Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемschool36.tomsk.ru
Презентация посвящена специфике подросткового возраста с точки зрения психологии, связывает изменения в организме в период взросления с особенностями развития личности.
1 Психологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет)
2 Подростковый возраст открывает период взросления; Кризисность подросткового возраста определяется социо-культурными условиями, а также радикальными биологическими, психологическими, социальными и правовыми изменениями, в целом промежуточностью этого возраста в онтогенезе (М.Мид, К.Леви-Брюль, Ст.Холл, Л.С.Выготский, В.И. Слободчиков и др.).
3 Происходит бурный физический рост и половое созревание; С этим могут быть связаны особенности состояния и поведения подростков: раздражительность, плаксивость, трудности координации, негативизм, нарушение дисциплины; Оценка поступков сверстников идет более категорично и эмоционально чем у взрослых («максимализм»).
4 Особенности психических функций: Мышление: Теоретическое, способность к абстрагированию, рефлексии; Внимание является произвольным; Память становится опосредованной, логической. Вспоминать с подросткового возраста означает размышлять; Речь развивается за счет расширения словаря; варьируется в зависимости от стиля общения, личности собеседника, социальной группы. Речь саркастична, иронична, много сокращений, свой слэнг; Воображение оказывает терапевтическое воздействие на личность, эмоционально-волевую сферу, влияет на развитие познавательной активности и самосознания.
5 Ведущая деятельность: Интимно-личностное общение со сверстниками; Учебная (успешность во многом зависит от мотивации обучения, от личностного смысла, который подросток вкладывает в обучение); Общественно-значимая деятельность; Досугово-образовательная; Начало профессиональной ориентации.
6 Группы интересов (доминант): «Эгоцентрическая» - интерес к собственной личности; «Доминанта дали» - установка на большие масштабы; «Доминанта усилия» - тяга к волевому напряжению, к сопротивлению; «Доминанта романтики» - стремление к риску, героизму, к неизвестному.
7 Особенности развития личности: Становление самосознания (Кто я? Что я могу? Принимаю себя или нет? и т.д.); Появление устойчивой самооценки; Образ «Я»; Важный компонент: образ физического «Я» (представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности»); Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно; Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе;
8 Отмечаются акцентуации характера – заострение отдельных черт характера, создающих определенную уязвимость подростка (невротические расстройства, делинквентное поведение, аддикции); Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка) предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде; Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного».
9 Подростковый комплекс (специфические поведенческие характеристики): Реакция эмансипации (попытки освободиться из-под опеки взрослых. Крайний вариант - бродяжничество); Реакция группирования со сверстниками (повышенный интерес к общению со сверстниками, формирование собственной субкультуры); Реакция увлечения (хобби), в ней отражается как веяния моды, так и формирующиеся склонности и интересы подростка.
10 Список литературы: Литература Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М., Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - М., Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). - М., Кон И.С. Психология ранней юности. - М., Кон И.С. В поисках себя. – М., Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - М., Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М., Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Раттер М. Помощь трудным детям. - М., Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М Родари Д. Грамматика фантазии. - М., Рябцева С.Л. Диалог за партой. - М., Раттер М. Помощь трудным детям. - М., Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога.- М Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М., Снайдер Д. Курс выживания для подростков. - Екатеринбург, Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педагогов. - М Ячевский А. На пути к зрелости. - М., Райс Ф. Психология юности. Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. М., Мяло К.Г. Время выбора. М., Толстых А. Возрасты жизни. М., Короленко Ц.П. Идентичность в норме и патологии. Новосибирск, Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.
11 Факторы риска алкоголизации и наркомании среди подростков
12 Медицинские предпосылки: Патология беременности и осложненные роды; Тяжелые и/или хронические заболевания, перенесенные в детском возрасте; Сотрясения головного мозга (особенно многократные)
13 Объективные факторы: Экономическое/ социальное неблагополучие (неполные семьи, социальная изолированность, неудовлетворительность жилищных условий, безработица); Общественная необустроенность (районы с вокзалами, общежитиями, высокий уровень преступности, часто меняющиеся жильцы, разобщенность людей);
14 Переводы и частые переезды (переводы из школы в школу, частые переезды усиливают риск в связи с кризисом адаптации); Доступность алкоголя и наркотиков.
15 Субъективные факторы: Семейная предрасположенность (семьи с алкогольными «традициями»); Неумелость, патологические формы воспитания (постоянная занятость родителей, отсутствие четких норм поведения, гипоопека, непоследовательность воспитания, жесткий стиль воспитания, гиперопека, легкий и неконтролируемый доступ к деньгам);
16 Антисоциальное поведение и гиперактивность (этот фактор риска главным образом связан с мальчиками 5-7 лет); Употребление алкоголя и наркотиков родителями и позитивное отношение к нему; Неуспеваемость (начиная с 5-6 классов, неудачи в учебе усиливают риск злоупотребления алкоголем, наркотиками, ингалянтами);
17 Отсутствие желания продолжать обучение в школе; Общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками; Положительное отношение к алкоголю и наркотикам (считают, что от спиртного нет вреда, алкоголь ассоциируется с «хорошо проведенным временем»).
18 Сочетание факторов имеет прогрессирующий эффект: Два фактора риска – существует в 4 раза большая опасность возникновения неблагополучного поведения; 4 фактора – риск злоупотребления наркотиками возрастает в 10 раз.
19 Факторы защиты: Чувство юмора; Внутренний самоконтроль, целеустремленность; Важность взаимоотношений, по крайней мере, с одним взрослым человеком, помимо родителей (более взрослый «трезвый» товарищ, учитель и т.д.); Уважение законов и норм общества, школы, семейных стандартов, исключающих употребление алкоголя и наркотиков;
20 Наличие любви и заботы в семье; Преданность и близость; Доверительные отношения с родителями; Возможность активного участия в работе социальной группы; Наличие определенных обязанностей и успехи в их выполнении; Успешное овладение навыками принятия решений;
21 Наличие социальной поддержки; Признание и одобрение правильных действий; Интерес к учебе, духовному росту; Наличие увлечений; Интерес к религии.
22 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.