Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемprof-standart.org
1 Профессиональная аккредитация образовательных программ подготовки специалистов в учебных заведениях профессионального образования Плутенко А.Д., Зам.директора департамента образовательных программ ГК «Роснанотех»
2 Аккредитационный центр при Ассоциации инженерного образования России Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры ( АККОРК ) В России уже есть опыт разработки механизмов и проведения Общественно-профессиональной аккредитации
3 Со стороны государства – да. Госсовет, новая редакция « Закона об образовании », модернизация системы гос. аккредитации Со стороны рынка труда. ОАК, РОСНАНО, автомобилестроители … Система профессионального образования ? Существует ли спрос на профессиональную аккредитацию?
4 Последний относительно полный набор в вузы был в 2006 году, тогда из школ выпустилось 1,5 млн. человек. В 2010 году выпустилось уже 800 тысяч человек, в 2012/2013 году ожидается выпуск в количестве 730 тысяч человек, т. е. в два раза меньше по отношению к последнему « спокойному » году. Восстановление абитуриентской базы будет идти медленно, подъем ожидается только с 2020 года. К 2012 году количеству студентов в российских вузах уменьшится с сегодняшних 7,5 миллионов до 5,5 миллионов, что будет означать, что предстоит уволить 50 тысяч преподавателей. Негосударственные вузы сделали в прошлом году от 15% до 50% своего обычного набора. Государственные вузы, которые обычно набирали 2/3 студентов на бюджетные места и 1/3 – на платны, в прошлом году приняли студентов в соотношении 50:50, при этом 23 государственных вуза вообще не сделали бюджетный набор – не добрали людей до контрольных цифр. В то же время система ВПО развивается и учится жить в конкурентной среде Какова ситуация в системе профессионального образования?
5 Что необходимо для того, чтобы профаккредитация образовательных программ стала реальностью 1. Апробированная и согласованная методика профессиональной аккредитации. 2. Организационные механизмы и нормативные документы, регулирующие взаимодействие государственных органов управления образованием и общественно- профессиональных организаций или объединений работодателей. 5
6 Барьеры Помимо того, что профессиональная экспертиза законодательно не определена в качестве равноправного (государственному) механизма оценки качества образования: Пока нет должного количества объединений работодателей (ОР) У работодателей нет должного количества подготовленных экспертов для проведения Специализированной экспертизы программ Вузам трудно дается работа в непривычном формате: при планировании и описании программ в компетентностном ключе, при попытках получить и проанализировать обратную связь от стейкхолдеров (рынка труда, выпускников, студентов) 6
7 Принципы взаимодействия : возможные сценарии Одновременная институциональная государственная аккредитация вуза и специализированная экспертиза его программ ( или гос. аккредитация вуза на базе проф. аккредитации программ ); Делегирование объединениям работодателей ( крупным работодателям ) полномочий проведения специализированной экспертизы вузовских программ в ходе государственной аккредитации вузов 7
8 С чего можно начинать – « второй вариант » В этой ситуации представляется оптимальным « мягкий » вариант создания и развития системы профессиональной экспертизы и аккредитации программ образовательных учреждений : ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ И СБЛИЖЕНИЕ ПОДХОДОВ 8
9 Что возможно при реализации второго сценария Работодатели : занять более активную позицию 1. Формирование объединений работодателей, не обязательно « профильных » ( отраслевых ) – с большим пулом привлеченных и специально подготовленных экспертов ; 2. Подготовка экспертов из числа сотрудников предприятий ; 3. Самостоятельная аккредитация вузовских программ по их обращениям на основе общих подходов и согласованной методики ; Есть основания полагать, что вузы начнут обращаться с заявками на профессиональную аккредитацию 4. Активное позиционирование этой деятельности вовне : публикация результатов профессиональной аккредитации на сайтах ОР и отдельных корпораций и предприятий, рейтинги программ и вузов ; 5. Вхождение в международные сети аккредитационных агентств. 9
10 Что возможно при реализации второго сценария Государство : активная поддержка деятельности ОР 1. Поддержка усилий ОР : публикация реестра ОР, осуществляющих эту деятельность, сведений о проведении профессиональной аккредитации и ее результатов на официальных сайтах ; 2. Продвижение успешного опыта профессиональной аккредитации программ учреждений профессионального образования ; 3. Использование элементов методики профаккредитации программ при доработке процедуры и критериев государственной аккредитации вузов 10
11 Профаккредитация предполагает оценку образовательных программ по следующим базовым позициям : учет запросов рынка труда : подтвержденное использование и учет требований работодателей при определении содержания программы и ее образовательных результатов ; соответствие программы требованиям профессиональных стандартов, если таковые имеются ; наличие всей совокупности условий, предоставляемых студентам / слушателям программы для выхода на запланированные образовательные результаты : кадры, инфраструктура, оборудование, партнерские связи ; использование адекватных задачам и запланированным результатам образовательных технологий, включая методы оценки достижений студентов современность программы : использование результатов новейших научных исследований Элементы методики : основные подходы 11
12 Рекомендуемый перечень запрашиваемых у вуза материалов для камеральной проверки Отчет о самообследовании Описание программы Спецификация программы и модулей / курсов Описание информационно - методической и материальной инфраструктуры программы, включая сведения о ППС ; Учебно - методические комплексы по курсам ( дисциплинам, модулям программы ) Экзаменационные вопросы и тематика письменных работ ( рефератов, дипломных работы ), а также примеры лучших и худших работ студентов за последние 2-3 года ( для уже существующих программ ); Отчет о проведенном исследовании ( анкетировании ) работодателей и выпускников, обобщающий их отношение к качеству / результативности программы. Элементы методики : материалы 12
13 Важно то, как программа выполняет свои образовательные задачи и выводит студентов на запланированные образовательные результаты Необходимо получить ответ на вопросы как запланированное содержание обучения будет способствовать достижению поставленных образовательных целей ? Необходимо показать, что в конструкции программы учтены все следующие аспекты и соблюден баланс между ними, а именно : что в программе ( какие курсы, дисциплины, модули ) будет формировать знания, формировать интеллектуальные навыки, что в программе будет способствовать выработке умений и навыков, специфических для данной предметной области, что в программе позволить развивать познавательные способности и формирование универсальных навыков. Суть – в « деталях » 13
14 Апробацию разработанной в РОСНАНО методики общественно - профессиональной аккредитации проходили четыре высших учебных заведения и шесть образовательных программ : 1. ГОУ ВПО Казанский Государственный Технический Университет им. А. Н. Туполева, КГТУ - КАИ. Программы : « Самолето - и вертолетостроение » специализация « Проектирование и конструирование авиационной техники »; « Самолето - и вертолетостроение » специализация « Расчет прочности авиационной техники » 2. ГОУ ВПО Московский государственный институт электронной техники ( Технический университет ), МИЭТ. Магистерские программы по направлению « Электроника и наноэлектроника »: « Проектирование СБИС с топологическими нормами 90 нм » « Производство СБИС с топологическими нормами 90 нм » 3. ГОУ ВПО Уральский Федеральный Университет им. Первого Президента РФ Б. Н. Ельцина, УрФГУ. Программа профессиональной переподготовки « Разработка и применение высокоэффективных катализаторов для нейтрализации выбросов » 4. Учреждение Российской академии наук Санкт - Петербургский Академический университет – научно - образовательный центр нанотехнологий РАН. Магистерская программа Физика полупроводников и диэлектриков Проведена апробация методики 14
15 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.