Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемEgor Kornilov
1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования > Институт транспорта Отделение СПО Выполнил: студент группы АТХт_15(9)1 Корнилов Егор Руководитель: ТИУ-2016 Презентация По дисциплине литература Основные темы лирики А.Ахматовой
2 Анна Андреевна Ахматова ( г.)
3 I.Вступление II.Основная часть 1)Тема любви 2)Тема Родина 3)Тема природы 4)Философская лирика III.Заключение IV.Список использованной литературы 1) 2) 3) 4)
4 Становление Анны Андреевны Ахматовой, как личности и поэтессы, происходило в непростое время- на стыке веков. Поэтому в ее творчестве нашла отражение всей истории нашей страны: это Первая Мировая война, Октябрьский переворот, приход к власти большевиков, геноцид И.В Сталина и его окружения против собственного народа, Великая Отечественная война и восстановление разрушенного хозяйства. Это время в литературе получило название- Серебряный век. У Анны Ахматовой была очень сложная наполненная трагизмом личная жизнь. Поэтому, не случайно, вся лирика поэтессы делится на этапы. Основные темы лирики заявлены уже в первых сборниках: любовь; тема творчества; гражданская лирика; философская лирика. При общем охвате всех впечатлений, даваемых лирикой Ахматовой, получается переживание очень яркой и очень напряженной жизни. Прекрасные движения души, разнообразные и сильные волнения, муки, которым впору завидовать, гордые и свободные соотношения людей, и все это в осиянии и в пении творчества. (Н.В.Недоброво)
5 Тема любви Главная тема раннего творчества – любовь. Она дана в предельных кризисных моментах взлета и падения, разрыва и встречи, признания и отказа («Как велит простая учтивость…», «Небывалая осень построила купол высокий…»). Сама Ахматова говорила: «Стихи – это рыдание над жизнью». В центре внимания поэта – чувства женщины, которая томится, радуется, печалится, молится и страдает… невидимый. Чувства поэтессы обращены к разным героям, слитным в единственный образ большой настоящей любви, не временной и мгновенной, а всеобъемлющей и внутренне необходимого. Помолись о нищей, о потерянной, О моей живой душе, Ты в своих путях всегда уверенный, Свет узревший в шалаше. И тебе, печально-благодарная, Я за это расскажу потом, Как меня томила ночь угарная, Как дышало утро льдом. В этой жизни я немного видела, Только пела и ждала. Знаю: брата я не ненавидела И сестры не предала. Отчего же Бог меня наказывал Каждый день и каждый час? Или это ангел мне указывал Свет, невидимый для нас?
6 Анна Ахматова очень любила свою Родину- Россию. Для нее Родина это не только Петербург (Ленинград) и Москва это вся наша огромная страна. Для Ахматовой Россия нередко ассоциировалась с Царским Селом, где «смуглый отрок бродил по аллеям», где все было пронизано духом пушкинской поэзии. Тема Родины, ее трактовка в годы Первой Мировой войны отличалась от ура-патриотических взглядов многих поэтов. Ахматова понимала, что война это убийство, смерть, великое зло. Ее поэзия носит антивоенный, пацифистский характер, покоившийся на религиозной основе («Утешение», «Молитва»). Любовь к Родине имеет очень большой диапазон. Сюда входят темы Родины, революции, родной земли во власти жестоких испытаний, мировой войны. Так же в своих стихах она разоблачает двух больших трагедий - Второй мировой войны и войны преступной власти над своим народом. Ахматова не покинула Россию, отказавшись эмигрировать, оставшись со своей страной в тяжелые для нее годы, но и не приняла порядки новой власти. Свое отношение к Родине Ахматова выразила в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно...». Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда. Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.
7 В период с 1911 по 1917 год в лирике А. Ахматовой все более и более настойчиво проявляется тема природы, что было отчасти связано с тем, что этот период жизни она провела в имении своего мужа Николая Гумилева Слепневское. Русская природа описана в лирике Ахматовой с удивительной нежностью и любовью: Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело сухие, И теплый ветер нежен и упруг. В этот период происходит сближение лирической героини Анны Ахматовой с окружающим ее миром, который становится более близким, понятным, родным, бесконечно красивым и гармоничным миром, к которому стремится ее душа. Однако для героя произведений А. Ахматовой любовь к природе родного края неотделима от чувства любви к Родине России в целом. А потому в творчестве поэтессы не может быть равнодушия к судьбе своего народа, лирической героиней овладевают чувства боли, тоски по судьбе народа. Ахматовская героиня с каждым годом становится все ближе к народу и постепенно вбирает в себя все горькие чувства своего поколения, ощущает свою вину за все, что происходит вокруг нее: Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам...
8 Философские мотивы в лирике Анны Ахматовой впервые начали звучать еще в раннем периоде творчества. Хотя, тогда это были лишь отдельные нотки. Личностная, больше любовная лирика поэтессы не предусматривала углубления в философский мир, рассмотрения проблем бытия. Особняком ото всех произведений начального периода стоит стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…» Первый раз мы слышим голос мудрой женщины, размышляющей о тленности жизни. Все стихотворение проникнуто грустным, меланхолическим настроением. Основной прием описания внутреннего мира героя через окружающую природу заимствован у Лермонтова. Отличие от философской лирики поэта здесь в том, что все-таки подоплекой переживаний лирической героини является не размышления о смысле жизни и смерти, а любовное чувство. Это мы понимаем из последней фразы стихотворения: «И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу». Но все-таки именно в «Я научилась просто, мудро жить…» впервые мы можем говорить о философской тематике: лирическая героиня сочиняет «веселые стихи О жизни тленной, тленной, тленной и прекрасной». В произведении она как бы задает себе вопрос: «А стоит ли жить?» И отвечает на него положительно. Стихотворение «Все расхищено, предано, продано…» можно рассматривать как одно из переломных в творчестве Ахматовой. Оно свидетельствует о конкретном переходе от психологического любовного «романа в стихах» к философско-гражданской лирике. Здесь личная боль и трагедия израненной души сливаются с судьбой и трагедией всего народа и эпохи в целом. Но здесь указан и выход, путь к возрождению – это вера в бессмертие и в высшую справедливость, христианское всепрощение и надежда на светлое и чудесное в будущем, на вечное обновление жизни и победу духа и красоты над слабостью, смертью и жестокостью. Начальные строки звучат трагически как на смысловом (благодаря градации «расхищено, предано, продано»), так и на звуковом уровне из-за рыдающих, разрывающих душу «р» («Все расхищено, предано, продано, черной смерти…»). За общими словами «Все расхищено, предано, продано…» стоят миллионы искореженных судеб, море крови и слез. Как же начать снова жить, где взять силы, на что опереться? Нужно увидеть то светлое, то чудесное, которое подходит уже «так близко». Для лирической героини это уже произошло, уже «стало светло». Она видит и призывает других увидеть чудесное в оживающей природе, в «вишневых дыханьях леса», в «созвездьях новых». В основе ахматовского восприятия жизни и ее веры в чудесное лежит христианство, а не вера в утопическое светлое будущее. Об этом говорит усиленное повтором отрицание – «никому, никому не известное…». В философской лирике Анны Ахматовой раскрывается тема вечного и бренного, жизни, непрерывно текущей вперёд. В «Приморском сонете» дорога в иной мир не кажется страшной. Стихотворение умиротворяет своей глубокой, отнюдь не показной верой в вечную жизнь и примиряет с мыслью о смерти.
9 Расстрел мужа Анны Ахматовой Николая Гумилева и сына Льва Гумилева не сломили волю поэтессы. Победа для Ахматовой, как и для всех героев- патриотов, стала смыслом жизни. Она переживала общенародную трагедию как свою личную. Для нее отстоять свою землю, свою Родину значило сохранить культуру и родную речь, родной язык. Язык, на котором она думала, говорила, писала. Язык, который понимали и чувствовали во всех уголках России. Язык, ради обладания которым Ахматова променяла роскошь и уют лондонских и парижских салонов на жалкое, нищенское и голодное существование в нелепом и бессмысленном Советском государстве. Но судьба не помиловала Ахматову и после победы над фашизмом. Ее исключили из Союза советских писателей, лишили даже продовольственных карточек. Власти старались всеми силами уничтожить талант гениального поэта. Имя Ахматовой надолго было вычеркнуто из литературы. Однако в сердцах людей, которые не стали приспособленцами в новой системе, маргиналами, отрекшимися ради карьеры и благополучия даже от своих родителей, в сердцах исконно русских людей, пронесших веру в истинные человеческие ценности сквозь все круги советского ада, творчество великого поэта Анны Андреевны Ахматовой всегда находило живой отклик. Ее помнили и любили. Ее помнят и любят. Ее будут помнить и будут любить. Анне Ахматовой Безымянная Ольга Ты их любила и ненавидела, Ты роковую в них силу увидела, Ты их ругала, крестила и славила; Ты своим сердцем святым не лукавила. Ты их простила за мужа и сына, Благостью сердца любившего сильно. Ты ни о чем никогда не просила В этом была твоей истины сила. Кто-то забыт, кто-то светом остался, В памяти вечности не затерялся. Ты же светила всем звездною строчкой, Ты не осталась затерянной точкой; Ты была словом, порой громогласным, Но, без сомненья, святым и прекрасным.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.