Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемРуслан Шиловский
1 «…я снимаю с себя оболочку за оболочкой, и наконец... не знаю, как описать, – но Вот что знаю: я дохожу путем постепенного разоблачения до последней, неделимой, твердой, сияющей точки, и эта точка говорит: я есмь! – как перстень с перлом в кровавом жиру акулы, – о мое верное, мое вечное... С тех пор как помню себя, – а помню себя с беззаконной зоркостью, –собственный сообщник, который слишком много знает о себе, а потому опасен,... Я исхожу из такого жгучего мрака, таким вьюсь волчком, с такой толкающей силой, пылом, – что до сих пор ощущаю (порою во сне, порою погружаясь в очень горячую воду) тот исконный мой трепет, первый ожег, пружину моего я. Как я выскочил, – скользкий, голый!» (В. НАБОКОВ «Приглашение на казнь»)
2 На одно истинное утверждение приходится бесконечно много ошибочных. Истина, коль скоро она относится к миру как бесконечно многообразной и динамичной действительности, не абсолютна, а подвижна и процессуальная, как и сам мир, в котором мы живем.
3 Спустя 5 минут после того как ты родился, они решают, каким будет твое имя, национальность, религия и семья… И всю свою последующую жизнь ты будешь тупо бороться и защищать те вещи, которые сам ты не выбирал…
4 Но, к нашему счастью и в доказательство нашего присутствия в мире, даже это непрестанное усилие мира, стереть нас, наше Я и подменить нас не нами свидетельствует о том, что мы есть. Иначе зачем бы быть этому усилию извне, если у нас нет нашего Я, что нас просто нет? Даже в предстоянии нам мира с самой худшей и агрессивной стороны есть то, что дает основание считать, что есть Я, которое неистребимо и не сводимо ни к чему иному, вне нас существующему – материальному или виртуальному. Следовательно, нам есть за что бороться. Бороться не просто за идеи или убеждения, а за самого себя, способного быть властелином идей и мировоззрений, умеющего укротить власть и агрессивные стороны идей, превратить их в средства достойной, творческой, мощной и счастливой жизни.
5 Если произвольно задаваемые объекты рассматривать как объективно истинные, то тогда мы погружаемся в хаос измышлений, заблуждений и бессмысленных практик.
6 Если мы обнаруживаем во внутреннем мире человека одновременно и хаос и космос идей, мировоззрений, учений и идеологий, ни одно из которых не имеет статуса абсолютной и гарантированно безопасной для человека истины, то что тогда может быть на стороне человека? Что есть или может быть на стороне человека, погруженного в мир Миро-воззрений, представляющих собой необозримое виртуальное пространство убеждений, верований, образов, теорий, норм и предписаний?
7 Что можно противопоставить этому сонму ангелов и чудовищ, идущих и летящих навстречу рождающемуся на свет человеку с его изначально бессодержательными инструментами: потребностями, разумом, свободой и заботой о себе? Этому сонму миро-воззрений можно противопоставить я-воззрение, которое хотя бы в зачатке есть или может быть у каждого из нас.
8 МИНИМАЛЬНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ Я-ВОЗЗРЕНИЯ
9 Окружающий личность мир вместе с контентом ее внутреннего мира Я человека вместе с его дистанцией свободы и Я- ВОЗЗРЕНИЕМ
10 1. Я есмь! 2. Я есмь Я и ничего больше, и ничего меньше. 3. Я приоритетнее всего меня окружающего. 4. Я бесконечно более ценен, чем любое убеждение. 5. Я самосохраняюсь, не отдаюсь никому и ничему, ни на что не обмениваюсь. 6. Я оперирую множеством мировоззрений.
11 Минимум суждений Я (Я-суждений) о себе самом: Я есмь, я существую, хотя и не совсем известным даже для меня самого образом. Я - это Я и ничего больше, и ничего меньше. Я приоритетнее, ближе всего к себе по сравнению с тем, что окружает меня в моем внутреннем мире и за его пределами. Я более высокая и приоритетная ценность, чем любая идея или мировоззрение, потому что живу и должен жить Я, хотя и с помощью идей, всего контента моего внутреннего мира. Я не допускаю, чтобы идеи жили за счет меня, моей жизни. Я должно создавать свою автобиографию, а не находящееся вокруг меня мировоззрение должно писать биографию своей жизни во мне и за счет моей жизни.
12 Я самосохраняюсь, не отдаюсь никому и ничему, ни на что не обмениваюсь. (Это тот случай «невозможного обмена», о котором писал Жак Бодрийяр.) Я как экзистенциальный центр человека помогаю ему стать, быть и длится в качестве личности. Я осуществляю мониторинг и сохраняю вокруг себя пространство свободы; это необходимо для маневра и динамики, для управления и координации всего остального в человеке. Я оперирую не одним, а множество типов и уровней мировоззренческих парадигм, устанавливая в этой сфере сознания плюрализм и партнёрские отношения меня с ними при сохранении моего приоритета и права вето: в конце концов, решаю Я, а не мировоззрение. Я неотделимо от своей плоти, а не только от сознания, поскольку Я экзистенциально, есмь единство материального и виртуального и распределено как в сознании, так и в теле. Я вездесуще в человеке и мне до всего есть дело. В развиваемом здесь подходе постулируется, что Я представляет собой одну из субстанциальных форм неизвестности. Подробнее см. Кувакин В.А. Человек в мире действительностей // МГУ, серия философии, 2005, 3.
13 Я-воззрение является подушкой безопасности не столько в структурном, сколько в содержательном смысле, поскольку является реестром утверждений Я о Я. Структурно она представляет собой клиренс, зазор между Я и субъективно-объективным миром, дистанцию свободы, которая позволяет мне, обладающему Я, быть динамичным и творческим, конструктивно реализовывать себя в себе (в субъективном мире) и в окружающей действительности (в объективном мире). На рациональном уровне подушка безопасности конституируется как раздвигание виртуальной границы между Я и самосознанием и создание дистанции свободы и безопасности Я от контента сознания. Миро-воззрение при этом отодвигается на безопасное от меня расстояние и перестает быть полновластным заместителем и представителем меня в сознании и в мире. Миро-воззрение перестает оттеснять меня как личностный стержень неизвестно куда и получает возможность быть партнером в отношений между мною и окружающей меня действительностью. Функционально подушка безопасности обеспечивает, прежде всего, именно безопасность Я, будучи службой его собственной безопасности, т.е. не допускающей туда, где есмь Я, никаких Миро-воззрений.
14 Реестр Я-суждений (их можно также назвать Я-утверждения) – это открытая система. Их может быть неопределенно много. И, скорее всего, их число будет увеличиваться по мере увеличения знаний о человеке, его сознании, самосознании и др. Какие- то из них, возможно, будут модифицироваться или менять свой статус. Гораздо большее значение имеет сам дух и суть Я-воззрения, а не число суждений о нем.
15 В чем суть прорыва? Посредством Я-воззрения мы имеем возможность дать: Психологическую Философскую Антропологическую Экзистенциальную экспозицию собственно человеческого присутствия, действия и жизни в мире, дать метафизическое обоснование той его статусной составляющей, которая относится к человеку и суть собственно человеческое в нем.
16 Вместе с существующим юридическим, моральным, экономическим и экологическим обоснованием достоинства, прав и свобод индивида Я-воззрение дает целостное объяснение собственно человеческого феномена как сингулярного и уникального единства бытия, ничто и неизвестности* в бытии, небытии и неизвестности мира. * Неизвестность – неотъемлемая черта Я, поскольку оно принципиально неопределимо и неуловимо ни мысленно, ни технологически. Оно предстает человеку как загадка и естественная тайна. В более точном смысле, Я – это некая полупрозрачная действительность, о которой мы что-то может сказать, а что-то не можем.
17 Существуют правовые и моральные нормы, регулирующие отношения между человеком, его убеждениями (контентом внутреннего мира) и окружающей действительностью. В терминах права они выражены во Всеобщей декларации прав человека и в Конституции РФ.
18 «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (Конституция РФ, ст. 28). «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов». «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». (Всеобщая декларация прав человека. Ст. 18 и 19).
19 Золотое правило морали: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». «Не делайте другим того, чего не хочешь себе». Возлюби ближнего, как самого себя… …и множество других моральных норм, входящих в золотой фонд мудрости человечества как единого рода живых существ, наделенных разумом. Из этого следует, что к человеческому Я следует относиться с уважением, любовью, заботой и признательностью как в смысле признания его существования как такового, так и с готовностью ответить на добро – добром, на любовь – любовью, на заботу – заботой. Человеческие Я абсолютно уникальны и абсолютно равноправны… но в отношении к самим себе. По отношению друг к другу они получают статус относительных, т.е. находящихся в отношениях ценностей.
20 Я-Воззрение доводит обоснование суверенной ценности и достоинства человека до его возможной на сегодня полноты, подводя под это обоснование аргумент от метафизики или глубинной антропологии. Я-Воззрение в новом свете позволяет видеть возможность и право человека не только на выбор мировоззрения, но а на его мониторинг, ревизию и творчество.
21 Окружающие Я Я-утверждения подобны сторожевым башням, стерегущим действительность Я как свободного и автономного субъекта существования. Вместе с тем они составляют Декларацию его существования, содержательно подтверждающую его самоидентичность.
22 Я – это функция мозга, нейрофизиологический акт, совершаемый ДНК-программами самидентификации. Я – это ничто, т. е. то, чего нет или что растворяется в нирване. Человек и его Я – это совокупность общественных отношений. Я – это образ Божий. Я – это специфическое проявление материи, бытия. Я – это концепт, сумма идей, ценностей, образов, установок и т.д., возникающих или сформированных вокруг нейрофизиологического акта самоидентификации. Общая черта этих интерпретаций – редукция, сведение Я к тому, что им не является или элиминация его как такового. Именно поэтому приведенные здесь альтернативные концепции не являются концепциями Я-воззрения.
23 Причины бытования редукционистских и элиминативных Я-воззрений двояки. Неразвитость или непроявленность центростремительных рефлексивных способностей. Избыточная и односторонняя социализация человека, его «растворение» в идеологии, религии, мифах, ходячих стереотипах и предрассудках, в той или иной (неизбежно неполной) научной картине мира и т.д.
24 И ВСЕ-ТАКИ ГЛАВНОЕ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И НАВСЕГДА– ЭТО СОХРАНЕНИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕЖДЕ ВСЕГО: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ. Внутренняя безопасность человека – это предпосылка и основа его внешней безопасности, его гармоничных и безопасных отношений со своей телесностью, своим внутренним миром, с себе подобным, обществом и природой.
25 У каждого из нас в потенции или в зачатке есть свое Я- воззрение и своя «дистанция свободы», подушка внутренней личной безопасности. Ее предпосылки заложены генетически в качестве предпосылок: потребность в свободе, способность и потребность в самоидентификации, способность к рефлексии, критичность, способность спрашивать и сомневаться и др, Но не настало ли время приступить о выработке идей и технологий, позволяющих иметь осмысленное и грамотно сформированное я-воззрение? По мере исторического движения наши взаимодействия с миром, особенно информационные стремительно усложняются.
26 Посеяв информационный ветер IT-технологий, мы начинаем пожинать его бури и угрозы: интеллектуальные, психологические, суггестивные, манипулятивные и т.д. Созидая во вне, мы почти не меняемся и не созидаемся изнутри. Homo sapiens с огромным трудом переходит на уровень Homo sapiens sapiens Возникновение виртуальных миров, все более искусно разрушающих границы между ними и внутренним миром человека, все более искусно заселяющих нас ирреальным и перформативным, делает задачу укрепление в человеке человеческого важнейшей необходимостью. Создай и научись удерживать в поле самосознания свое собственное Я-воззрение и ты создашь новый способ обеспечения внутренней личной безопасности.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.