Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.msses.ru
1 Майоров Алексей Николаевич доктор педагогических наук, заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по образованию Проблемы и риски концентрации властных полномочий в системе управления образованием. Москва февраль 2012 года
2 Разделение власти политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.государственная властьзаконодательную исполнительнуюсудебную
3 Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно- распорядительная деятельность органами исполнительной власти, судебная власть судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы.
4 Современное понимание принципа разделения властей включает в себя необходимость разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.
5 Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации
6 Федеративное устройство способ территориальной организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами власти, а также между собой. Федеративное устройство способ территориальной организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами власти, а также между собой. федеративного государствасубъектов федерации федеральными органами власти федеративного государствасубъектов федерации федеральными органами власти
7 Особенности российского федерализма. Россия была провозглашена федерацией, а не создана путем объединения самостоятельных государств. Россия была провозглашена федерацией, а не создана путем объединения самостоятельных государств. Россия создавалась как асимметричная федерация. Россия создавалась как асимметричная федерация. Субъекты РФ создавались как по национально- территориальному, так и по территориальному признакам. Субъекты РФ создавались как по национально- территориальному, так и по территориальному признакам. Субъекты Федерации не обладали правом выхода из ее состава. Субъекты Федерации не обладали правом выхода из ее состава.
8 Все субъекты Российской Федерации по объему их компетенции можно разделить на три группы: 1. Республики в составе России, которые могут принимать свои конституции, устанавливать наряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы (герб, флаг, гимн). 1. Республики в составе России, которые могут принимать свои конституции, устанавливать наряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы (герб, флаг, гимн). 2. Края, области, города федерального значения, которые принимают свои уставы, учреждают свои органы власти, официальные символы, могут иметь в своем составе автономные округа и область. 2. Края, области, города федерального значения, которые принимают свои уставы, учреждают свои органы власти, официальные символы, могут иметь в своем составе автономные округа и область. 3. Автономные округа и автономная область; по их предъявлению может быть принят федеральный закон об автономной области, округе, находящемся как бы в «двойном подчинении» - и у России, и у области (края), в составе которой они находятся. 3. Автономные округа и автономная область; по их предъявлению может быть принят федеральный закон об автономной области, округе, находящемся как бы в «двойном подчинении» - и у России, и у области (края), в составе которой они находятся.
9 Распределение субъектов федерации по типам 21 республикареспублика 9 краёвкраёв 46 областейобластей 2 города федерального значениягорода федерального значения 1 автономная областьавтономная область 4 автономных округаавтономных округа
10 В Конституции Российской Федерации четыре основополагающих принципа федерализма 1. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. 1. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. 2. Равноправие всех субъектов Федерации. 2. Равноправие всех субъектов Федерации. 3. Строительство и развитие РФ на двух равнозначных основах: национально- территориальной и территориальной. 3. Строительство и развитие РФ на двух равнозначных основах: национально- территориальной и территориальной. 4. Государственным суверенитетом обладает РФ, а не ее субъекты. 4. Государственным суверенитетом обладает РФ, а не ее субъекты.
11 С одной стороны субъекты Российской Федерации обладают различным конституционным статусом, а с другой конституция провозглашает равенство всех субъектов федерации.
12 «Федерализм в России обусловлен рядом причин: огромной территорией; спецификой экономического развития отдельных регионов; этническим многообразием населения; социокультурными различиями. Большим государством трудно управлять из центра: сложно проследить за тем, что делается на местах; с другой стороны, жители регионов больше доверяют местному правительству, которое они выбирали и которое легче проконтролировать в случае необходимости».
13 Федеральное устройство предопределяет разграничение компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов. В соответствии с Конституцией РФ компетенция в государстве разделяется на: собственно федеральную (статья 71 Конституции РФ); совместную: Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции РФ); собственно субъектов Федерации (статья 73 Конституции РФ).
14 Сфера совместного ведения Федерации и ее субъектов, определена статьей 72 Конституции РФ: В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: … е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; …. ….
15 Статья 76 конституции Российской Федерации говорит о том, что «2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации».
16 Исходя из того что федеральные законы имеют приоритет над региональными, то оказывается что определение федеральной властью своих полномочий в области предметов совместного ведения автоматически ограничивает полномочия субъектов Российской Федерации.
17 С одной стороны современная Российская Федерация имеет конституционную природу. Это означает, что только в рамках Конституции могут обсуждаться вопросы статуса территорий, изменения объема границ или объема полномочий ее субъектов, а с другой стороны федеральные государственные органы самостоятельно определяют свои полномочия по предметам совместного ведения. Тем самым они определяют сферу, отнесенную к ведению субъектов Федерации.
18 Споры по вопросам определения предметов ведения Федерации и ее субъектов должны разрешаться при помощи согласительных процедур, наличие которых предусмотрено в ст.85 Конституции. ст.85 Однако в последнее время таких споров зафиксировано не было.
19 Перераспределение полномочий от федерального органа законодательной власти в пользу федеральных органов исполнительной власти сфере образования за последние 7 лет
20 Пример 1. Федеральный закон «Об образовании» в редакции от п. 2 Статьи 1. Государственная политика в области образования говорила о том, что Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом. В настоящее время Федеральный закон «Об образовании» в действующей редакции п. 3 той же статьи говорит о том, что Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.
21 Пример 2. Федеральный закон «Об образовании» в редакции от п. 4 Статьи 7. Государственные образовательные стандарты говорила о том, что основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом. Федеральный закон «Об образовании» в действующей редакции п. 6 той же статьи говорит о том, что разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
22 Осталось только три положения регулирование которых определяется законом, это: Нормативные сроки освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости. Порядок регистрации и деятельности образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений).
23 Перераспределение полномочий от органов государственной власти субъекта Российской Федерации в пользу федеральных органов исполнительной власти сфере образования за последние 7 лет
24 Из 27 полномочий остались неизменными только 7.
25 1. законодательство субъектов Российской Федерации в области образования; 2. определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений; 3. формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием); 4. финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования; 5. установление республиканских, региональных нормативов финансирования образования 6. установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; 7. издание нормативных документов в пределах своей компетенции.
26 Изъяты 7, среди них такие базовые как: 1. определение и осуществление политики в области образования; 2. осуществление федеральной политики в области образования; 3. установление налогов; 4. организация финансирования местных органов управления образованием и образовательных учреждений, оказание им посреднических услуг;
27 5.установление дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников; 6.обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования; 7.контроль исполнения государственных образовательных стандартов.
28 Существенно ограничены 6, в рамках этих ограничений сокращены такие полномочия как 1. разработка и реализация международных программ развития образования, 2. вместо разработки содержания образование введено участие в разработке образовательных программ (заметим, которое не имеет механизма реализации), 3. формирование фондов развития образования, 4. организация издания учебной литературы, 5. разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин; 6. проведение аттестации работников органов управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
29 Добавлено: реализация ЕГЭ; реализация ЕГЭ; организация обеспечения учебниками; организация обеспечения учебниками; право дополнительного финансирования мероприятий. право дополнительного финансирования мероприятий.
30 Полномочия двух видов. Одни дают реальную возможность управления, то есть содержат наряду с ответственностью некоторое право, и полномочия, которые содержат только ответственность (обязанности). Первые полномочия были изъяты, а вторые полномочия регионы получили.
31 В ближайшей перспективе ситуация должна еще больше усугубиться в силу того что по настоянию федерального центра образовательные учреждения получили право самостоятельно формировать свою образовательную программу и как следствие распоряжаться средствами муниципалитетов и регионов.
32 Причины такого поведения федерального центра Первое это движение в общей логике укрепления вертикали власти. Чем меньше властных полномочий останется у регионов, тем меньше их самостоятельность и тем меньше вероятность дезинтеграции России.
33 Причины такого поведения федерального центра Второе – это недоверие. Если говорить утрированно, то федеральные чиновники не доверяют региональным, поскольку они «все разворуют и никогда во время не отчитаются, а если что им доверить, то сделают не так и уж конечно не вовремя».
34 Причины такого поведения федерального центра Третье. Ослабление региональной власти. Региональная власть назначается федеральным центром. В этом случае региональное правительство становится неподконтрольным жителям, а подконтрольным федеральной власти и это приводит к нарушениям в работе важнейшего механизма федерализма - поддержанию баланса в рамках распределения полномочий.
35 Федеральный центр в отношени регионом может применять только единые решения (базовый принципов устройства федеративного Российского государства – равенства субъектов Российской Федерации)
36 Единые решения, которые принимаются все в увеличивающемся количестве вопросов (к которым приводит концентрация полномочий в федеральном центре), не могут адекватно отразить многообразия национально-региональных условий.
37 Примеры 1. Проблема учета этнокультурных и национальных особенностей 2. О «перепроизводстве» управленцев, экономистов и юристов, 3. Закрытии филиалов меньше определенной численности
38 Проблема учета этнокультурных и национальных особенностей, включая сохранение языка. 1. Крупные республики 2. Республики Северного Кавказа 3. Коренные и малочисленные народы севера (республики, округа и области)
39 Проблема: «Перепроизводство» управленцев, экономистов и юристов. Решение: квотное сокращение приема на эти специальности.
40 Проблема: Часть филиалов дает не качественное образование. Решение. Закрытии филиалов меньше определенной численности
41 Перспектива негативных последствий 1. возникает противоречие между объемом ответственности и наличием реальных механизмов управления системой; 2. региональные органы управления образованием окажутся в роли просто исполнителей, трансляторов федеральной воли на уровень регионов и школ они будут иметь возможность оправдать свое бездействие том, что за них все решено на уровне федерации, а коль это так то и отвечать они за последствия не могут.
42 Что делается? Государственный совета 26 декабря 2011 года Основное направление движения - расширение полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, с целью децентрализации части полномочий, которые в настоящий момент закреплены за федеральным центром.
43 Поиск и запуск механизмов обратной связи между населением и региональными властями. Что делать?
44 Спасибо за совместную работу!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.