Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемgrsk-4.narod.ru
1 Клуб Любознательных 2012
2 родился 19 ноября 1711 года в деревне Денисовке Архангельской губернии, вблизи города Холмогоры, который в те времена был экономическим и географическим центром Поморья.
3 Отец будущего учёного, Василий Дорофеевич Ломоносов, с успехом занимался зверобойным и рыбным промыслом, являлся владельцем собственного судна. Детские годы Михайло Ломоносова прошли в труде не только нелёгком, но иногда и опасном. Михаил Ломоносов вместе с отцом " ходил " по Белому морю, ему приходилось посещать Соловецкие острова и достигать Новой Земли. В этих странствиях крепло мужество завтрашнего учёного, развивалась выносливость, трудолюбие, отвага, наблюдательность, воля, уверенность в себе.
4 Михайло Ломоносов рано выучился грамоте. Сохранилась легенда о том, что дьячок, обучавший мальчика, вскорости признался : « Не мне отрока, но отроку меня учить подобает ». Все свободные время Михаил Ломоносов читал. В 1725 году в руки любознательного подростка попадают « Грамматика » Смотрицкого и « Арифметика » Магницкого. « Грамматика » описывала правила « говорения и письма » и даже некоторые рекомендации по сочинению стихотворений. « Арифметика » была не только учебником по математике, но и популярным изложением основных положений физики, геометрии, астрономии, механики. Обе книги произвели серьёзное впечатление на Ломоносова : « То были врата учёности моей », - признаётся он впоследствии. Василий Дорофеевич сначала одобрял « книжное прилежание » единственного наследника, радовалась и маменька, глядя на смышлёное дитя. Однако после смерти матери Михаилу стало трудно. Отец вновь женился, и мачеха препятствовала пасынку в занятиях. Она « всячески старалась произвести гнев в отце моём, представляя, что я всегда сижу по - пустому за книгами », - с сожалением вспоминал Ломоносов Михаил Васильевич. В душе юноши крепло желание посвятить жизнь наукам.
5 В декабре 1730 года, морозной ночью, девятнадцатилетний юноша Михаил Ломоносов оставил родительский дом. В столицу отправился рыбный обоз, и Михайло Ломоносов прибился к нему. Он хотел добраться до Славяно - греко – латинской академии, где « учёности заморской преизбытно ». Сейчас может показаться невероятным то, что деревенский юноша пешком ушёл в Москву, чтобы попасть в учебное заведение, куда принимались исключительно « дети дворянского и духовного звания ». Но недаром Северное море закаляло характер смелого отрока !
6 Благодаря тому, что Михаил Ломоносов скрыл своё крестьянское происхождение, он был принят в Спасские школы ( так называли в Москве Славяно - греко – латинскую академию ). « Великовозрастный » ученик начинал с младших классов, где занимались ребята лет. Михайло Ломоносов стоически сносил « несказанную бедность » своего быта и насмешки одноклассников. Одаренный юноша добился поразительные достижений : за первый год обучения он прошёл три класса, в свободное от занятий время усердно посещал библиотеку и постоянным чтением книг расширял свой запас знаний и кругозор. За пять лет он прошёл двенадцатилетнюю программу академии. Преподаватели не могли не обратить внимания на способного школяра. Из Сената в это время пришло предписание отправить « в науках достойных учеников » в гимназию при академии наук в Санкт - Петербуг. Среди них оказался и Михайло Ломоносов.
7 В январе 1736 года вместе с одиннадцатью воспитанниками академии Михаил Ломоносов приехал в Петербург. Начался новый, весьма важный этап его жизни. Именно здесь определились его научные интересы и склонности.
8 Не прошло и года, как студент Михаил Ломоносов оказался в Европе, где « новые науки давно пришли в явленье ». России были необходимы горные инженеры и металлурги, и несколько студентов отправили в Германию для изучения химии и горного дела. Ломоносов Михаил Васильевич направился в Марбург, чтобы там прослушать лекции профессора Христиана Вольфа, чьи заслуги признавал ещё Пётр I и по работам которого философию изучала вся Европа. Там он посещал лекции, работал в лабораториях, читал книги – всё это окрыляло юношу. Профессор Вольф был очень доволен достижениями русского студента и в 1738 году докладывал руководству из Петербурга о своих воспитанников учениках : « У господина Ломоносова, по - видимому, самая светлая голова среди них ; при хорошем прилежании он мог бы и научиться многому, выказывая большую охоту и желание учиться ».
9 В Марбурге Михаил Ломоносов создаёт своё « Письмо о правилах российского стихотворства ». Он утвердил в русской культуре силлабо - тоническое стихосложение, построенное на правильном чередовании ударных и безударных слогов. Примером является ода поэта Михайло Ломоносова « На взятие Хотина », посвящённая взятию русскими войсками неприступной турецкой крепости на Балканах. Восторг внезапный ум пленил, Ведёт на верх горы высокой, Где ветр в лесах шуметь забыл ; В долине тишины глубокой. Внимая нечто, ключ молчит, Который завсегда журчит Им с шумом вниз с холмов стремится. С этой оды, по словам Виссариона Григорьевича Белинского, « должно считать начало русской литературы ». Александр Сергеевич Пушкин называл Ломоносова « отцом русской поэзии ».
10 Велики заслуги Ломоносова в развитии русского литературного языка. Ломоносов Михаил Васильевич боролся за культуру русской речи, он написал первый подлинно научный труд по русскому языку - « Российскую грамматику ». Этот ученый труд выдержал больше десяти изданий и стал фундаментом для грядущих учебников, на « теории трёх штилей » получило образование не одно поколение русских писателей. Созданный Ломоносовым Михаилом Васильевичем учебник « Риторика » - первый русский печатный курс словесности и красноречия. Книга учит строить речь, пользуясь неисчерпаемыми богатствами родного языка.
11 Закончив обучение в Марбурге, в июле 1739 года будущий великий учёный перебрался в небольшой городок Фрейбург, где изучал горное дело, посещал рудники и шахты. 8 июня 1741 года Ломоносов Михаил Васильевич, полный сил и энергии, возвращается в Россию. Михаил Ломоносов сразу отправился в Академию наук, чтобы узнать о дальнейшем своём устройстве. Но советник академической канцелярии Иоганн Шумахер холодно встретил Ломоносова и отправил его к академику Аману изучать отечественную историю до дальнейшего распоряжения. Беспредельно было разочарование молодого учёного …
12 Ломоносов Михаил Васильевич использовал любую возможность для пропаганды научных и общественно - политических идей. Как талантливый художник, он внёс огромный вклад в дело прославления Отечества. Об этом свидетельствуют его мозаичные работы. Учёный – художник возродил древнее искусство мозаичной техники, к тому времени забытое в России, используя новейшие достижения естественных наук. В Эрмитаже хранится собственноручно набранная Ломоносовым мозаика. Это портрет Петра 1.
13 « Полтавская баталия » - ещё один мозаичный шедевр Михаила Ломоносова – художника, находится в здании Академии наук в Петербурге. Всего он является автором сорока мозаичных картин. Ломоносов был избран членом Петербургской Академии художеств.
14 Ломоносов Михаил Васильевич стал инициатором создания первого русского университета, открытого в 1755 году в Москве. Так в России возник ещё один научный центр, просветительская роль которого была чрезвычайна велика. Учёный не только составил программу университета, но и добился того, чтобы право обучения было дано представителям всех сословий.
15 За полгода до смерти Ломоносов писал : « Я не тужу о смерти : пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют ». Ломоносов Михаил Васильевич скончался в 1765 году, и был погребен в Александро - Невской лавре. Тот, кто не ищет личной славы – к тому она приходит сама. И мы, его потомки, по истечении двух с половиной веков, видим, что слава Ломоносова не отделима от славы нашего отечества.Ссылка на источник информации
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.