Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАнастасия Попова
1 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ЖАНА БОДЕНА ПОДГОТОВИЛА: СТУДЕНТКА 2 КУРСА, 15 ГРУППЫ ПОЛИТОЛОГИЯ БУРЦЕВА АНАСТАСИЯ ВЛАДИМИРОВНА
2 Жан Боден (фр. Jean Bodin) (1530 р р.) французский политик, философ, экономист, правовед. Родился во французском городе Анжере. Получил юридическое образование в Тулузе заслужил ученую степень, некоторое время преподавал в университете, и хотя его лекции заканчивались под аплодисменты, должность профессора он так и не получил. Вероятно, именно неудача в карьере профессора привела его в 1561 году в Париж, где он попробовал свои силы на адвокатском поприще. В своем труде 'Шесть книг о государстве' Жан Боден рассматривал происхождения государства, ее связь с правовыми нормами, классифицировал эти нормы по происхождению. Важную часть работы составляли исследования об устройстве управления как центрального, так и на местах. При этом он ссылался не только на исторические источники, но и работы Платона ('Государство'), Ксенофонта, Цицерона, Макиавелли, Мора ('Утопия'). В огромном количестве использовались античные и особенно средневековые работы.
3 Государство это осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении-писал Боден. 'Как судно - лишь бесформенный кусок дерева, если лишить его всех форм, таких как борт, нос корабля, корма, штурвал, так и государство ничто без той суверенной власти, которая скрепляет всех членов и позволяет всем семействам и коллегиям стать единым телом. Если продолжить уподобление судну, то как оно может быть частично покалечено или полностью уничтожено, так и народ, хотя и со своей территорией может быть разбросан по всему миру и даже полностью истреблен; в действительности не население формирует государство, но союз народа под одной единственной суверенной властью. В общем, суверенитет - истинный фундамент, основа, на которую опирается вся структура государства и от нее зависят все судебные ведомства, законы и распоряжения; оно является единственным обязательством, которое связывает семейства, тела, коллегии, частные лица в единственное совершенное тело, именно которое и называется государство. Неотъемлемым свойством государства является суверенитет.
4 Суверенитет обладает пятью свойствами : 1) Суверенитет един и неделим - он не может быть разделен между королем и народом, несколькими различными организациями, и не может поочередно осуществляться ими. 2)Суверенная власть постоянна - ее нельзя передать на время или на других условиях какому-либо лицу. 3 Суверенная власть неограниченна и над законна- ни один человеческий закон не может ограничивать суверенитет. 4 Суверенная власть подчиняется только божественным и естественным законам, но не религиозным догмам. 5)Суверенитет может принадлежать либо одному человеку, либо меньшинству населения страны, либо всем дееспособным людям. Но ни в коем случае не допустим посягательства на суверенитет со стороны папского престола.
5 Жан Боден выделял три способа происхождения государства. Первый - обычный. Семья постепенно превращается в род. Затем старейшины получают власть по неписаным законам, наконец это фиксируется 'на бумаге'. Таким способом происходили государства в эпоху зарождения Древнего Мира и варварские государства на рубеже Древнего мира и Средних веков Второй - общественный договор. Это идеальный способ. Так обычно из слабых родов состоят могущественные королевства и империи. Так появлялись новые государства в расцвет Древнего Мира (в Греции и в момент образования единого Римского государства, а также и в других случаях), а также в средний период Средних Веков.. Третий способ - это распад крупных государств. Он характерен для последнего периода Древнего Мира и средневековой раздробленности
6 Что касается личных пристрастий Бодена, то он считал лучшим государственным устройством абсолютную монархию. Она обеспечивает выполнение воли монарха в любом случае кроме тех, которые противоречат естественным или божественным законам. Ограниченная монархия или аристократия приводят к тому, что суверенитет словно не сосредоточивается в одном лице. В результате работа такого государства будет менее эффективна. Аристократия склонна к постоянным раздорам партий и борьбе, она не сможет справиться с мятежами, если их поднимет народ отстраненный от власти. Демократия - худший способ осуществления суверенитета. Народ в целом не способен прийти к правильным решениям и иметь здравые суждения.
7 Под понятием государства (республики) он понимал "правовое управление многих семей и то, что в них общее, под суверенной властью". То есть, для мыслителя государство – это, прежде всего, правовое управление, она имеет правый, справедливый и правовой характер. Это означает, что она действует на основе права, справедливости и законности. Этим государство отличается от неправовых, несправедливых общений и групп, например от банды разбойников. И, хотя, в отличие от Аристотеля Боден не включает конечную цель, то есть же общее благо, в понятие государства, однако, рассматривая государство, как справедливое общение, правовое управление, он фактически выдвигает и чрезвычайно важные цели и задачи, ради достижения которых создается государство – это поддержка и обеспечение внутреннего мира, справедливости и социальной гармонии, защиты от внешних врагов.
8 Важнейшим признаком государства является власть, отношение власти, то есть управления и подчинения. Социальное общение на разных его уровнях является, по сути, деление людей на две категории: тех, кто управляет, и тех, кто подчиняется. Без этого социальное общение превращается в анархию, которая приводит к распаду и гибели объединение.
9 Боден выступает против рабства и крепостничества. Он считал, что рабство противоречит справедливости. Отрицая тезис Аристотеля, что будто рабство соответствует природе, Боден писал, что рабство можно было бы считать таким, что соответствует природе, когда бы сильный, богатый, но глупый подчинялся мудрому, просвещенному, хотя слабому и бедному, но покорение умных глупым, образованных невежественным и добрых злым противоречит природе. Считать же рабство признаком милосердия в отношении пленных, как это делали сторонники рабства, Боден считал равнозначным, чтобы восхищаться милосердием разбойников за то, что они дарят жизнь своим жертвам. Ссылка же на то, что рабство существует длительный исторический период, является, по мнению мыслителя, также безосновательно, поскольку такая ссылка может оправдывать и принесение людей в жертву, которое также характерно для человечества длительный исторический период. В целом же, подчеркивал Боден, рабство противоречит человеческому разуму, природе и свободе человека. Оно не только несправедливое, но вредно, поскольку способствует деградации человека, причем не только раба, но и рабовладельца.
10 Ж. Боден стремился к гармонической справедливости, характеризуя право как цель бытия государства. Государства он разделял по способу осуществления власти на три вида: 1)Законный 2) Тиранические 3) Вотчинные
11 Законными государствами являются такие, в которых подданные придерживаются законам суверена, а суверен законам природы, сохраняя естественную свободу и собственность подданных. Вотчинные государства те, в которых суверен силой оружия захватил собственность людей и управляет ими как отец семейства. В тиранических государствах суверен избегает естественных законов, распоряжаясь собственностью людей на свое усмотрение. Лучшим, по мнению Бодена, является такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический характер. Такое государство мыслитель называл королевской монархией. Королевская власть, утверждал он, способна защищать и осуществлять общегосударственные интересы.
12 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.