов местного самоуправления, которая состоит в разработке, принятии и организации исполнения управленческих решений. Внешняя эффективность - это уровень удовлетворения запросов населения, проживающего на территории муниципального образования. Для количественной и качественной оценки обоих видов эффективности чаще применяют интегральную сумму эффективностей. При этом обязательным условием является разработка критериев и измерителей эффективности муниципального управления, а также согласованных методов расчета отдельных показателей.
11 Элементами системы критериев и измерителей эффективности муниципального управления являются: действенность; экономичность, качество, соотношение результатов и затрат, удовлетворенность работой, внедрение инноваций. Действенность - это степень достижения системой муниципального управления поставленных перед ней целей. Чтобы ее измерить, сравнивают планируемые результаты управления с фактическими. Измерение действенности направлено на оценку работы как отдельного работника, так и более высоких уровней управления. Экономичность - это соотношение ресурсов, которые предполагалось израсходовать на достижение определенных целей и выполнение конкретных работ, с фактически потребленными.
12 Качество - это степень соответствия системы управления предъявляемым к ней требованиям и ожиданиям. Соотношение результатов и затрат - это соотношение объема муниципальных услуг системы (действенность) и затрат на оказание этих услуг (экономичность). Удовлетворенность работой - престижность работы в сфере муниципального управления, подкрепляемое чувством безопасности, уверенности. Методы измерения этого показателя основаны на определении степени соответствия представлений работников о социально-психологических условиях с фактическими условиями. Внедрение инноваций отражает реальное использование новых достижений в области организации управления для достижения поставленных целей.
13 Измерителями эффективности муниципального управления могут быть: - общая социальная эффективность, - эффективность организации муниципального управления; - эффективность системы муниципального управления. В качестве измерителя общей социальной эффективности муниципального управления выступает динамика уровня и качества жизни населения. Для определения эффективности организации муниципального управления используется система показателей. Они могут быть разделены на три группы: 1) эффективность процесса управления, 2) рациональность организационной структуры управления, 3) эффективность организационно-технического уровня системы муниципального управления.
14 Первая группа характеристик. Эффективность процесса управления как соотношение затрат на управление и результирующих показателей управленческого труда. В качестве затрат на управление могут применяться текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления. Результирующие показатели управленческого производительность аппарата управления как объемом выработанной в процессе управления информации.
15 Экономичность аппарата управления – это относительные затраты на его функционирование (удельный вес затрат на содержание аппарата управления). Адаптивность системы управления как способность эффективно выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий. Гибкость системы управления характеризует возможность органов управления изменять в соответствии с возникающими задачами свою роль в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности. Оперативность принятия управленческих решений характеризуется своевременностью выявления управленческих проблем и скоростью их решения, обеспечивающая максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных управленческих процессов.
16 Надежность аппарата управления характеризуется безотказным функционированием, т.е. способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов (уровень выполнения плановых заданий, соблюдение утвержденных нормативов и отсутствие отклонений при исполнении указаний). Вторая группа показателей характеризует рациональность организационной структуры управления через установление ее соответствия объекту управления. Это: сбалансированность состава функций и целей управления, соответствие численности состава работников объему и сложности работ, полнота обеспечения требуемой информацией, обеспеченность процессов управления техническими средствами.
17 Третья группа показателей, характеризующих эффективность организационно-технического уровня системы муниципального управления, может быть представлена в виде формулы: Эоту = (К1 + К2 + К3 + К4 + К5 + К6 + К7 + К8 + К9 + К10 + К11) / 11, где: Эоту - эффективность организационно- технического уровня системы муниципального управления; К1 - уровень разделения труда служащих; К1 = С1 / С, где С1 - число служащих, действующих на основе должностных инструкций; С - общее число служащих;
18 К2 - уровень технологичности управления; К2 = Ф1 / Ф, где Ф1 - число функций органа или структурного подразделения, на выполнение которых имеются инструктивные или методические материалы; Ф - общее число функций органа или структурного подразделения; К3 - уровень контроля исполнения управленческих решений; К3 = Р1 / Р, где Р1 - число контролируемых решений за определенный период; Р - общее число решений за тот же период; К4 - уровень планирования деятельности служащих; К4 = Сп / С, где Сп - число служащих, работа которых планируется в данном периоде; С - среднесписочный состав служащих; К5 - уровень числа служащих, текущие результаты которых постоянно оцениваются; К5 = Со / С, где Со - число служащих, текущие результаты которых постоянно оцениваются; С - общее число служащих;
19 К6 - уровень стабильности кадров; К6 = 1 - С2 / С, где С2 - число служащих, уволенных за год; С - общее число служащих; К7 - уровень дисциплинированности кадров; К7 = 1 - С3 / С, где С3 - число служащих, получивших за год дисциплинарные взыскания; С - общее число служащих; К8 - уровень организации рабочих мест служащих; К8 = 1 - С4 / С, где С4 - число служащих, рабочее место которых соответствует требованиям научной организации труда на площади, оснащенной в соответствии с условиями труда; С - общее число служащих; К9 - уровень технической вооруженности служащих; К9 = 1 - С5 / С, где С5 - число служащих, использующих персональные компьютеры; С - общее число служащих;
20 К10 - уровень организации профессиональной подготовки служащих; К10 = 1 - С6 / С, где С6 - число служащих, прошедших профессиональную подготовку за год; С - общее число служащих; К11 - уровень работы с обращениями граждан в органы муниципального управления; К11 = 1 - О1 / О, где О1 - число обращений граждан за определенный период, по которым приняты решения в установленные сроки; О - общее число обращений граждан за тот же период.
21 Третий вопрос. Методические особенности оценки эффективности муниципального управления и способы ее повышения Для оценки эффективности системы муниципального управления могут использоваться следующие методические подходы: 1. Оценка степени достижения основных целей муниципального управления. Эффективность системы муниципального управления по данному методу рассчитывается по формуле: Эц = Кув x Куж x Кунпч, где Эц - обобщенный коэффициент достижения целей системы муниципального управления. Кув - коэффициент уровня выживания населения соответствующего муниципального образования, определяется отношением числа родившихся на территории муниципального образования за оцениваемый период к числу умерших за тот же период. Если коэффициент >1, то деятельность муниципальных органов власти дала положительный результат.
22 Куж - коэффициент уровня жизни населения на соответствующей территории. Определяется как отношение величины денежной суммы прожиточного минимума за период оценки к аналогичному показателю за предыдущий период. Если это соотношение >1, то деятельность муниципальных органов власти дала положительный результат. Кунпч - коэффициент уровня нарушений прав человека в соответствующем муниципальном образовании за определенный период. Этот показатель определяется отношением количества случаев нарушения прав человека, юридически установленных органами власти, за предыдущий и оцениваемый периоды. Если он >1, то деятельность органов муниципальной власти дала положительный результат.
23 Метод соотношения потребностной, результативной и затратной видов эффективности. Кроме определения целевой, затратной и ресурсной эффективности рассчитывают потребностную эффективность, характеризующуюся соответствием целей муниципального управления нормативным идеалам и ценностным нормам, принятым местным сообществом. Комплексному понятию этого вида эффективности соответствует выражение: Эк = П / Ц x Ц / Р x Р / З. Из этого выражения непосредственно потребностной эффективности (отношению целей к потребностям, идеалам и нормам) соответствует формула: Эп = П / Ц.
24 Результативная эффективность (отношение достигнутого результата к преследуемым целям) формализуется выражением: Эр = Ц / Р. Затратная эффективность (отношение затрат к достигнутым результатам) определяется по формуле: Эз = Р / З. Интегральный показатель, рассчитываемый перемножением рассчитанных частных показателей, используется в качестве обобщающей характеристики эффективности муниципального управления. С целью повышения эффективности муниципального управления применяется ряд способов обеспечения оптимальности принимаемых муниципальных решений. Это методы: общественной дискуссии, голосования «за» и «против», деловой игры, «мозговой атаки». Суть «общественной дискуссии» состоит в выработке совместного решения в процессе публичного обсуждения какой- либо проблемы.
25 Общественная дискуссия предполагает наличие у участников уже сложившихся мнений (иногда противоречивых и даже конфликтных), обсуждения их преимуществ и недостатков, выработку управленческого решения и совместный выбор наиболее эффективного способа разрешения проблемы. Голосование «за» и «против» заключается в том, что участниками являются жюри в составе экспертов, члены концепций «за» и «против». Затем представители противоположных концепций по очереди приводят свои аргументы, фиксируемые на табло доводов с последующей взаимной заменой участников обеих концепций.
26 Члены жюри каждому варианту присваивают свои бальные оценки, на основе которых отбираются оптимальные варианты. В завершение члены жюри совершенствуют рассматриваемые варианты и выбирают из них лучший. Мозговая атака заключается в групповом обсуждении с целью получения новых идей, вариантов решений, обсуждение продолжается минут. Для выступления предоставляется 2-3 минуты, в каждом выступлении требуется выдвинуть как можно больше новых идей. Критика запрещена. Выступления фиксируются, а затем анализируются для выбора лучшего решения.
27 В завершение отметим, что эффективность муниципального управления - многогранное понятие. Она может быть измерена только системой показателей. Для измерения эффективности муниципального управления требуется совокупность нескольких методических подходов, при каждом из которых эффективность имеет свое качественное содержание. В каждом конкретном случае необходимо обосновать и разработать систему критериев и показателей, которая по своей сложности соответствовала бы сложности самого объекта управления. При этом рассчитывают обобщающие критерии и интегрированные показатели эффективности.
28 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.