Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемlearning.9151394.ru
1 Всё что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи. Ян Амос Коменский.
2 Согласно современным тенденциям развития содержания образования одно из направлений его модернизации - интеграция ряда учебных дисциплин и попытка поиска единства различных компонентов образования. Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Связь между ними - это отражение интеграции между соответствующими науками, каждая из которых в своей области изучает единый объективно существующий материальный мир. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся. Значение и актуальность
3 В педагогической литературе имеется более 30 определений МПС, т.е. существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. 1) « Межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественно-научных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе». (В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшкин) 2) « Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками». (Ф.П.Соколова)
4 Технология межпредметного урока Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока..
5 Интегрированные уроки именуют межпредметными: Конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин. Конструирование и проведение интегрированных уроков одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам; Создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, элективных курсов. Классификация интегрированных уроков
6 Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующимся через межпредметные связи, можно достичь следующих результатов: 1. Знания приобретают качества системности
7 2. Умения становятся обобщенными способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.
8 3. Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся. 4. Более эффективно формируются их убеждения, и достигается всестороннее развитие личности. 5. Способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.
9 А это, по мнению Сухомлинского, и дает «желанное пробуждение мысли». На интегрированных уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми. Следовательно, создание таких уроков помогает сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов. Результатом проведения интегрированных уроков является развитие эмоциональной сферы детей
10 создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Интегрированное обучение
11 Интеграция необходима в современной системе образования. в современной школе учебные дисциплины носят конкурирующий характер. Каждая противостоит всем остальным, как бы претендуя на большую значимость по сравнению с другими. каждая из школьных дисциплин сама по себе представляет набор сведений из определенной области знаний, поэтому не может претендовать на системное описание действительности традиционная монологическа я система в образовании почти полностью утратила свою практическую эффективность.
12 Интеграция предметов возможна тогда, когда выполняется ряд условий: объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими; в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования; интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.
13 География настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной. География тесно связана со многими науками, такими как математика, химия, физика, экономика и другими, что позволяет осуществлять, как опорные, так и перспективные, межпредметные связи.
14 Цели и задачи географического и экологического образования во многом совпадают и тесно взаимосвязаны. Так, методологической основой экологии является полинаучность, комплексный и системный подход. Комплексность, учение о геосистемах служат теоретической основой географии.
15 В этом случае близость географической науки к экологии очевидна, поскольку она вытекает из содержания экологии как науки, «изучающей отношения организмов между собой и окружающей средой». В одном из словарей отмечено, что география представляет собой «систему естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные географические комплексы и их компоненты. Систему географических наук объединяет тесная взаимосвязь между изучаемыми ими объектами и общностью конечной задачи, заключающейся в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства и в установлении характера взаимодействия между человеческим обществом и географической средой».
16 Многообразие экологических знаний, формируемых в курсе физической географии, может быть объединено в несколько разделов:
17 Указанные знания формируются преимущественно в курсе физической географии и расширяются в курсе экономической географии при рассмотрении влияния человека на компоненты природного комплекса.
18 Значение природы и оценка условий для жизни и деятельности человека, антропогенное изменение природной среды, формы и способы охраны природы, глобальные геоэкологические проблемы и социально-политические аспекты геоэкологических проблем).
19 Землепользование, водопользование, использование биоресурсов, меры по охране и принципы рационального природопользования).
20 Программа курса географии средней школы предполагает последовательное ознакомление учащихся с природой Земли, её разнообразием, с единством процессов, происходящих в компонентах природы. Страноведческая направленность программы отражает подход к процессу взаимодействия человека и природы, влияния хозяйственной деятельности человека на природный комплекс и возникающие при этом проблемы. Программами предусмотрен возрастной подход к ознакомлению с проблемами охраны окружающей среды. Вместе с тем, основная масса учащихся мало вовлечена в практическую работу по отработке природоохранных навыков. В результате проводимых мероприятий, учащимися усвоены правила поведения при контактах с природой (не рвать, не сорить, не жечь и т.д.), но этого не достаточно. Для того, чтобы эти правила стали нормой поведения, необходимо осознанное понимание процессов, происходящих во взаимодействии человека и природы. Здесь на помощь учителю географии приходит экология, которая своей концепцией является связующим звеном законов развития природы, человека и общества – провожу уроки географии, интегрированные с экологией.
22 География: 8 класс При изучении видов транспорта. Хозяйственная деятельность человека. География: 10 класс «Земельные ресурсы, проблемы использования» Показать, что подлинное богатство человечества это почвы, которые являются продуктом тысячелетий. Выделить регионы и континенты, которые занимают ведущие позиции обрабатываемых земель, лугов и пастбищ. Вывод на уроке может быть таким: сохранение земельного фонда планеты одна из важнейших задач человечества. Особо важное значение в современном мире приобретает рекультивация земель. Домашнее задание: Какие экологические последствия возникают при нерациональном использовании земельных ресурсов.
24 В качестве таковых средств могут выступать различные фотографии. Это могут быть фотографии из учебников, а также из иных источников: научно-популярной литературы, периодических изданий, коллекций на компакт-дисках, интернета, собственных коллекций учителя. Особенно интересно использование фотографий при изучении природных зон и районов России. Здесь вводя понятие естественных и антропогенных ландшафтов, необходимо проиллюстрировать их различия. Кроме того, эффективен способ противопоставления фотографий. С помощью его можно красноречиво показать результаты, вредящей природе деятельности человека, показывая фотографии до и после такой деятельности. В основу данного приёма положен метод экологической лабилизации
25 Показ кино- и видеофильмов позволяет создать ещё большую наглядность изложения. Кроме того, эти средства в отличие от статичной фотографии способны передавать динамизм процессов. Целесообразен показ фильмов посвященных экологическим проблемам конкретных территорий: загрязнение Байкала, опустынивание Калмыкии и т.д. Но кроме этого возможен показ фильмов рассказывающих об уязвимых местах природных ландшафтов: невосполнимое сведение лесов вдоль северной границы лесотундры, опустынивании сухих степей и полупустынь Прикаспия и т.д. Последнее направление использования данного средства может быть даже предпочтительнее, поскольку экологическое образование не должно быть переполнено негативной информацией. Ученики должны познать не только проблемы природы, но и её естественную сущность, красоту и привлекательность.
26 Кроме изображений реальных объектов применимы и условные изображения объектов и явлений. Специфика экологического образования в курсе географии заключается в возможности (и необходимости) использования карт. С их помощью ученики могут проанализировать географические закономерности распространения экологических проблем.
27 Важно отметить, что школьной географии принадлежит сегодня доминирующее значение в механизме интеграции учебных дисциплин среднего образования, затрагивающих сферу регулирования окружающей человека среды. Для более эффективной реализации экологических задач обучения и воспитания в учебном процессе важно привлечь к школьной географии содержание других дисциплин. Например, при рассмотрении влияния ряда отраслей промышленности на загрязнение воздуха и вод целесообразно опираться на данные химии (образование кислотных дождей), биологии (воздействие кислотных дождей на живую природу).
28 Целесообразность интеграции географии и экологии сомнений не вызывает. Полученные на интегрированных уроках знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни, определить активную жизненную позицию. Интегрированные уроки можно проводить в различных формах: – традиционные уроки с включением экологических вопросов; – межпредметные уроки; – уроки внутрипредметного обобщения; – ролевая игра.
29 1. Традиционные уроки по предмету с фрагментарным включением экологического содержания. Это сравнительно небольшой по объему материал, ненарушающий основную тему и структуру программных разделов, дополнение темы урока фактическим учебным материалом, достаточно ярко иллюстрирующим изучаемые программные темы по физической и экономической географии. 2. Уроки, посвященные программной экологической проблеме. На них обобщается фактический материал по конкретной эколого-географической проблеме, знания по которой накапливались и формировались на протяжении изучения отдельных уроков и целых тем. 3. Творческие уроки по решению злободневных экологических проблем, связанных с географией: это заседания «круглого стола», «мозговые штурмы», дискуссии. Результаты таких уроков оформляются в виде предложений, статей или передач в школьных СМИ, а также в других средствах гласности.
30 Уроки межпредметного обобщения могут быть разнообразными по целям и учебным задачам, по содержанию и структуре. Среди них можно выделить следующие типы: 1.Уроки свободных мыслей по обсуждению интересующих школьников экологических проблем, возникающих на грани с другими областями знаний, например, разнообразие ландшафтов и биоразнообразие (география – биология); шумовое (или радиоактивное) загрязнение окружающей среды (география – физика); загрязнение окружающего воздуха (география – химия) и др. 2. Аукцион проектов решения локальных экологических проблем. Каждая группа предлагает свои проекты решения учебных проблем, которые могут быть сформулированы по-разному. Реальные предложения: «Как превратить отходы в доходы?»; «Как благоустроить территорию школьного двора?» и др. Далее жюри, состоящее из кружковцев, учителей и представителей администрации, оценивает проекты и принимает их полностью или частично к реализации. 3. Пути решения экологических проблем в разных странах мира, на разных континентах. Урок проводится в виде обзора по публикациям, радио- и телепередачам, по сайтам Internet.
31 который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
32 В.А.Сухомлинский говорил, что детство - это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, « открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно- природный процесс познания мира учащимися. Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса.
33 На таких уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми. Следовательно, организация уроков с использованием межпредметных связей помогает сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов. Подводя итог, хочется отметить, что интеграция предметов в современной школе – реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами педагогического образования.
34 «Велика и поразительна область географии. Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!» Н.В.Гоголь.
Ссылка на источник: learning.9151394.ru
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.