Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.moe-pokolenie.ru
1 ЭКСПЕРТНЫЕ ВОПРОСЫ К ПРОЕКТУ « НОВАЯ ШКОЛА » 16 декабря 2008
2 Экспертиза концепции 2 Была проведена экспертиза концепции « Новой школы » Эксперты сформулировали вопросы, непонимания, высказывали ожидания и опасения Вопросы, ожидания и опасения экспертов были сгруппированы в 6 смысловых фокусов : О мире и будущем О человекеО детях О школе и образовании О проекте « Новая школа » О последствиях проекта
3 О мире и будущем 3
4 Экспертные вопросы 4 Чему будут учить в новой школе ? Что Вы хотите получить на выходе ? К чему Вы будете готовить детей ? Зачем нужна ваша школа ? Какова ее миссия ? Вы говорите, что ваша школа вводит в жизнь. Жизнь вокруг нас и она многообразна. Чему конкретно вы будете учить ?
5 Предположения 5 Мир един и известен Мир не изменится ( по крайней мере радикально ) Существует единая культура Будущее известно К будущему можно подготовиться Готовясь к будущему, мы должны опираться на имеющийся опыт прошлого
6 Ответ 6 Современный мир отличают следующие характеристики : скорость производства новых знаний увеличивается и их совокупный объем растет ; радикальные технические новшества происходят каждые 5 лет ; культуры многочисленны, разнообразны и существует практика их создания ; социальный мир модален и один человек вынужден переходить из одного социального модуса в другой ; будущее становится предметом конкуренции. Задача проекта « Новая школа » ввести детей в этот мир и сделать их конкурентоспособными. Проект предполагает формирование способностей к самостоятельному движению, самоапгрейду, ориентации в культуре, знаниях и средствах, коммуникации с разными, включению в различные социальные модусы, созданию и демонтажу социальных структур.
7 Ответ 7 Все вышеперечисленные способности будут формироваться за счет связки трех видов активности : индивидуальных занятий, коллективных проектов и спонтанных событий. Занятие – это формирующаяся эксклюзивная квалификация, то, во что человек углубляется, становясь организатором, социальным лидером, инженером или человеком искусства. Проекты – это другая форма активности, требующая от ребенка развивать способности к обустройству, созданию команд и социальных групп, освоению и конструированию средств. Спонтанные события – будут развивать способность принимать самостоятельные решения, реагировать на спонтанные, незапланированные события. Проекты, занятия и спонтанные события имеют корреляцию друг с другом. Поверх этих активностей будут работать схемы организации самостоятельного движения, построения траектории, интенсификации движения за счет работы с родовыми схемами и создания ситуаций импринтинга.
8 М Ответ 8 Индивидуальные траектории Групповые траектории Массовые траектории Спонтанные события ПроектЗанятие ВЫХОД 1 Занятие ВЫХОД 2 ПроектЗанятие ВЫХОД 3 Занятие ВЫХОД 4 ВХОД
9 О человеке 9
10 Экспертные вопросы 10 Какой тип личности воспитывается в вашей школе ? Как будет построен процесс формирования ребенка ? Каким ребенок получится на выходе ( что будет уметь, что будет знать )? В обычной школе ребенок получается образованным. А в вашей каким ? Если ребенок сможет сам инициировать проекты и трансформировать под них школу, то он будет считать, что можно все, он не будет осознавать ограничений реального мира. Если нет уроков и программы, то как будет обеспечиваться то, что ребенок освоит минимальный уровень знаний и представлений культурного человека ?
11 Предположения 11 Человек должен быть культурным Человек должен быть личностью Человек должен быть социализирован Человек должен иметь определенный набор знаний Человек должен понимать как устроен мир и осознавать его границы
12 Ответ 12 Как уже отмечалось, сегодня культурный мир разнообразен, социальный мир модален, а знания инструментальны. Поэтому в « новой школе » упор делается на развитие способностей к самостоятельному движению, самоапгрейду, ориентации в культуре, знаниях и средствах, коммуникации с разными, включению в различные социальные модусы, созданию и демонтажу социальных структур. Проекты, занятия и события устроены так, что каждый раз они осмысляются с точки зрения использования культурных образцов, использования социальной организации. Преподаватели и тьюторы организуют такую рефлексию. У школьника остается выбор, как действовать, какой из образцов использовать. Главное качество человека, личности, которое воспитывается в этом проекте – это развитие основных способностей – способности к обустройству, способности к конструированию средств, способности к социальной организации, способности к развитию собственных возможностей и способности к самосознанию. Все эти способности формируются за счет связки коллективные проекты – индивидуальные занятия – спонтанные события.
13 О детях 13
14 Экспертные вопросы 14 Как вы удержите такую сложную организацию ? Классов нет, уроков нет. Дети пойдут пиво пить и бить окна. В обычной школе нормальный ребенок – тот, у кого средний балл не ниже 3- йки и кто сильно не балуется. Какой ребенок будет считаться нормальным в вашей школе ? Кто будет сопровождать ребенка в принятии решения ? Кто будет отвечать за ребенка ? Взрослый дает образец поведения в школе. А в вашей кто будет образцом ? Какие требования вы будете предъявлять к организаторам процесса обучения ? Существующая школа учит не ошибаться. За это ругают и ставят плохие оценки. А у вас как ? Оценки будут ?
15 Предположения 15 Дети не знают чего они хотят или ничего не хотят Детей нужно ограждать от целого ряда ситуаций и проявлений мира взрослых Дети не могут нести за себя ответственность Детям нужны контроль и дисциплина Дети ориентируются на образец взрослых Дети должны быть " нормальными "
16 Ответ То, что дети ничего не хотят, - иллюзия взрослых. Дети хотят своего, другого чем взрослые, причем в разном возрасте ( разных детских цивилизациях ) разного. Задача взрослых оснастить и окультурить это желание. Игру превратить во все более сложную, требующую инструментария, осмысления, специальной организации, окультурить ее, то есть зафиксировать, что делается и что получается. 2. Дети могут нести за себя ответственность. Но в той части мира, который они освоили. Проблема состоит в том, что дети не освоили большую часть мира, поэтому попадая в новые зоны становятся либо беспомощными, либо неадекватными. Задача преподавателей и тьюторов – следить за этой границей ( освоенного ребенком и неосвоенного ). В « новой школе » дисциплина будет переходить в самодисциплину, взаимную поддержку и социальную организацию. 3. В современном мире требование нормы это только требование к определенному общему бэкграунду, позволяющему включаться в разные занятия и социальные группы. В « новой школе » общий бэкграунд будет обеспечиваться программами ликбеза, которые включают в себя чтение, письмо, иностранные языки, компьютерную грамотность, навыки обращения с техникой и транспортными средствами и т. д.. Вторая компонента нормальности, социальная нормальность, будет обеспечиваться за счет социотехнических практик, дети будут уметь принимать разные социальные роли, те, которые необходимы в конкретной ситуации.
17 О школе и образовании 17
18 Экспертные вопросы 18 Как будут контролировать детей в вашей школе ? Как будет обеспечиваться дисциплина ? Вы говорите, что ваша школа вводит в жизнь. Жизнь вокруг нас и она многообразна. Чему конкретно вы будете учить ? Зачем нужна ваша школа ? Какова ее миссия ? Как Вы будете оценивать детей и эффективность образовательного процесса ? В обычной школе ребенок получается образованным. А в вашей каким ? Школы выполняет функцию обеспечения единства общества. Это заказ государства.
19 Предположения 19 Образование делает из ребенка человека В школе передаются знания, происходит включение в культуру В школе происходит социализация Образование выполняет функцию усреднения, за счет этого мы можем жить в одном обществе и государстве Человек, не прошедший через образовательный институт, не сможет жить в обществе В школе должны быть формы контроля успешности прохождения программы ( оценки, аттестация ) В школе должны быть механизмы контроля детей и обеспечения дисциплины
20 Ответ 20 В « Новой школе » заложен ряд принципов, которые позволят ребенку осваивать те сферы, которые необходимы для его полноценного становления как человека. Во - первых, школа будет не давать знания, которые в сегодняшнем мире устаревают быстрее, чем публикуются. Школа будет передавать способности, позволяющие в таком изменчивом мире жить – способность к принятию самостоятельных решений, способность к самоапгрейду, способность жить в разных социальных модусах, способность жить в акультурном и аисторическом мире. Освоение этих способностей будет происходить за счет нескольких схем, заложенных в школьный процесс : организация самостоятельного движения, построение личной траектории, освоение вместо знания, развитие индивидуальных способностей, коммуникация с другими. Это принципы, которые позволят ребенку быть конкурентоспособным в современном обществе.
21 О проекте « Новая школа » 21
22 Экспертные вопросы 22 Вы хотите повторить эксперимент 20- х годов и спроектировать новое общество ? Вы пытаетесь вместить в учреждение то, что туда вместиться не может. Ваша школа через шаг превратиться в обычное образовательное учреждение. Если вы говорите о новой школе, то и должны говорить о том, какие последствия будут для системы образования в целом. Есть много мест, где ребенок учится жизни ( улица, семья и т. д.). Зачем пытаться в одном месте собрать все, что сейчас распределено ? Чем Ваш проект отличается от … ( школы Громыко, школы Щетинина и т. д.)? Вы пытаетесь создать для детей « идеальный мир », оградить от мира реального. Зачем ?
23 Предположения 23 Проект - это попытка изменить общество Проект предполагает получение определенного продукта Новая школа - это то же самое, что … ( школа Громыко, школа Щетинина … ) Новая школа - это « колба » для детей Проект игнорирует другие сферы жизни - семью, улицу и т. д. Проект невозможно реализовать
24 Ответ Вопрос о « революционном » изменении общества не актуален. Современный мир и так ( без специальных усилий ) постоянно меняется, поэтому сегодня стоит вопрос о том, как успевать за этими изменениями, как оставаться конкурентоспособным. Поэтому проект « новой школы » предполагает не изменение общества, а обеспечение конкурентоспособности человека. 2. Любые сравнения с другими образовательными проектами некорректны, поскольку « новая школа » проект не образовательный. Образование – это подготовка ребенка к определенному будущему. Будущее не известно и является предметом конкуренции, поэтому подготовка к чему - то конкретному не имеет смысла. Вместо этого « новая школа » позволяет ребенку прожить несколько полноценных детских жизней, обеспечивает становление человека и его конкурентоспособность. 3. Проект « новой школы » предполагает включение в полноценную жизнь, это значит, что все сферы жизни будут представлены. Дети будут много путешествовать, причем путешествия будут не только географические, но и социальные, культурные. Путешествия, приглашение внешних специалистов будут « щупальцами » школы во внешнем мире, за счет которых дети будут сталкиваются с его проявлениями.
25 О последствиях проекта 25
26 Экспертные вопросы 26 Это школа будет плодить маргиналов, людей, не встроенных в общество. Как выпускники школы смогут работать, ведь начальник будет требовать от них подчинения, дисциплины, с которыми в школе они не сталкивались ? Как выпускники этой школы будут поступать в ВУЗы и смогут ли они в них потом учиться ? Откуда возьмутся люди, работающие по сложным профессиям, требующим длительной подготовки, например, хирурги ? Ученики этой школы будут считать остальных ( тех, кто в такой школе не учился ) людьми второго сорта. Будет социальное противостояние между учившимся и выпускниками Новой школы и остальных.
27 Предположения 27 Выпускники « новой школы » будут не готовы к жизни Выпускники не смогут встроиться в общество, станут маргиналами Выпускники « новой школы » не захотят уходить из школы Будет социальная напряженность или даже " война " между выпускниками « новой школы » и старой Выпускники « новой школы » не будут считать остальных людьми Не будут появляться специалисты в профессиях, требующих длительной и сложной подготовки
28 Ответ Проект « новой школы » предполагает освоение ребенком социотехнических практик и социотехнической рефлексии, в том числе способности входить / выходить в различные социальные модусы ( мегамашины, массовые общество ). Выпускники « новой школы » не станут маргиналами, поскольку у них будет техническое отношение к социальной жизни. 2. Выпускники любого учреждения считают других менее людьми ( будь то элитарная школа, физмат класс и т. д.). Это социальный закон. В « новой школе » детям будут сразу объяснять, что люди бывают разные. Конфликты ( в том числе между выпускниками и другими ) будут всегда. Вопрос состоит в том, как работать с конфликтом, чтоб он не приобретал характер войны, ненависти, взаимного уничтожения ? Особенность « новой школы » в том, что с конфликтами будут учить работать. Не уходить от конфликтов, а использовать их для собственного развития и для разрешения ситуации. Это будет происходить за счет того, что школа разновозрастная, с большим количеством конфликтных точек, конфликты будут обсуждаться как одна из способностей, которая формируется.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.