Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 4 года назад пользователемНадежда Дегтярева
1 Старший воспитатель МДОУ «Рысаковский детский сад «Малютка» Н.Б. Пасечникова 2018 год
2 Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы. В современном мире существуют такие проблемы речевого развития у дошкольников: монологическая речь плохо развита; небольшой опыт рассказывания текстов; недостаточный активный словарь; дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа. Для развития речи педагоги используют в образовательном процессе ТРИЗ- технологию. Что такое ТРИЗ? ТРИЗ расшифровывается как Теория Решения Изобретательских Задач. Основная задача ТРИЗ – технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.
3 "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Генрих Саулович Альтшуллер).
4 Родоначальник, основатель, «Отец» ТРИЗа Генрих Саулович Альтшуллер Советский инженер, писатель-фантаст, ученый. Родом из Баку. Имеет несколько десятков изобретений. Первое авторское свидетельство изобретателя получил в 10 классе за аппарат погружения в воду. Одно из самых интересных изобретений - скафандр для горноспасателей. В 1945 году принялся за разработку научной технологии творчества. Очень многое сделал для организации ТРИЗ-движения в мире.
5 В 1982 году была создана Международная ассоциация ТРИЗ, которая в конце 80-х начала проводить специальные семинары, благодаря которым ТРИЗ получает широкое распространение в школах и училищах. В 1987 г. ТРИЗ случайно (семинар для инженерно-технических работников проводился на базе детского сада) приходит в д/с. Так ТРИЗ впервые нашел применение в детском саду в 1987 году в городе Находка.
6 ТРИЗ – это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить мылить системно и вместе с тем нестандартно. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества. В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего: Выслушивать каждого желающего. Давать только положительные оценки, они раскрепощают! Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно! Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения. Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.
7 В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей Снимается чувство скованности, Преодолевается застенчивость, Развивается воображение, речевая и общая инициатива, Повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
8 Основная задача ТРИЗ- технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Начинать занятия с детьми нужно с постановки проблемы, поиска, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Как быть если…?
9 Развитие речи дошкольника методами ТРИЗ Обучение составлению сравнений Обогащение словаря Составление рифмованных текстов Обучение составлению загадок Создание текстов сказочного содержания Обучение творческому рассказыванию по картине;
10 Обучение детей творческому рассказыванию по картине При рассматривании картины используются следующие методические приемы: Игровая мотивация «Волшебная картина» Игра «Подзорная труба» Игра «Фотографирование» Игра «Вхождение в картину» Игра «Живые картинки» Игра «Превращение в объект на картине».
11 «Подбор прилагательных» или «Волшебный мешок» Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям словесный и не менее 23 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, "собака" большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.
12 Игры «Зачем ? Какой?», «Волшебный мешок», «Снежный ком» Дети делятся на две команды «Зачем?» и «Какой?». Первая команда придумывает способы использования какого- нибудь объекта, например, чистого листа бумаги (рисовать, вырезать, промакивать и т.д.) Вторая команда «Украшает» объект. Каждый ребенок «опускает» слово в мешок и запоминает. На счет один, два, три – «выпустили» слова( активизация словаря, развитие кратковременной памяти. Я дарю тебе слово… (цепочка слов, например, сладкий – что может быть сладким? – сахар; сахар какой? – белый, что может быть белым? – снег и т.д.
13 «Цепочка» Цель: Учить детей выделять признаки объектов. Развивать, обогащать, активизировать словарь. Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.
14 «Угадай по описанию» («Аноним») Цель: учить детей по описанию определять объект, развивать связную речь, умение составлять простые и сложные предложения. Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.
15 «Игра «Мой, моя, мое, мои» Цель: согласование местоимений мой, моя, мое, мои с существительными Содержание: На доску помещается четыре домика со схематическим изображением девочки (моя), мальчика (мой), солнышка (мое), девочки и мальчика (мои). Дети получают картинки с изображением различных предметов и «расселяют» их в нужные домики, составляя предложения: Это мой телефон. Это моя книга. И т.д.
16 Игра Теремок Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами рубашкой верх и по очереди вытаскивать картинки. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки): - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, Гитара. А ты кто? - А я - удочка. Пусти меня в теремок? - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитары и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры, или тот же участник берет другую карточку из колоды.
17 Метод моделирования Игра «Хорошо-плохо» Цель: Формирование у детей чувствительности к противоречиям Обучение формулированию противоречий Ход: Дети делятся на две команды. Им показывают карточку с изображением объекта. Определив объект для анализа, команда «X» называет, чем он хорош, а команда «П» - чем плох. За каждый правильный ответ дается жетон. Побеждает та команда, которая наберет больше жетонов. Игра «Зато…» Цель: Формирование у детей чувствительности к противоречиям Обучение формулированию противоречий. Идет дождь-я не гуляю, ЗАТО могу целый день рисовать. Вышел на улицу и упал в лужу, ЗАТО,,, Мнемотехника - использование схем для составления связных рассказов
18 Типовое фантазирование (алгоритм составления сказок) Жил-был кто (что?) Какой он был? ( подбор определений) Какие делал ДОБРЫЕ дела? У ….. было много друзей( кто? что?) И был у него враг. Кто это был? Он был какой? Как он мешал главному герою? Кто мог помочь главному герою и как? Чем закончилась история? ( помирить или развести, но не прогонять, убивать, ломать и т.д.) Выведение жизненного правила (нравственной позиции), которое вкладывается в уста положительного объекта. Придумывание названия сказки. Речевая активность самих детей
19 Литература по ТРИЗ
22 Итог: Дети умеют составлять логические и творческие рассказы по картинкам. Развивается творческое мышление, воображение, связная речь. Развивается способность ребенка создавать новый продукт речевой деятельности – готовый рассказ, сказку.
23 Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт Информационные источники Автор картинок Ольга Бор Рамка
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.