Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемТимур Баршов
1 Карловская Н.П., начальник отдела координационной работы и методического обеспечения От дошкольника до выпускника школы: как меняется ребенок. МКУ «Центр диагностики и консультирования»
2 Дошкольник (5-7 лет) Основная деятельность: игра, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Развитие сюжетно-ролевой игры. Введение игр по правилам. Стадия умственного развития: Интуитивное, наглядное мышление, эгоцентризм (не способность представить отличную от своей точку зрения), появляются зачатки логического мышления и устанавливаются причинно- следственные связи. Уровень нравственного сознания: дом оральный. Ориентировка на одобрение-неодобрение (собственно, вместе с появлением «Я» появляется и нравственное сознание).
3 ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире, в том числе об основных свойствах предмета; умеют сравнивать, обобщать. Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели. ОБЩАЯ МОТОРИКА: Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развивается выносливость. Мелкая моторика еще недостаточно развита.
4 МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры. Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу, схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
5 Младший школьник (7-11 лет) Ведущая деятельность – учебная. Осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученика. Большое значение имеет игра. Ребенок нуждается в коллективной общественно-полезной деятельности, которая признается окружающими как значимая помощь обществу. Идет формирование познавательной мотивации. Умственное развитие: стадия конкретных операций – возникновение элементарного логического рассуждения. Возможность понять, что другой видит мир иначе. Нравственное сознание: стремление вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми, потом из поддержки авторитета.
6 Кризис 7 лет Кризис 7 лет связывают с моментом начала занятий в первом классе. Он связан с двумя основными изменениями в психическом развитии ребенка: 1. Ребенок больше не путает свою точку зрения и точку зрения других. Он становится способным к рассуждению. Вместо импульсивного поведения дошкольника ребенок 7-8 лет обычно анализирует всю ситуацию, перед тем как действовать. 2. Происходят изменения в социальной позиции ребенка. Возникает ряд сложных образований, это самолюбие, самооценка, обобщение чувств, уровень запроса к самому себе. Внешними признаками начала кризиса являются утрата детской непосредственности, появление не совсем понятных «странностей». В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая–то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута. Противоречие, разрешаемое в кризисе: умение подчинять свои желания правилам, приобретение трудолюбия, развитие самооценки.
7 Отделы головного мозга отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности еще не завершили формирование. Дети легко отвлекаются, не способны к долгому сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. Бурный рост тела, эндокринный сдвиг. Повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость ребенка
8 Психологические особенности: наглядно-образное мышление (опора на зрительные образы); низкий объем, концентрация и переключение внимания; преобладание непроизвольной памяти (запоминается яркое и интересное); недостаточный уровень развития мелкой моторики; начальный этап формирования позиции школьника.
9 У большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к предметам. Появляется индивидуальный стиль учебной работы. Ребенок продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними. Только успех порождает успех. Окончательно закрепляется мотивация на ближайшие несколько лет. Зависимость от оценки взрослых. Психологические особенности ребенка лет
10 формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов, развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться», раскрытие индивидуальных особенностей и способностей, развитие навыков самоконтроля, самоорганизации, саморегуляции, становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим, усвоение социальных норм, нравственное развитие, развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов. Результат к концу периода: собственная познавательная активность, умение кооперироваться со сверстниками, самоконтроль Ценность младшего школьного возраста
11 Подростковый возраст (11-15 лет) Ведущий вид деятельности: общение со сверстниками / интимно-личностное общение Желаемые формы работы: Взаимодействие со сверстниками. Сотрудничество взрослого с подростком в разных видах деятельности (взрослый – как образец для подражания). Проектная деятельность. Коммуникативные тренинги. Если в лет ребенок не имеет опыта реально общественно-полезной деятельности и признания за нее, то далее труд будет ассоциирован исключительно со средством для прожития, очень трудно будет получать удовольствие от работы. Стадия умственного развития: формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме. Уровень нравственного сознания: зарождение автономной морали. Поступки определяются своей совестью. Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, потом на общечеловеческие этические принципы. Потребности: самоопределение себя в системе отношений с другими людьми, проявления потребности в уважении, доверии, признании, самостоятельности.
12 Подростковый кризис 12 лет (ранее обычно идентифицировался, как кризис 14 лет, но сейчас «помолодел») Причина: выход в большой мир приводит к переоценке тех ценностей, которые были впитаны в семье и малом коллективе, происходит соотнесение себя и общества. Характеристика: наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. Противоречие, разрешаемое в кризисе: рождается личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму. Новообразования к концу кризиса: – умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка; – чувство взрослости; – рефлексия.
13 Основные особенности возраста: «Гормональный взрыв» Половое созревание Период отмирания и разрушения старых интересов и формирование новых «Доминанта романтики» Реакция группировки со сверстниками
14 «гормональная буря» Постоянное нахождение подростка в стрессовом состоянии Частые перепады настроения Приступы раздражительности, агрессии относится к временному неадекватному поведению как к норме не провоцировать подростка на аффективное поведение давать подростку возможность успокоиться
15 Общение со сверстниками Школа - место общения Обрывание «семейной пуповины» Вливание в подростковую субкультуру Создание мотивации к учебе через общение со сверстниками Избегание комментариев поведения ребенка в присутствии сверстников Ставка на авторитет родителей не оправдана Учет ценностей значимой для подростка среды Значимость мнения сверстников
16 Чувство взрослости Соблюдение принципов равноправия и уважения Не учить не наставлять, т.к. перед тобой взрослый Аргументация требований взрослого Подростки часто согласны только на внешнее подчеркивание взрослости Учитывать право на ошибку Доверие авансом Обращение к подростку за помощью, советом Стремление делать что-то значимое, социально поощряемое Копируются чисто внешние признаки взрослости (курение, употребление алкоголя) Обличение взрослых в том, что они сами не следуют нормам, которые провозглашают Желание проверить равенство прав со взрослыми.
17 Проблема возраста отмирание и разрушение старых интересов и несформированность новых + несформированность нравственной сферы = склонность к асоциальному поведению поведению
18 Развитие самосознания. Формирование нравственной сферы. Построение отношений по принципу «помощник – друг» Акцент на положительном в поведении и личности подростка Относиться к отрицательным поступкам ребенка, как к неизбежным последствиям становления нравственной сферы Осознание роли рефлексии Эффект Пигмалиона (Розенталя) – это явление, которое состоит в том, что человек, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение.
19 Юношеский кризис 15 лет (так называемый период философской интоксикации) Причина: стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни при отсутствии такой возможности. Характеристика: амбивалентность и парадоксальность рождающегося характера. Ряд основных противоречий: чрезмерная активность может привести к изнурению; безумная веселость сменяется унынием; уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость; эгоизм чередуется с альтруистичностью; высокие нравственные стремления сменяются цинизмом и скептицизмом; страсть к общению сменяется замкнутостью; тонкая чувствительность переходит в апатию; живая любознательность – в умственное равнодушие; страсть к чтению – в пренебрежение к нему; стремление к реформаторству – в любовь к рутине; увлечение наблюдениями – в бесконечные рассуждения. Противоречие, разрешаемое в кризисе: приводит либо к развитию интимности и общительности, либо к поглощенности собой и избеганию межличностных отношений. Новообразования к концу кризиса: – профессиональное и личностное самоопределение; – ценностно-смысловая саморегуляция поведения; – складывается личная система ценностей; – формирование логического интеллекта; – гипотетико-дедуктивное мышление; – задается личный стиль мышления; – осознание своей индивидуальности.
20 Юношеский период: лет Основная деятельность: учебно-профессиональная деятельность. Стадия умственного развития: словесно-логическое и рассуждающее мышление. Уровень нравственного сознания: автономная мораль. Совесть. Ориентация на общечеловеческие этические принципы. Потребности: рассматривать взрослого как старшего соратника. Есть желание оградить некоторые сферы своей жизни от грубого вмешательства. Иметь собственную линию поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников. Результат к концу периода: – самостоятельность, вступление во взрослую жизнь; – контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм; – нравственные убеждения.
21 Для этого периода характерны: – эгоцентрическая доминанта – интерес к собственной личности; – доминанта дали – установка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие; – доминанта усилия – тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям; – доминанта романтики – стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.
22 1. Теоретизированность: - обнаруживается интерес не только к фактам, сколько к их анализу, к их обсуждению и размышлению над ними; - интересуют отвлеченные вопросы: Что за вселенной? В чем смысл жизни? и т.д. Снижается внимание к наглядному материалу и фактам. Возникает желание слушать, спорить, размышлять. Растет интерес к логике рассуждений, а не к реальным явлениям. 2. Изменение отношения к урокам, их оценка: - предпочитается пусть суховатое, но богатое идеями изложение; - возникает стремление самостоятельно читать философские сочинения. 3. Стремление к самостоятельности, независимости суждений и мнений: - возникает желание самостоятельно прийти к определенному выводу; - вырабатывается собственное суждение по любому вопросу; - сочинения пестрят выражениями: «Я думаю», «Мое мнение», «Я считаю» (выражения искренние, но мысли могут быть несамостоятельными); - высоко ценится самостоятельность суждений сверстников; - «зубрилы» не пользуются уважением. Особенности умственной активности
23 Угрозы («Если ты не прекратишь...»). Это может вызвать сопротивление, привести к вспышкам раздражения с их стороны. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные эмоции, сообщите ему об этом. Скажите о своих чувствах учащемуся, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, о его поведении. Критику («Сколько раз уже говорили...», «Слушать надо было...»). Под влиянием высказываний такого рода учащийся будет окончательно выбит из равновесия, может перестать думать и выполнять задания. Будьте готовы к тому, что всегда могут возникнуть вопросы, на которые придется дать ответ несколько раз: многие просто не слышат ответов, которые вы даете другим учащимся, или в силу разных причин пропустили то, что вы говорили для всех. Не используйте в общении с учащимися:
24 Мораль, нравоучения, проповеди («Ты обязан вести себя как подобает»). Обычно из таких фраз учащиеся не узнают ничего нового. Если вы хотите напомнить правило поведения, то предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит сказать: «Пока я объясняю - разговаривать нельзя». Высмеивание («Не будь лапшой...», «Что за тупица...»). Это лучший способ помочь учащемуся разувериться в своих силах. Старайтесь контролировать свои высказывания и не использовать подобные фразы в разговоре с учащимися. Уговоры («Успокойся, это неважно»). Они говорят лишь о том, что вы хотите, чтобы учащийся перестал испытывать те чувства, которые он испытывает в данный момент. Лучше озвучить чувства учащегося: «Я понимаю тебя, ты тревожишься (переживаешь, расстроен...)» и предложить ему вспомнить любой приемлемый для него способ снятия эмоционального напряжения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.