Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемcindi.gnicpm.ru
1 Обучение пациента и просвещение населения Кафедра семейной медицины СПбМАПО Санкт-Петербург Е.В. Фролова Профилактика неинфекционных заболеваний в общей врачебной практике
2 План лекции Определение понятий Правила и условия эффективного обучения пациентов Обучение здоровому образу жизни (первичная профилактика) Обучение пациентов с хроническими заболеваниями Критерии эффективности обучения
3 Цель лекции Ознакомить врачей общей практики с методикой обучения пациентов, показать необходимость ее применения, продемонстрировать эффективность
4 Обучение пациента Доктор-docere- «учить» Когда и чему нужно учить пациентов? Когда необходимо изменить их образ жизни и вредные привычки (первичная профилактика) Когда они заболели хроническим заболеванием (третичная профилактика) Можно учить не одного пациента, а все население (пропаганда, просвещение)
5 Почему именно семейный врач лучше всего это делает? 80% пациентов обращаются к семейному врачу не менее 2 раз в год (П.П.Шевчук, Е.В.Фролова, М.С.Кочугова. Российский семейный врач.– 2001.– 3) Семейный врач знает условия жизни пациента, его окружение Семейный врач знает всех членов семьи Обладает комплексом профессиональных знаний
6 История проблемы:открытие факторов риска НИЗ Основные факторы риска: биологические неизменяемые: пол, возраст, наследственность Биологические, изменяемые: гиперлипидемия, дислипидемия, гипертензия, гипергликемия, избыточная масса тела
7 История проблемы:открытие факторов риска НИЗ Основные факторы риска «поведенческие»: Нерациональное питание Курение Малоподвижный образ жизни Злоупотребление алкоголем
8 Факторы, влияющие на поведение человека Поведение зависит от – окружения возможностей/барьеров норм и ожиданий социальной поддержки ролевых моделей – индивидуальных особенностей ценностей, взглядов действующих моделей поведения навыков, намерений
9 Типы поведения по отношению к здоровью Запланированное Незапланированное Защитное Разрушительное Поведение больного – поиск лечения, направлено на выздоровление
10 Правила обучения пациентов 1.Определите, кого надо обучать – популяцию, группу или личность 2.Определите, чему надо обучать (образовательные темы, или «потребности») 3.Мотивируйте пациента к обучению (мотивация) 4.Определите, что мешает обучению (барьеры)
11 Определение потребностей в обучении 1.Сбор информации о пациенте Анамнез (наследственность, поведение) Опросники, анкеты Амбулаторная карта (данные обследования) Беседы с членами семьи Косвенные источники
12 Мотивация Повод, причина для индивидуального выбора изменения поведения и степень силы для осуществления этого желания (Curry,Wagner, Grothaus, 1990)
13 Создание мотивации Предоставление информации о факторе риска, болезненном процессе и т.д. Реальная информированность о факторах риска недостаточна Информированность повышается с появлением объективных признаков ухудшения самочувствия Необходимы доверительные отношения с врачом Успех повышает мотивацию Мотивация индивидуальна
14 Информированность Создает предпосылки для мотивации Знание дает возможность выбора поведения Ответственность за информацию лежит на обществе Информированность повышается с появлением клинических проявлений рискованного поведения
15 Информированность об опасности гипертензии (Е.В. Фролова, 2003)
16 Препятствия Физическое состояние Финансовые обстоятельства Отсутствие поддержки Недостаточный уровень образования Культурные, языковые, этнические барьеры
17 Образование Чтобы эффективно обучать здоровью, необходим достаточный уровень общего образования Старики мало образованы Молодежь недостаточно образована (проблемы питания и вредных веществ) Из факторов, включавших пол,курение, содержание холестерина в крови, САД и ДАД низкое образование влияло более всего (р=0,03) на частоту неблагоприятных исходов ССЗ (Е.В.Фролова,2003)
18 Препятствия Отсутствие или снижение мотивации Негативный прошлый опыт Зависимость от окружения Отрицание личной ответственности
19 Распределение мнений опрошенных разного возраста об ответственности за здоровье ) (Е.В.Фролова, 2003)
20 Обучение по вопросам здорового образа жизни Модели изменения поведения Транстеоретическая модель ( Prochaska J.O., DiClemente 1986 ) Обдумывание изменений Подготовка изменений Выполнение изменений Сохранение изменений Срыв
21 Технология прекращения курения Стадия 1: выбор мотивации (обдумывание изменений) Стадия 2: установление факторов, провоцирующих курение с помощью дневника (подготовка к изменениям) Стадия 3: снижение количества выкуриваемых сигарет (выполнение изменений) Стадия 4: прекращение курения:выбор дня (выполнение изменений) Стадия 5: предотвращение срывов, обеспечение социальной поддержки (сохранение изменений) Стадия 6: срыв Стадия 7: начало цикла
22 Эффективность обучения по транстеоретической модели После профилактических мероприятий с обучением пациентов и изменением поведения на 10% больше стало желающих быть физически активными У пациентов, обучавшихся в «школе», (случайная выборка 94 человека) систолическое АД снизилось на 11 мм рт.ст., диастолическое на 6,8 в течение 6 мес; эффект сохранялся в течение 2 лет
23 Обучение по здоровому образу жизни Консультирование по питанию Консультирование по проблемам алкоголя Консультирование по курению Консультирование по планированию семьи Консультирование по профилактике ИППП
24 Просвещение населения Виды образовательных кампаний: через СМИ и с помощью медицинских работников Цели, задачи, методы, план, оценка
25 Методы проведения Просветительская кампания адресована определенной группе в сообществе (пожилые, живущие в домах-интернатах; наркозависимая молодежь; подростки из групп риска) Процесс должен быть двусторонним, постоянная оценка эффективности Образовательные материалы, подготовленные заранее
26 Сотрудничество со СМИ Обеспечение законодательной поддержки со стороны муниципальных или иных органов власти Разделение ответственности Пресс – конференции, публикации, серии статей, интервью с ведущими специалистами
27 Образовательные кампании, которые проводят медики - Центры медицинской профилактики Участие медицинских сестер Клубы, школы Участие фармацевтов Примеры эффективных кампаний:проект Северная Карелия, Стэнфордский проект, Миннесотский проект
28 Обучение пациентов с хроническими заболеваниями «Школы» для больных сахарным диабетом, бронхиальной астмой, ожирением, артериальной гипертензией Необходимость научить человека жить с болезнью Стадии восприятия болезни
29 Критерии эффективности обучения пациентов Клинические, объективные: снижение артериального давления, содержания сахара в крови, индекса массы тела, улучшение показателей пиковой скорости выдоха Повышение качества жизни – оценка по вопросникам Повышение функциональной активности Экономическая эффективность школ
30 Выводы Обучение пациентов является обязательным компонентом методологии семейной медицины (общей врачебной практики) Обучение пациентов клинически и экономически эффективно
31 Литература 1.Руководство по профилактике в общей врачебной практике. Под ред..Ю.Кузнецовой, И.С.Глазунова.-СПб, Изд.Дом МАПО. – Меркушева Е. В., Похис К.А. Обучение пациента. Учебное методическое пособие. –СПб МАПО, с. 3.Е.В.Фролова. Обучение пациентов, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями // Российский семейный врач.– 2001.– 1.– С.54–57. 4.Е.В.Фролова. Принципы обучения пациента. // Российский семейный врач.– 2000.– 2.– С.60–64. 5.О.Ю. Кузнецова, Н.В. Ворохобина, О.Ф. Малыгина, Е.В. Фролова, А.В. Леонтьев. Руководство по ведению больных сахарным диабетом в общей врачебной практике./ СПБ.:Изд. Дом СПб МАПО, с. 6. Prochaska J.O., DiClemente C. Toward a Comprehensive Model of Change. Common processes of change for smoking, weight control and psychological distress / In S. Shiffman T. Wills (Eds.). Treating Addictive Behaviors: Processes of Change.– New York, NY: Plenum Press, 1986.– P. 3–27. 7.Multiple Risk Factor Intervention Trial Research Group. Multiple Risk Factor Intervention Trial. Risk factor changes and mortality results // JAMA.– 1982.– Vol. 248.– P. 1465–1477.
32 Литература 8.Morris D.B. Developing a patient education program: overcoming physician resistance // Diabetes Educ.– 1998.– Vol. 24.– 1.– P. 41–42. 9.Kreuter M.W., Scharff D.P., Brennan L.K., Lukwago S.N. Physician recommendations for diet and physical activity: which patients get advised to change? // Prev Med.– 1997.– Vol. 26.– 6.– P. 825– Kannel W.B. The Framingham experience: in Marmot M., Elliot P.[eds]. Coronary Heart Disease Epidemiology: from Etiology to Public Health.– Oxford: Oxford Publications.– Health promotion at the community level. New Advances edited by N. Bracht 2 nd edition.– Thousand Oaks, London, New Delhi: SAGE Publications International and Professional Publisher.– 1999.– 275 p. 12. Compton A., Ashwin M. Community care for Health Professionals. 2 nd edition.– Oxford, Auckland, Boston, Johannesburg, Melbourne, New Delhi: Butterworth Heinemann.– 2000.–223 p. 13.Tucker J., Donovan D., Marlatt G. Changing Addictive Behavior.– New York, London: The Guilford Press.– 1999.– 380 p. 14.U.S. Preventive Services Task Force. Guide to Clinical Preventive Services: Report of the U.S. Preventive Services Task Force, 2d ed.– Baltimore: Williams & Wilkins.– 1996.– 371 p.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.