Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАнтон Маткевич
1 Этика и деонтология в терапии Ильичева О.Е. главный специалист терапевт Министерства здравоохранения Челябинской области
2 Этика –система норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению друг к другу, к обществу на основе общечеловеческих представлений о добре и зле, а также – философское учение о морали, нравственности, как одной из форм идеологии, о ее сущности, законах исторического развития и роли в общественной жизни Медицинская этика- совокупность моральных критериев, которыми руководствуется работник здравоохранения в повседневной работе, направленной на удовлетворение потребностей общества и каждого человека в сохранении и укреплении состояния здоровья или возвращении его при болезни
3 Медицинская деонтология – совокупность этических норм при выполнении медицинским работником своих профессиональных обязанностей, а также принципов поведения, профессиональных приемов психологического общения с обратившимся к врачу здоровым или больным человеком Медицинская этика не несет в себе специфики отдельной врачебной специальности Медицинская деонтология имеет прикладной характер, обусловленный той или иной медицинской профессией, т.е. различают деонтологию педиатра, терапевта, эндокринолога, хирурга, онколога, рентгенолога, венеролога.др.
4 Принципы медицинской деонтологии Вопросы сохранения врачебной тайны Меры ответственности за жизнь и здоровье больных Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе, между медицинским персоналом и больным, его родственниками Правила об отношениях между врачом и пациентом Поведение медицинского персонала направленное на повышение эффективности лечения Исключение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности
5 Общие обязанности медицинских работников: осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями – врачебный персонал, средний и младший медицинский персонал соблюдать врачебную тайну; совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях и др.
6 Первая особенность - широкий круг проблем, с которыми обращаются больные к врачу-терапевту, что требует особо глубокого и вдумчивого отношения врача к пациенту, деонтологического подхода в их решении. Вторая особенность - личностная опосредованность всех проявлений заболевания в клинике внутренних болезней. Необходимость психотерапевтических навыков врача для решения профессиональных вопросов. Особенности реализации деонтологического подхода в работе врача-терапевта
7 Свердловская область 29,9 % Ставропольский край 29,7 % Владимирская область 29,5 % Камчатский край 29,0 % Челябинская область 28,7 % Волгоградская область 28,4 % Амурская область 26,9 % Карачаево-Черкесская Республика 26,0 % Республика Дагестан 16,6 % Здравоохранение в целом отрицательно оценивается населением
8 Вопросы медицинской этики в современном здравоохранении Число жалоб на медицинских работников и судебных тяжб возрастает В структуре обращений граждан в Минздрав Челябинской области вопросы этики и деонтологии составляют: 2011 год % 2012 год- 5.0% 2013 год- 2.42% 2014 год- 2.19% председатель Комитета по этике НП «Медицинская палата Челябинской области» Огошкова И.А
9 1. Право на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала 2. Право на выбор врача с учетом его согласия, выбор ЛПУ 3. Право на проведение по просьбе пациента консилиума и консультации 4. Право на облегчение боли, связанной с заболеванием…. 5. Право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и ….
10 6. Право на информированное добровольное согласие на медицинские вмешательства 7. Право на отказ от медицинского вмешательства или прекращение… (кроме ст.34 «оказание медицинской помощи без согласия граждан») 8. Право на получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, выборе лиц кому может быть передана информация о состоянии здоровья пациента… 9. Право на получение услуг по ДМС 10. Право на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи
11 11. Право на допуск к пациенту адвоката или законного представителя для защиты его прав 12. Право на духовную поддержку – на допуск к пациенту священнослужителя, предоставления условий для отправления религиозных обрядов… 13. Право непосредственного знакомства с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья и получение по ней консультации других специалистов 14. Право обжалования у руководителя ЛПУ, в профессиональной медицинской ассоциации неправомерных действий медицинских работников… Copyright, М.Э. Шубина, 2014
12 Способы защиты прав пациента: Административный (ведомственный) Досудебный Судебный
13 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 323-ФЗ Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года Вступил в силу 01 января 2012 года ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 323-ФЗ
14 Статья 4. Основные принципы охраны здоровья Основными принципами охраны здоровья являются: 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; 3) приоритет охраны здоровья детей; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; 6) доступность и качество медицинской помощи; 7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; 9) соблюдение врачебной тайны.
15 1. Каждый имеет право на медицинскую помощь. 2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Статья 19. Право на медицинскую помощь
16 1. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи. 2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении 3. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация. 4. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. 5. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Статья 22. Информация о состоянии здоровья
17 Медицинские работники и руководители медицинских организаций не вправе: принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (их представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени этих организаций) (далее соответственно - компания, представитель компании) подарки, денежные средства (за исключением вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, в связи с осуществлением медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности), в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний. Статья 74. Ограничения, налагаемые на медицинских работников и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности
18 заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий (за исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий); получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам (за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий); выписывать лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.
19 1. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. 2. Право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют: 1) лица, получившие фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста; 3. Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 4. Лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и прохождения аккредитации. 5. Лица, не завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Статья 69. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности
20 Врачебные ошибки Недостатки навыков клинического обследования больных Недостатки навыков лечебно- профилактических мероприятий Недостатки навыков лабораторно- инструментальных исследований Недостатки навыков медицинских манипуляций Недостатки навыков по инфекционной безопасности М.Э. Шубина, 2014
21 Врачебная ошибка Врачебная ошибка – непреднамеренное нанесение вреда здоровью человека в связи с проведением оправданных диагностических, лечебных и профилактических мероприятий
22 Врачебная ошибка Врачебная ошибка – добросовестное заблуждение врача, основанное на несовершенстве самой врачебной науки и ее методов, либо в результате атипичного течения заболевания или недостаточной подготовки врача, если при этом не обнаруживается элементов халатности, невнимательности и медицинского невежества 22
23 Дефект оказания медицинской помощи Дефект оказания медицинской помощи – некачественное оказание медицинской помощи, нарушение процесса диагностики, лечения, которое могло повлечь или повлекло за собой ухудшение здоровья пациента или его смерть
24 Причиненный вред моральный вред "физические и нравственные страдания", различные душевные переживания и болезненные телесные ощущения; материальный вред это все расходы, связанные с повреждением здоровья, которые можно документально подтвердить (подсчитать на калькуляторе) -лечение, протезирование, спец. питание и т.п., включая утраченный заработок.
25 Нравственные страдания Страх Возмущение; обида; утрата радости жизни; горе Переживания в связи с физической неполноценностью, потерей родственников, раскрытием врачебной тайны, физической болью и т.п. Физические страдания Боль, удушье, головокружение, чувство тошноты, зуд, жжение и т.п.
26 Материальный вред Упущенная выгода Утрата заработка Иные недополученные доходы Произведенные расходы Расходы на лечение, связанное с повреждением здоровья Предстоящие расходы расходы на лечение, реабилитацию протезирование и т.п.
27 Полностью излечивают болезни у 768 человек = 77% Медицина не излечивает или мало помогает при болезни 225 = 23% пациентам Вредит 7 = 0,7% пациентам Исходя из статистики, в 99% случаев медики поступают правильно и профессионально По данным Всемирной Организации Здравоохранения (на 1000 обратившихся в год за помощью пациентов в государственные и частные медицинские учреждения)
28 Врач ОБЯЗАН: Всегда соответствовать высочайшим стандартам профессионального поведения Исполнять свои профессиональные обязанности не думая о выгоде Осторожно относиться к разглашению открытий и новых технологий лечения Всегда помнить, что его обязанность – сохранение человеческой жизни Проявлять по отношению к пациенту полную лояльность и использовать в помощь ему все свои знания Долг врача – предоставить срочную помощь, если он не уверен, что другие специалисты предоставят ее Международный кодекс медицинской этики
29 obsuzhdenie-otkryt o Коллеги! Комитет по медицинской этике выносит на обсуждение Кодекс профессиональной этики медицинских работников Челябинской области. Просим Вас внести свои предложения и корректировки в данный документ, присылайте их по адресу l.ru! Коллеги! Комитет по медицинской этике выносит на обсуждение Кодекс профессиональной этики медицинских работников Челябинской области. Просим Вас внести свои предложения и корректировки в данный документ, присылайте их по адресу l.ru! Кодекс профессиональной этики медицинских работников Челябинской области
30 Начатая в Челябинской области работа по повышению престижа медицинских работников лишь вершина айсберга новых неизведанных современных вызовов, которые предъявляет нам жизнь. Наша задача- своевременно и адекватно отвечать на эти вызовы. председатель Комитета по этике НП «Медицинская палата Челябинской области» Огошкова И.А
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.