Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемНиколай Головачёв
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Казанский государственный медицинский университет Кафедра общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом медицинской информатики Л Е К Ц И Я Общественное здоровье и здравоохранение как наука, предмет преподавания, ее место и значение на современном этапе развития здравоохранения Заведующий кафедрой доктор медицинских наук профессор Анас Анварович Гильманов
2 План лекции: 1. История предмета и основные разделы. 2. Здоровье населения. Индивидуальное, групповое, популяционное здоровье. 3. Показатели характеризующие состояние здоровья населения. 4. Обусловленность общественного здоровья и болезней населения.
3 Общественное здоровье и здравоохранение как наука и учебная дисциплина возникла в результате появления потребности научно обоснованного объяснения природы здоровья и болезни не только отдельного человека, но и населения, групп людей, их сообществ.
4 Начало истории нашей науки как самостоятельной дисциплины положили первые десятилетия ХХ века. В 1903 году молодой немецкий врач Альфред Гротьян стал издавать журнал по социальной гигиене, в 1905 году основал в Берлине научное общество по социальной гигиене и медицинской статистике, а в 1920 году учредил кафедру социальной гигиены в Берлинском университете. Преподавание нашей дисциплины в настоящее время осуществляется в абсолютном большинстве медицинских учебных заведений мира.
5 В России 1918 году Народным комиссариатом здравоохранения был создан музей социальной гигиены, который в 1920 году преобразован в институт социальной гигиены. Становлению предмета способствовало то, что в числе первых социал-гигиенистов были первые организаторы дела охраны здоровья населения России -Николай Александрович Семашко – первый нарком здравоохранения и Зиновий Петрович Соловьев – его заместитель. В 1922 году Н.А.Семашко при 1 Московском университете организовал кафедру социальной гигиены с клиникой профессиональных болезней. Через год в феврале 1923 года З.П.Соловьевым была создана кафедра социальной гигиены на медицинском факультете 2-го Московского университета.
6 Казанский университет стал одним из пионеров формирования науки об общественном здоровье и здравоохранении. В 60 годах 19 века профессор Александр Васильевич Петров читал студентам курс лекции по общественному здоровью и общественной гигиене. Кафедра социальной гигиены на медицинском факультете Казанского университета была организована 1923 году профессором Валериан Владимировичем Милославским.
7 Общественное здоровье и здравоохранение как научное направление и предмет преподавания в отличие от старых дисциплин (хирургия, терапия и др.) со своим названием определилось только в начале второго тысячелетия. С 1922 по 1941 год – социальная гигиена, с 1941 по 1966 год – организация здравоохранения, с 1966 по 1991 год – социальная гигиена и организация здравоохранения, с 1991 по 1999 год – социальная медицина и с 1999 года – общественное здоровье и здравоохранение. Это объясняется особенностями самого предмета, который родился на стыке многих научных дисциплин и являет собой пример комплексности и сочетания теории и практики врачевания, профилактики, социальной медицины и гигиены.
8 Частое изменение названия предмета свидетельствует о сложности формирования предмета, о преградах на пути развития. С начала 1920-х годов до середины 1950-х вследствие режима сверхсекретности были закрыты сведения о смертности, составе населения, заболеваемости, рождаемости. В конце 1930 годов возникло утверждение, что если при социализме не может быть классовых противоречий, то не может быть и социальных проблем в медицине.
9 Общественное здоровье и здравоохранение занимается проблемами организации, управления, экономики здравоохранения, страхования здоровья, изучением и оценкой влияния на общественное здоровье социальных и внешних факторов. Это наука – о стратегии и тактике здравоохранения.
10 Основные разделы предмета: История здравоохранения. Теоретические проблемы здравоохранения. Состояние здоровья и методы его изучения. Медицинская статистика. Организация медико-социального обеспечения и медицинского страхования. Организация медицинской помощи населению. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Экономика, управление, планирование, финансирование здравоохранения. Международное сотрудничество.
11 Предмет базируется на прочной методологической базе. Методики и методы не только собственные, но и взятые из других наук, социологии, эпидемиологии, экономических дисциплин, науки управления, информатики, математической статистики и другие.
12 Среди них, например, исторический метод или исследование прошлого и его сопоставление с настоящим и перспективами на будущее. Методом экспертных оценок широко пользуются в исследованиях качества и результативности медицинской помощи, ее планирования. Наиболее часто применяются методы медицинской статистики и социологии. Среди специфических методов нужно назвать метод организационного эксперимента, то есть создание учреждений, форм медицинской помощи в них или на определенных территориях.
13 Наиболее полное определение здоровью дано в преамбуле Устава ВОЗ. Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.
14 З доровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма; (ФЗ «Об основах охраны здоровья населения»)
15 Если речь идет об отдельных людях то говорим об индивидуальном здоровье, а если о сообществе людей то о групповом здоровье, если речь идет о населении то о популяционном здоровье. Индивидуальное здоровье оцениваем по самочувствию отдельного человека, групповое и популяционное здоровье измеряется показателями медицинской и демографической статистики.
16 Показатели, характеризующие состояние здоровья населения: 1. Демографические показатели. А.Показатели статики населения –Численность населения. –Структура населения: по полу, возрасту, по месту проживания и другим признакам.
17 Б.Показатели движения населения 1)механическое – миграция населения (эмиграция-выезд граждан, иммиграция – въезд) 2)естественное движение населения: –Рождаемость, плодовитость; –Смертность общая и возрастная; –Естественный прирост населения; –Средняя продолжительность предстоящей жизни; –Брачность;
18 2. Собственно показатели здоровья населения: Заболеваемость и болезненность населения. Инвалидность населения.
19 2. Показатели физического развития населения. Антропометрические показатели; Функциональные показатели.
20 Все критерии оцениваются в динамике. Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья, то есть долю наболевших на момент исследования (например в течение года и т.д.). Сведения о состоянии здоровья (заболеваемости) можно получить на основании проведенных медицинских осмотров, обращаемости населения за медицинской помощью, результатов специальных выборочных исследовании, данных о причинах смерти и т.д.
21 При оценке здоровья население распределяют по группам здоровья: 1 группа – здоровые – это лица, которые не имеют жалоб, хронических заболеваний в анамнезе, функциональных отклонений и органических изменений; 2 группа – практически здоровые – лица, у которых имеются хронические заболевания в стадии стойкой ремиссии, а функциональные изменения в органах и системах не влияют на их деятельность и трудоспособность; 3 группа – больные – лица имеющие хронические заболевания в стадии компенсации, субкомпенсации или декомпенсации.
22 Факторы риска развития заболеваний. Образ жизни. Курение Употребление алкоголя Нерациональное питание Гиподинамия Психоэмоциональный стресс
23 Факторы риска развития заболеваний. Внешняя среда. Загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами Загрязнение воды канцерогенами и другими вредными веществами Загрязнение почвы Резкие смены состояния атмосферы Повышенные радиационные, магнитные и другие излучения
24 Факторы риска развития заболеваний. Генетические факторы Предрасположенность к наследственным болезням Наследственная предрасположенность к тем или иным заболеваниям
25 Факторы риска развития заболеваний. Здравоохранение Неэффективность профилактических мероприятий Низкое качество и несвоевременность медицинской помощи
26 Вторичные факторы риска развития заболеваний. Сахарный диабет; Артериальная гипертензия; Липидемия, холестеринемия; Ревматизм; Аллергия; Иммуннодефициты и другие.
27 Группы риска развития заболеваний. Это часть населения, в большей степени предрасположенная к различным заболеваниям: дети, старики, беременные, мигранты, одинокие, бомжи, безработные, проститутки, наркоманы, работающие во вредных условиях труда и другие.
28 Образ жизни – определенный, исторически обусловленный тип деятельности человека в материальной и нематериальной сферах жизни. Здоровый образ жизни – это создание условий для сохранения и укрепления здоровья, преодоление и уменьшение факторов риска. Формирование здорового образа жизни является основным направлением социальной политики государства в области здравоохранения.
29 Анализ состояния здоровья является обязательным в деятельности врача. Основными элементами комплексного анализа являются: 1)сбор информации о состоянии здоровья; 2)обработка и анализ информации о состоянии здоровья; 3)выдвижение гипотезы о связи факторов среды с состоянием здоровья; 4)направленное изучение факторов среды и углубленное изучение характеристик здоровья;
30 5)выявление количественных зависимостей между факторами среды и характеристиками здоровья; 6)принятие решения по оздоровлению среды для первичной профилактики заболеваний; 7)реализация принятых решений; 8)проверка эффективности принятых решений.
31 Комплекс методических приемов используемых при изучении здоровья имеет название социально-гигиенических исследований.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.