Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.berestovica-konuhi.narod.ru
2 Синтаксис и пунктуация Синтаксис и пунктуация Синтаксис СинтаксисПунктуация Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение Раздел науки о языке, изучающий постановку знаков препинания Раздел науки о языке, изучающий постановку знаков препинания
3 Единицы синтаксиса СловосочетаниеСловосочетание Предложение Предложение Текст Текст
4 СловосочетаниеСловосочетание Словосочетание - это... два или несколько само- стоятельных слов, свя- занных между собой по смыслу или грамматически Словосочетание служит... Для более точного и кон- кретного называния пред- метов (лёгкая походка), действий (идёшь по лесу), признаков (удивительно приятный).
5 Задание: Подпишите рисунки, используя различные словосочетания Дом у дорогиДом у дороги мой доммой дом маленький домикмаленький домик построить домпостроить дом посадить возле домапосадить возле дома чашка чаючашка чаю чай с малинойчай с малиной приготовить чайприготовить чай горячий чайгорячий чай
6 Задание: Укажите словосочетания, обозначьте главное слово Работать усердно у дома я молчу яблоки и груши выполнить поручение дно озера сделать из камня перед домом лес шумит веселые каникулы Работать усердно выполнить поручение дно озера сделать из камня веселые каникулы
7 Виды связи слов в словосочетаниях СогласованиеСогласование Зависимое слово употребляется в той же форме рода, числа и падежа, что и главное: прелестный ребенок прелестный ребенок мои родители мои родители пятый класс пятый класс УправлениеУправление Зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово: думать о родителях думать о родителях разговаривать с ним разговаривать с ним прибавить к пяти прибавить к пяти
8 Одежда отца, увидеть лес, дом у дороги, ваза из стекла. ПримыканиеПримыкание Зависимое слово связано с главным только по смыслу: смотреть удивлённо смотреть удивлённо любить горячо любить горячо смеяться громко смеяться громко Задание: Укажите слово- сочетания, в которых слова связаны способом управления. Одежда отцаОдежда отца мягкий хлебмягкий хлеб увидеть лесувидеть лес интересный журналинтересный журнал дом у дорогидом у дороги мои друзьямои друзья свернуть вправосвернуть вправо ваза из стеклаваза из стекла
9 ПредложениеПредложение Предложение – это … наименьшая единица обще- ния. При помощи предло- жений мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с просьбами, советами, приказами. Грамматическая основа предложения – это … Подлежащее ( кто? что? ) ( кто? что? ) Сказуемое ( что делает предмет? ) ( каков предмет? ) (что такое предмет? )
10 Задание: Укажите грамматическую основу. Поставьте вопрос от подлежащего к сказуемому. 1. Хорош осиновый лес в ясные осенние дни. 2. Голуби – семейство птиц голубеобразных. Лес (каков?) хорош Голуби (кто такие?) се- мейство птиц. 3. Ехал я как-то по пустын- ному шоссе. 4. Глаза у Алика голубые, выразительные. Я ( что делал?) ехал Глаза (каковы?) голубые, выразительные.
11 Виды предложений по цели высказывания Повествовательныевопросительныепобудительные Задание: Укажите виды предложений по цели высказывания. 1. Умел ошибиться, умей и поправиться. 2. Только ручей что-то зна- комое бормочет. 3. Вас не Андрей Петрович зовут? Задание: Составьте раз- ные по цели высказы- вания предложения, под- писывая рисунок.
12 Второстепенные члены предложения ДополнениеДополнение Вопросы косвенных падежей: кого? чего? кого? чего? кому? чему? кому? чему? кого? что? кого? что? кем? чем? кем? чем? о ком? о чём? о ком? о чём? Определение Какой? чей? Задание: Найдите в предложении дополнения и определения. 1. Лес был завален глубоким снегом. 2. Лесная речка бежала через широкую поляну. Задание: Найдите в предложении дополнения и определения. 1. Лес был завален глубоким снегом. 2. Лесная речка бежала через широкую поляну.
13 Задание:Сделайте разбор по членам предложения Задание:Сделайте разбор по членам предложения ОбстоятельствоОбстоятельство Где? куда? когда? откуда? почему?зачем?как? На предрассветном небе появилась полоска зари.На предрассветном небе появилась полоска зари. Подул утренний ветерок.Подул утренний ветерок. Дружно и громко зазвучал птичий хор.Дружно и громко зазвучал птичий хор. Из-за леса выкатился огромный огненный шар.Из-за леса выкатился огромный огненный шар.
14 Распространенные и нераспространенные предложения Нераспространенное предложение Нераспространенное предложение подлежащее + сказуемое Нераспространенное предложение Нераспространенное предложение подлежащее + сказуемое Распространенное предложение подлежащее + сказуемое + второстепенные члены Распространенное предложение подлежащее + сказуемое + второстепенные члены Задание: Укажите вид предложений по наличию второстепенных членов. 1. Заря догорала. 2. На потемневшем небе появились первые звезды. 3. Луна взошла. 4. Лес успокаивается и засыпает. 5. Тихо в лесу. 6. Ночь близка. Задание: Укажите вид предложений по наличию второстепенных членов. 1. Заря догорала. 2. На потемневшем небе появились первые звезды. 3. Луна взошла. 4. Лес успокаивается и засыпает. 5. Тихо в лесу. 6. Ночь близка.
15 Задание: Укажите вид предложений по наличию второстепенных членов. Блеснула молния.Блеснула молния. Пошел дождь.Пошел дождь. Потемки сгустились.Потемки сгустились. Зашумели деревья.Зашумели деревья. Задание: Распространите предложения, используя второстепенные члены.
16 Однородные члены предложения Однородные - это члены предложения. Которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, являются одинаковыми членами предложения. Обобщающие слова - более широкое, родовое, понятие по сравнению с однородным членами, которые называют понятия видовые 1. Поклонились царевичи отцу и пошли. 2. По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается. 3. Ленивица надулась, но принялась платье и белье разбирать. 1. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. 2. Вместе с галками к нашему домику прилетают и другие птицы: воробьи, синички, сойки. 1) поклонились и пошли 2) по воде, по кудрям 3)надулась, принялась разбирать; платье и бельё
17 Задание: Подберите обобщающие слова к группе однородных членов предложения 1.Рубашка, костюм, чулки, свитер 2.Чайковский, Глинка, Бородин… 3.Левитан, Репин, Суриков, Перов 4.Лев, барс, леопард, волк... одеждакомпозиторыхудожники дикие животные Замечательную музыку создавали великие русские композиторы: Чайковский, Глинка, Бородин. Мне нравятся картины русских художников ХIХ века: Левитана, Репина, Сурикова, Перова.
18 Обращение слово, называющее того, к кому обращена речь Задание: Запишите предложения, расставьте знаки препинания, укажите обращения. гости князь ты мой прекрасный князь ты мой прекрасныйстарче Чем вы гости торг ведете и куда теперь плывете?Чем вы гости торг ведете и куда теперь плывете? Здравствуй князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?Здравствуй князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Отпусти ты старче меня в море.Отпусти ты старче меня в море.
19 Сложное предложение Предложения, которые состоят из двух или нескольких простых. В сложном предложении две или более грамматические основы. Задание: Укажите грамматическую основу в сложных предложениях По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах показались огни.По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах показались огни. Ласточка рассказала Дюймовочке, как она поранила себе крыло о терновый куст.Ласточка рассказала Дюймовочке, как она поранила себе крыло о терновый куст. Всю зиму прожила ласточка в подземелье, а Дюймовочка ухаживала за ней.Всю зиму прожила ласточка в подземелье, а Дюймовочка ухаживала за ней.
20 Задание 1: Даны начала сложных предложений. Продолжите предложения, присоединяя вторую часть с помощью союзов И, НО,А. Расставьте знаки препинания. 1. Мы собирались в поход но К утру буря стихла и … 3. Солнышко только взошло а… 4. День выдался красивый и...
21 Задание: Используя союз И, продолжите каждое пред- ложение так, чтобы получилось: а)простое предложение с однородными членами; б)сложное предложение. 1. В нашей школе будет проводиться конкурс «Умники и умницы» 2. Готовиться к конкурсу нам помогают старше- классники. 3. Победитель конкурса будет отмечен книгой.
22 Предложения с прямой речью Прямая речь - это чужая речь, переданная дословно от лица того, кто её произнёс, написал. Задание: Укажите в предложениях прямую речь и слова автора. 1. «Что это строится напротив вашего дома?»- полюбопытствовала гостья. 2. Руководитель группы четко отдал приказ: «Разводите костер и готовьте ужин».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.