Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемoldsite.mephi.ru
1 НФПК - семинар Росатом1 "Основные тенденции развития высшего профессионального образования и их отражение в российской практике" семинар-совещание «Определение потребности Госкорпорации в персонале. Подходы образовательных учреждений и работодателей» 25 – 26 марта 2008 г.
2 НФПК - семинар Росатом2 Факторы, влияющие на развитие высшей школы Инструменты – институциональный уровень Условия эффективного взаимодействия – государственный уровень Рынок труда Структура экономики, требования к специалистам и квалификациям Рынок исследований и разработок Приоритетность направлений, финансовая и кадровая обеспеченность, заказы Международный Рынок Глобализация, конкуренция на рынке, образовательных услуг, региональные и страновые интересы, демография, Высшая школа
3 НФПК - семинар Росатом3 Основные направления развития ВПО Структурные / институциональные изменения Изменения в управлении, финансировании учреждений ВПО Изменения в содержании образования и в реализации образовательного процесса Вклад вузов в инновационный потенциал страны / региона Диверсификация образовательной деятельности в высшей школе Акцент на естественно – научное, инженерное образование Согласование форматов международного сотрудничества
4 НФПК - семинар Росатом4 Cтруктурные / институциональные изменения в системе ВПО Создание новых университетов: Международный университет в Астане, Индийские технологические институты (7), Парижская школа экономики, 2 бизнес – школы в рамках ПНПО (Россия) Укрупнение университетов за счет объединения существующих: Инновационный университет Хельсинки (3 высшие школы), из 20 существующих классических университетов Финляндии к 2020 г – 12 – 15 и из 28 технических – 15 – 18; университеты и высшие школы Дании, Франции, Китая; объединение 2-х Манчестерских университетов, Кардиффского и Южно-Уэльской школы медицины и др., 2 Федеральных университета в рамках ПНПО, региональные стратегии объединения (Россия) Категорийность (рейтингование) и меры поддержки лучших университетов: международно-признанный статус университетов мирового класса (конкурентоспособность): концентрация таланта, достаточная обеспеченность ресурсами, конструктивная система управления. Исследовательские университеты, доля магистратуры и аспирантуры, высокий уровень мобильности. Роль государства и самих вузов. Национальные университеты (МГУ, СПбГУ), инновационные вузы в рамках ПНПО (Россия) Новые провайдеры услуг на рынке ВПО: виртуальные университеты, корпоративные университеты, сертифицированные программы, франчайзинговые университеты, филиалы – кампусы, академические брокеры и др.
5 НФПК - семинар Росатом5 Национальные стратегические приоритеты в финансировании высшего образования в Европе 2006 /2007 (Eurydice) Текущая национал. стратегияНе явная стратегияИндивид. практика. Нет общей стратегии Увеличение государственного финансирования BEfr, BEnl,CZ, DK, DE, EE, CY, LV, LT, HU, NL, PL, PT, RO, SI, FI, UK, IS, NO RU BEde, BG, FRIE, IT, MT, AT, SK, SE, LI Увеличение автономии в фин. менеджменте вузов BEnl, BG, CZ, DK, DE, EE, El, LV, HU, NL, PL, PT, RO, SI, FI, UK, NO BEfr, BEde, CY, MT, ISIE, FR, IT, LT, AT,SK, SE, LI Прямая связь между результатами и финансированием BEnl, BG, CZ, DK, DE, EE, EL, FR, LV, PL, PT, RO, FI, SE, UK, IS, NO BEfr, BEde, IT, CY, LT, HU, MT IE, NL, AT, SI, SK, LI Диверсификация финансирования BEnl, CZ, DK, DE, EE, EL, FR, LV, LT, HU, NL, PL, PT, RO, FI, SE, UK, NO BEfr, BEde, CY, MT, LIBG, IE, IT, AT, SI, SK, IS RU Создание партнерств (регион, предприятия, общество) BEnl, BG, CZ, DK, DE, EE, FR, LV, LT, HU, NL, PT, RO, SI, FI, SE, UK, IS, NO BEfr, BEde, EL, CY, AT, SK IE, IT, MT, PL, LI RU Расходы на ВПО в России составляют 0,7% от ВВП Увеличение расходов на ВПО в России в 2008 г. – на 10,7% (к 2007 г.) 1,1 % ВВП тратится на высшее образование в ЕС, что сравнимо с Японией, намного меньше чем в Канаде (2,5%), Южной Корее и США (2,7%). Если Европа хочет достигнуть общего уровня расходов, сравнимых с США, необходимо дополнительно вкладывать 150 миллиардов евро в год на высшее образование
6 НФПК - семинар Росатом6 Изменения в управлении, финансировании учреждений ВПО Управленческие реформы (в т.ч. самоопределение университетов, автономия в выборе механизмов своего развития; партнерство с реальным бизнесом – участие в управлении, разработке и реализации образовательных программ), институциональные реформы, реформы в образовательной деятельности (Болонский процесс) В России: конкурсное распределение госзаказа и ресурсов, увеличение академической автономии в рамках нового поколения ФГОС, предстоящий переход учреждений ВПО в новые организационно – правовые формы (АУ); изменение порядка приема абитуриентов по результатам ЕГЭ, легитимизация поста Президента вуза Реформа финансирования (диверсификация доходов, связанная с результатами работы вуза, равные права, доступ и эффективность, включая возможную роль платы за обучение, грантов и кредитов) В России: возможность формирования эндаумента, введение государственного обеспечения образовательного кредита, апробация государственной поддержки в формате субсидии в рамках ПНПО, введение подушевого финансирования и отраслевой системы оплаты труда Основные направления развития ВО в Европе (май, 2007, ЕС)
7 НФПК - семинар Росатом7 Изменения в содержании образования и в организации образовательного процесса в системе ВПО 1. Непрерывное образование (гибкие уровневые образовательные программы, модульная структура программ, предоставление возможностей получения и учет результатов формального и неформального образования, корпоративные формы дополнительного образования и др.) 2. Содержание образования и организация обучения, соответствующие современному уровню научно-технологического и социального развития и перспективным потребностям инновационной экономики (междисциплинарность, компетентностный подход, активные методы обучения, научная компонента образовательного процесса, погружение в реальную профессиональную деятельность, академическая и профессиональная мобильность и др.) 3. Соответствие количества выпускников и их квалификаций (компетенций) текущим и перспективным потребностям рынка труда ( программы массовой и элитной подготовки, профессиональная аккредитация образовательных программ и сертификация выпускников и др.)
8 НФПК - семинар Росатом8 Федеральная рамка Приоритетного национального проекта «Образование»: «Поддержка вузов, внедряющих инновационные образовательные программы» (программы, технологии, качество, интеграция, конкурентоспособность) Институциональные инициативы: Инновационные программы вузов Двух- уровне вая струк- тура, акцент на магист ратуру Новые образова- тельн. техноло- гии, вкл. ИКТ Научная составля- ющая в обучении Новая организа- ция учебного процесса Развитие стратеги- ческого партнер- ства Формирова- ние эффек- тивной инсти- туционал. инфра- структуры Система подготовки И повышения квалиф-ии кадров модернизация материально-технической базы целевая концентрация финансовых средств
9 НФПК - семинар Росатом9 Общая информация по ПНПО в части поддержки инновационных вузов 57 вузов – участников проекта Представлены все федеральные округа (в т.ч. 7 вузов из СЗФО) Преимущественно вузы технического / отраслевого профиля, классические университеты и отчасти – гуманитарные (экономические, педагогические и др.) Сроки реализации 2006 – 2007 г.г. (17 вузов); 2007 – 2008 г.г. (40 вузов) Объем государственной поддержки - 30 млрд. рублей Объем субсидии вузам от 200 до 980 млн. рублей при условии софинансирования из внебюджетных источников – не менее 20% (по факту от 20 до 50%). С 2008 г. переход на сметное финансирование
10 НФПК - семинар Росатом10 Фактическое распределение бюджета ПНПО по направлениям (2006 – 2008 г.г.) 23,6 млрд.руб. 8,2 млрд. руб. 4,5 млрд. руб. 2,2 млрд. руб
11 НФПК - семинар Росатом11 Примеры результатов выполнения инновационных образовательных программ в 2006 – 2007 г.г. Оборудование: Оснащенность оборудованием МИЭТ увеличилась в 3 раза. Все закупленное оборудование является уникальным В ТУСУР на 80% обновлен парк вычислительной техники В ТГУ приобретенное оборудование составляет 45% общей балансовой стоимости, в СПбГУ – 39% В СПбГГИ оборудование по геофизическому и нефтегазовому направлениям обновлено на 90% В СамГАУ по направлению геоинформатика проведено полное (100%) техническое переоснащение, включая оборудование для космического дистанционного зондирования Программное обеспечение Достигнуто 100% использование лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения Приобретены уникальные программные продукты для решения модельных задач на суперкомпьютерах Созданы высокоскоростные мультисервисные информационно – коммуникационные среды в вузах
12 НФПК - семинар Росатом12 Примеры результатов выполнения инновационных образовательных программ в 2006 – 2007 г.г. Разработка методического обеспечения В МИЭТ модернизировано 68% УМК, разработано 169 новых учебников и учебных пособий В ТГУ открыто 29 новых специализаций, модернизировано 110 учебных дисциплин В ГУ-ВШЭ количество вновь разработанных программ и курсов уровневой подготовки составляет более 20% от общего числа В ТУСУР разработано вновь или модернизировано 60% от числа реализуемых программ В МИСИС разработано 250 УМКД по 17 направлениям подготовки бакалавров и магистров В СПбГУ разработаны и модернизированы 41 программа (36,6%) В МГУ разработано 147 учебных курсов в рамках магистерских программ Повышение квалификации ППС и АУП Более человек приняли участие в программах повышения квалификации, включая 76% ППС. Более 4000 участников – до 30 лет
13 НФПК - семинар Росатом13 Примеры системных результатов ПНПО на текущий момент Создана основа распределенной системы подготовки кадров по нанотехнологиям и наноматериалам на базе ведущих российских вузов, ее кадровое, научно-методическое и материально-техническое обеспечение. Сформированы уникальные возможности для проведения высокопроизводительных вычислений любой сложности с использованием установленных суперкомпьютеров (Москва, Томск, Нижний Новгород и др.) и развития межвузовского взаимодействия Сформирована и апробирована научно-методическая база подготовки инновационных менеджеров (МФТИ, МИЭТ, МГТУ, ТУСУР, ТГУ, СГАУ, ННГУ и др.) Проведена коренная модернизация материально-технической базы обучения и исследований с формированием возможностей широкого доступа к уникальному учебно-исследовательскому оборудованию (ЦКП, ЦК, ЦП и др.) Как показывает российская и международная практика, эффективность масштабных проектов в образовательной и научной сферах, в т.ч. связанных с инвестированием в обновление материально-технической базы, может быть в полной мере оценена через 3 – 5 лет
14 НФПК - семинар Росатом14 Незапланированные эффекты проектов (комментарии вузов) Заметная (выше, чем первоначально ожидалось) активизация профессорско-преподавательского состава в части учебно-методических и исследовательских разработок, публикационной активности коллег. Широкий круг руководителей и исполнителей по основным направлениям программ приобрели опыт проектной деятельности в жестких финансово- организационных условиях Резкое возрастание конкурентоспособности университета в области научных исследований Повышенное внимание к инновационной деятельности вузов крупных российских и зарубежных компаний Формирование портфелей заказов на проведение исследований и совместные разработки на 2-3 года Реформа управления учебно-методическим блоком университетов, а также рядом других подразделений и служб, кадровые перестановки Усиление взаимодействия между вузовскими подразделениями, синергетический эффект от деятельности различных подразделений в смежных научно-образовательных областях знаний
15 НФПК - семинар Росатом15 Предложения вузов по развитию результатов ПНПО в постпроектный период - распространение результатов через повышение квалификации и создание системы доступа к инновационным образовательным ресурсам и технологиям -развитие межвузовского взаимодействия (интегрированные комплексы, консорциумы в области нанотехнологий, ядерной энергетики, биотехнологий, геоинформационных технологий и др, совместная образовательная и научная деятельность, корпоративные учебно-информационные центры, академическая мобильность) и взаимодействия со стратегическими партнерами -создание на базе университетов опорных узлов региональной инновационной системы -создание системы поддержки молодежных инициатив в области инновац. бизнеса -реализация государственного подхода к эффективному использованию созданного научно-технологического потенциала в интересах инновационного развития экономики Обязательные условия эффективного развития: включение университетов в национальную инновационную систему с соответствующим ресурсным, законодательным и нормативным обеспечением заинтересованность государства и бизнеса в высококвалифицированных специалистах и инновационных разработках в высокотехнологичных сферах реализация эффективных мер государственной ресурсной поддержки вузов с использованием диверсифицированных механизмов
16 НФПК - семинар Росатом16 Международный контекст развития российской высшей школы ПНПО как один из механизмов реализации стратегии развития ВПО России, аналогично национальным проектам Финляндии, Германии, Китае, Казахстане и др. Общность внешних вызовов и подходов к развитию высшей школы в различных регионах мира (глобальное образовательное пространство) Национальные приоритеты сильных и самостоятельных государств превалируют над международными Болонский процесс как часть стратегии развития высшего образования в Европе и в России, причем в России в большей степени как одна из международных рамок сотрудничества, равно как и пространство АТЭС, СНГ, ШОС, ЕврАзЭС, ВТО и др.
17 НФПК - семинар Росатом17 Формирование общеевропейского пространства высшего образования Продолжается более 20 лет как часть общеевропейского интеграционного процесса С 1984 г. Европейская комиссия выступает с инициативой повышения мобильности человеческого капитала на европейском рынке труда. Основные инструменты: создание сети Национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности; европейская система перезачета кредитов; приложение к диплому; информационная система EURYDICE 1999 г. – подписание 29 европейскими странами в Болонье «Декларации о Европейском пространстве для высшего образования» стран Болонья Прага Берлин Берген Лондон Бенилюкс
18 НФПК - семинар Росатом18 Динамика развития Болонского процесса Долгосрочная цель – «создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспособности европейского высшего образования» Задачи к 2010 году: введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов (в т.ч. Приложение к диплому); введение двухуровневой подготовки (бакалавр не менее 3 лет) и магистратура и / или докторская степень); создание системы кредитов как средства повышения мобильности; повышение мобильности студентов, преподавателей и исследователей; сотрудничество в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий; усиление «европейского измерения» в высшем образовании Приоритеты на 2009 год: vобильность, социальное измерение возможности трудоустройства: в продолжение введения системы дипломов трех циклов необходимо рассмотреть возможности и пути повышения трудоустройства каждого цикла, в том числе в контексте LLL, развитие партнерства и сотрудничества с работодателями в рамках процесса обновления образовательных программ и их переориентации на результаты обучения, Европейское пространство высшего образования в глобальном контексте
19 НФПК - семинар Росатом19 Позиционирование российской системы ВПО по основным направлениям Болонского процесса (2007г.) Внедрение 2-х уровневой системы R0 Доступ к след. уровню R213 Внедрение нац. квалификационной рамки R231 Реализация европейских принципов стандартов качества 1726 – R410 Независимая система обеспечения качества 1823 – R520 Уровень участия студентов R1140 Уровень участия иностранных экспертов – R34 Внедрение приложения к диплому R1 Реализация Лиссаб. конвенции 315 – R138 Внедрение ECTS 27 – R9660 Признание предыдущих периодов обучения 1711 – R992 Признание совместных степеней 32 – R16000
20 НФПК - семинар Росатом20 Внедрение двухуровневой системы образования в РФ (2007г.) УровеньКоличество программ % по данным 2006 года Государств енные вузы Негосударс твенные вузы Бакалавр ,111,7 Специалист ,484,6 Магистр ,53,7
21 НФПК - семинар Росатом21 Внедрение двухуровневой системы образования (2007 г.) УровеньКоличество студентов % по данным 2006 года Государств енные вузы Негосударс твенные вузы Бакалавр ,77,0 Специалист ,692,4 Магистр ,70,6
22 НФПК - семинар Росатом22 Траектории студентов после окончания бакалавриата (по данным 2005 г.) 10%85-88%2-5% Бакалавр (4 года) Магистратура (+2 года) Специалисты (+ 1 год) Рынок труда
23 НФПК - семинар Росатом23 Отношение студентов и аспирантов к двухуровневой системе подготовки (результаты исследования НФПК – ГУ-ВШЭ, 2007 г.) Характеристика группы опрашиваемых студентов (1500 чел.): 43% - слышал о 2-х уровнях, но учусь по 5 летней программе, 47% - учусь по двухуровневой системе. 80% собираются работать по специальности Диплом по вашей специальности признается работодателями как диплом о ВО? Большинством – 22%, некоторыми – 37%, в основном нет – 28%, не знаю – 13% Какой диплом достаточен для трудоустройства на желаемое место? Бакалавра – 1%, магистра – 42%, специалиста – 48%, не имеет значения – 9% Где более востребована степень кандидата наук? По сферам занятости: 52% - на государственной службе, по 48% в образовании и науке.
24 НФПК - семинар Росатом24 Аккредитованные образовательные программы Реализуемые образовательные программы, аккредитованные зарубежными организациями ГОУНОУ Бакалавр25 (14)20 (20) Специалист146 (106)18 (10) Магистр12 (11)3 (3) 2006 год – 35 вузов 2007 год: количество вузов – 85 (только 59 указали наименование зарубежной организации) 2006 год: 118 программ 2007 год: 224 (164) программы
25 НФПК - семинар Росатом25 Реализация совместных программ (завершающихся выдачей российского и зарубежного диплома) 2006 год 107 вузов 345 программ От 1 до 19 программ в вузе 2/3 на уровне специалиста 1 место– экономика и менеджмент Германия – Китай - Франция 2007 год 201 вуз (133) 548 (440) программ От 1 до 25 программ в вузе >2/3 на уровне специалиста 1 место– экономика и менеджмент Германия – Китай - Франция
26 НФПК - семинар Росатом26 Стадия внедрения европейского приложения к диплому УровеньКоличество выданных европейских приложений к диплому ГОУНОУ Бакалавр Специалист Магистр государственных вуза (включая 3 филиала) 18 негосударственных образовательных учреждения (включая 4 филиала). По сравнению с предыдущим годом количество государственных вузов увеличилось на 15, а негосударственных – на 8
27 НФПК - семинар Росатом27 Развитие студенческой мобильности Количество студентов в рамках межвузовских договоров Выехавших за рубеж Приехавших из-за рубежа Выехавших в другие российские вузы Приехавшие из других российских вузов
28 НФПК - семинар Росатом28 Отражение современных тенденций высшей школы в развитии инженерно – физического образования (на примере инновационной программы МИФИ) Инновационная образовательная программа в рамках ПНПО «направлена на подготовку специалистов с высокими фундаментальными знаниями, профессиональной компетентностью и умением превращать знания в инновации». Разработка инновационных образовательных стандартов третьего поколения инженерно – физического профиля. Разработка в 2007 – 2008 г.г. 47 новых образовательных программ основного, послевузовского и дополнительного образования и их комплексное научно – методическое обеспечение. Обоснование позиционирования бакалавров и магистров в научных и промышленных организациях, реализующих ядерные технологии. Формирование (оснащение) научно – исследовательской базы и развитие инновационной инфраструктуры для выполнения научных исследований и разработок в связи с подготовкой кадров по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники. Реализация мер по консолидации усилий вузов, ядерных научных центров и предприятий на выполнение задач кадрового обеспечения нового этапа развития атомной промышленности.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.