Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемdou277.krsnet.ru
1 Автор – составитель Пиндюрова Т.В. Педагог – психолог МБДОУ 277
2 Ох, уж эти дети! Агрессивный ребенок Проявления агрессии, злости естественны, хотя и пугают многих родителей. Ребенок не может быть злым от природы. За агрессивными проявлениями малыша всегда стоят какие-либо причины, и злость это естественное следствие каких-либо внутренних или внешних событий, которые происходят с вашим ребенком. Часто агрессия отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг ребенка события. Но иногда, если вовремя не помочь ребенку, агрессия может стать устойчивой формой поведения, превращаясь со временем в качество личности. Прежде чем запрещать или подавлять проявления злости, стоит разобраться в причинах, их вызывающих. Гиперактивный ребенок Гиперактивным сейчас готовы назвать почти любого ребенка, который просто активен, не запуган, обладает живыми эмоциями, детской непосредственностью, любит подвигаться и не стесняется выражать себя. Важно отличать гиперактивных детей от просто активных, легко- возбудимых, демонстративных, эмоциональных. Это может сделать только специалист (психоневролог или психолог). Поведение гиперактивных детей характеризуется излишней подвижностью, импульсивностью, высокой эмоциональностью, суетливостью. Такой ребенок неуправляем, не реагирует на запреты и ограничения взрослых, в любых ситуациях ведет себя одинаково активно: крутится, бегает, шумит (дома, в магазине, детском саду, на улице). Быстро и много говорит, перебивает взрослых, задает много вопросов, но редко выслушивает ответы. Ему трудно сосредоточить внимание на чем-то одном, он, как правило, не доводит начатое дело или игру до конца. Часто провоцирует конфликты между детьми, не контролирует свою агрессию - толкается, дерется и т.п.
3 Возможные причины Агрессивный ребенок Его обижают, унижают. Несправедливое отношение может вызвать здоровую злость, которая зачастую позволяет ребенку защитить и отстоять себя. Кто-то нарушил его личностные границы: забрал у него игрушку, причинил ему физическую боль, прервал игру, разговор и т.д. Он устал, болен или сильно напуган. Злость может быть выражением бессилия. Вы мало обращаете на него внимания. Ему не хватает любви и тепла, он использует злость, чтобы обратить ваше внимание на себя. Кто-то в семье скрыто или открыто агрессивен. Ребенок, копируя поведение взрослых, может считать, что вести себя таким способом это естественно. Он по каким-то причинам не чувствует себя защищенным. Он может нападать на других, пытаясь «опередить» воображаемого агрессора. Он привык считать себя плохим, потому что им часто недовольны. Чужую критику и недовольство ребенок не может долго носить в себе, он пытается от них избавиться, осуждая и критикуя других. Он пережил какое-то травматическое событие: горе, перемену места жительства, сильный страх, насилие, стресс. Гиперактивный ребенок наследственность; патология беременности и родов; травмы головного мозга; инфекционные заболевания, перенесенные в первые месяцы жизни. Закреплять и усиливать проявления гиперактивности могут неблагоприятные социальные и психологические факторы, особенно семейные: недостаток персонального внимания в родительской семье; частые конфликты в семье; использование физических наказаний и т.п.
4 Признаки, формы проявления Агрессивность Агрессия может выражаться в словесной форме: ребенок кричит, обзывается, угрожает, оскорбляет сверстников; и физической: ребенок нападает на детей или взрослых, дерется, кусается, пинается, толкается, швыряет предметы, ломает игрушки, разрушает результаты работы другого ребенка. Агрессия может носить и непрямой характер: ребенок игнорирует ваши просьбы, «не слышит» вас; ябедничает; провоцирует сверстника, чтобы обидчику «досталось» от взрослых; манипулирует другими. Приемлемые формы (которые можно поддерживать): Можно разрешать ребенку создавать рисунки с изображением агрессии в разных формах (взрывы, драки, войны и т.д.); играть с предметами (разрушать собственноручно построенные объекты, швырять игрушки); выражать протест («нет!»), желательно с объяснениями «почему»; ломать игрушки (если это не очень дорогие во всех смыслах предметы); бить подушки, спортивные груши; бороться с кем-нибудь (по обоюдному согласию); заниматься спортивными играми, единоборствами. Неприемлемые формы (которые стоит останавливать): Не следует разрешать ребенку оскорблять и унижать других людей, применять физическое насилие, выраженное по отношению к любым живым объектам (в том числе к животным), манипулировать чувствами других людей, провоцировать других. Гиперактивность Двигательная расторможенность. Ребенок постоянно двигается, предпочитает бегать, не может усидеть на месте, вскакивает, делает множество различных мелких движений: теребит вещи, перекладывает их с места на место, отвлекается сам и отвлекает других детей. Он находится в постоянном тонусе, может внезапно и резко устать, посидеть несколько минут, а потом снова продолжить свою суетливую активность. Неустойчивость внимания: оно быстро рассеивается или переключается с одного внешнего раздражителя на другой. Такого ребенка бывает трудно успокоить, утихомирить, переключить с одной деятельности на другую, он сам быстро переключается - и часто совсем не на то, на что намерены переключить его взрослые. Эмоции такого ребенка часто сильны и ярки, речь громкая. Такие дети обычно моторнонеловки, и у них все ломается, падает из рук. Они могут нечаянно наскочить на кого-то, ненамеренно толкнуть, упасть, пораниться.
5 Это важно знать Агрессивный ребенок Самим или с помощью психолога выяснить первопричины агрессивного поведения. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка. Осознавать, что в действительности агрессивное поведение это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое место под солнцем. Ребенок не знает, как другим способом можно защитить себя или привлечь к себе внимание. Злость ребенка не делает его плохим, обычно она естественное выражение его неудовольствия; энергия, позволяющая защитить самого себя. Знать, что жесткое подавление агрессивности не устраняет это качество, а лишь усиливает его. Если же вовсе не обращать внимания на агрессивные реакции, ребенок начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки перерастают в привычку действовать агрессивно. Важно быть последовательным и учиться твердо, но неагрессивно реагировать на нежелательное поведение ребенка. Обсуждать следует поступок, а не ребенка в целом. Ребенок должен понимать, что вы любите его, но вы против того, как он себя ведет. Понимать, что частые наказания, приказы и запреты заставляют ребенка подавлять свой гнев, а невыражаемая, постоянно подавляемая агрессия может перейти в аутоагрессию (агрессию по отношению к себе), которая выражается в обкусывании ногтей, получении травм, постоянных болезнях и т.п., или привести к появлению в характере пассивно-агрессивных черт, выражающихся в желании вывести из себя, расстроить окру жающих людей. Спокойно относиться к происходящему, в случае незначительной агрессии по возможности игнорировать ее. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, выслушать его и переключить его внимание на что-то другое. Контролировать собственные негативные эмоции. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции у родителей (раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность). Нужно признать естественность негативных переживаний, понять причину, характер, силу охвативших ребенка чувств и сохранить с ним добрые, конструктивные отношения. Понимать, что когда вы что-то запрещаете ребенку, он имеет право на последующее выражение злости по этому поводу, так же как и вы на выражением своей. Обращать внимание на то, как вы и окружающие ребенка люди выражают злость, осознавая, какие модели выражения этой эмоции, скорее всего, будет копировать ребенок. Избегать просмотра телевизионных передач и т.п. агрессивного содержания. Учить его: понимать собственное эмоциональное состояние и чувства других людей; сопереживать другим людям; выражать гнев, злость приемлемыми способами, ясно и конкретно, а не манипулятивно проявлять свое неудовольствие; отстаивать свои личностные границы, не нападая при этом на чужие; осознавать ответственность за свои поступки. » Относиться к окружающему миру и своему малышу позитивно. Если вы не справляетесь с агрессивными проявлениями ребенка, если они проявляются постоянно и приобретают форму жестокости обязательно обратитесь к специалисту психологу или психоневрологу! Положительные изменения возможны, только если вы будете последовательными. Важно терпение и внимание к ребенку, его чувствам, его нуждам и потребностям.
6 Это важно знать Гиперактивный ребенок У ребенка нет цели доставить всем неприятности или кого-то разозлить. Просто он плохо управляет собственным поведением и эмоциями. Процессы возбуждения в его нервной системе превалируют над процессами торможения. Необходимо оберегать ребенка от переутомления, от избыточного количества впечатлений (не посещать с ним многолюдные места, ограничивать просмотр телевизора и т.п.) Бесполезно сдерживать естественную потребность ребенка поиграть, побегать, пошуметь. Не запрещайте активные действия в категоричной форме, не кричите на ребенка от громкого голоса возбуждение только усиливается. Лучше направить его неуемную энергию в конструктивное русло, переключить его на другое занятие, по возможности предложить ему активно подвигаться: пусть он что- нибудь принесет, поможет вам помыть посуду, полить цветы. Чтобы успокоить ребенка, возьмите его за руку, погладьте по голове, обнимите. Хвалите его за каждое проявление сдержанности, в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. Не настаивайте на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало извинился, если он «плохо» себя вел. Основная задача в воспитании такого ребенка не научить его сдерживать свои порывы и импульсы, а научить его управлять собой. Поэтому полезны любые игры, позволяющие чередовать возбуждение и торможение, активность и расслабление. Для таких детей очень полезны активные движения на свежем воздухе, занятия с водой, песком и любым другим мелким материалом. Управляя своей мелкой моторикой, ребенок учится управлять собой. Для ребенка важен режим, но стоит с пониманием относиться к тому факту, что ему будет иногда трудно переключить свою активность, поэтому режимные моменты должны существовать, но не должны быть очень жесткими. Воздерживайтесь от осуждающих и критических замечаний в адрес такого ребенка, поскольку это почти наверняка снизит его и без того невысокую самооценку и повысит тревожность, что усилит гиперактивные симптомы. Ребенок не виноват в том, что он такой, поэтому ругать и наказывать его бесполезно. К подростковому возрасту признаки гиперактивности у многих детей проходят, но ребенку еще предстоит обучение в школе, где подобное поведение будет сильно мешать ему самому и процессу обучения других детей. Поэтому стоит по возможности заранее подобрать для ребенка школу, где количество детей в классе не превышает 1214 человек. Важно помнить, что саморегуляция это то, что будет даваться вашему ребенку с особым трудом. Но ей будет трудно научиться, если она будет замещена вашей регуляцией. Поэтому неполезно все время контролировать или одергивать ребенка, стоит это делать только в тех случаях, когда он точно не может сделать это сам. Ребенку важно самореализовываться. При всей кажущейся непоследовательности его действий он хочет быть полезным, хорошим, любимым. Ему важно давать какие-то мелкие задания и поручения и благодарить за них, даже если они не выполнены идеально. Следует избегать крайностей в воспитании проявления чрезмерной мягкости и вседозволенности и излишней строгости и неоправданных наказаний. Четко объясняйте правила поведения в различных ситуациях и последовательно требуйте их выполнения. Воспитывать гиперактивного ребенка огромная психологическая нагрузка для отдельно взятого родителя и для всей семьи, поэтому по мере возможности важно расширять круг знакомых и помощников, способных помогать ребенку в его деятельности и развитии.
7 Терпения и Удачи в воспитании детей! Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.