Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемpolitpriklad.net.ru
2 Лекция 10.Политический анализ и публичная политика. Центры публичной политики АЛЕКСАНДР СУНГУРОВ КУРС «ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»
3 Что такое «Публичная политика» (Public Policy)? Сам термин «публичная политика» как перевод Public Policy пока не является общепринятым в российском обществе Это относится и к термину «Public Administration» - его перевод на русский язык также еще не общепринят Иногда его переводят как «Общественное управление» или даже «Управление обществом»
4 На самом деле в англоязычных странах это синоним Понятия «Государственное и муниципальное управление» Однако все же понимаемое, как Администрация, действующая в интересах общества и под его контролем, осознающая себя как производное от общества» Во многих регионах может рассматриваться пока как утопия.
5 Определенная путаница возникает потому, что Слово «Public» у нас традиционно переводят на русский как «общественный», что неверно. В нашей стране традиционно выделялась государственная сфера и… все остальное – личность и общество. В странах Западной Европы раздел шел по другой линии – «private» и «public» И под «public» понимались как общество, так и государственная (и муниципальная) власть Т.е. все то, что не «private» - частное, личное
6 Русскому слову «Политика» в английском языке Соответствуют: Politics – все связанное с борьбой за власть, и Policy – как программа решения тех или иных проблем, как программы деятельности той или иной власти Часто весь негатив, накопившийся против Politics мы переносим против Policy
7 Куда направлен вектор публичности современной российской политики? В полицентрической системе публичный характер политического процесса обеспечивался сочетанием двух факторов – повышенной конфликтности и агрессивного информационного освещения со стороны ведущих СМИ, которые способствовали «драматизации» событий и, зачастую, сами выступали в них заинтересованной стороной. Прежний тип «политической публичности» во многом отличался демонстративностью
8 С утверждением нового, моноцен-трического политического режима на смену старой «публичности» приходит новая, стержнем которой становится «режим консультаций».[ 1][ 1] [1][1] Зудин А.Ю. Новая публичность? Моноцентрическая система и режим консультаций. – В кн.: Сборник программ и тезисов участников секции «Публичная политика как инструмент российского выбора» Третьего всероссийского Конгресса политологов, апреля 2003 г., Москва. – Москва, 2003, с
9 Критерии публичности власти Прозрачность Нацеленность на решение проблем населения Эффективность деятельности Наличие доверия населения к власти в целом и к ее отдельным ветвям и институтам
10 Прозрачность – это: Доступность информации о деятельности властных структур Представление информации в виде, позволяющем выявлять тенденции и закономерности Понятность информации для заинтересованных групп населения Наличие эффективных механизмов влияние позиций населения на принятие властных решений
11 Нацеленность на решение проблем населения включает: Эффективные способы выявления таких проблем Механизмы поиска решения этих проблем и обсуждения предлагаемых путей их решения с участием самого населения и их представителей в лице НКО. Внимание к гражданскому образованию населения
12 Эффективность деятельности власти Наличие работающей системы борьбы с коррупцией Применение современных методов внутриорганизационного менеджмента Наличие критериев эффективности деятельности Применение независимой оценки своей работы Постоянная переподготовка персонала Сотрудничество с независимыми Центрами публичной политики
13 Типы чиновников в современной России 1. Типичные «замшелые» бюрократы – нет инициативы, только вялая отработка инструкций 2. Инициативные коррупционеры 3. Умные карьеристы с инициативой, чурающиеся коррупции 4. Идейные «Государственники», типа Верещагина из «Белого солнца пустыни» 5. Первые представители «Public Administration»: в цель работы власти – благо человека.
14 В тексте, подготовленном Кафедрой публичной политики ВШЭ дается такое определение: «Публичная политика предполагает соответствие государственной политики общественным нуждам, взаимодействие государственных и негосударственных структур на всех стадиях принятия, реализации, контроля и оценки результатов государственных программ, проектов и решений»
15 Кто же формирует публичную политику? Исполнительная власть Представительная власть Бизнес - элита (деловые круги) Политические партии Неправительственные организации СМИ Криминальные структуры (?) Международные организации
16 В поисках определения публичной политики Политика как сфера борьбы за (государственную / публичную) власть (право распоряжаться публичными ресурсами) Политика как процесс принятия властных решений (выработки «политического курса») Политика как процесс коммуникации общественных групп по поводу целей и задач (государственной) власти ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА ?
17 Процесс принятия (политических) решений Выявление проблемы Поиск Реше- ния Принятие решения Испол- нение решений Обсуждение и Лобби- рование Контроль, Мониторинг Общест- венное мнение
18 Основные участники политического (policy) процесса Властные структуры Структуры гражданского общества (НКО различного вида) Научное и университетское сообщество
19 Участники и этапы процесса НКОВластьЭксперты 1. Выявл. проблемы ****** 2. Поиск решения ** *** 3. Выбор вариантов и лоббирование ***** 4.Принятие решения -***- 5. Исполнен. решения ***** 6. Контроль **
20 ПОЛИТИКА Политика как сфера борьбы за (государственную / публичную) власть Политика как процесс принятия властных решений (выработки «политического курса») Политика как процесс коммуникации общественных групп по поводу целей и задач (государственной) власти ПУБЛИЧНАЯ Способность выражать «общие интересы» + «прозрачность» Необходимость общественного мнения, способного формулировать цели и давать критическую оценку = «открытая, доступная для публики»?
21 2. Решение проблемы А. Спектр необходимых ролей: - Генератор идей - Эрудит - Скептик -Системщик - Стратег - Тактик Б. Важно не только найти решение Но и обеспечить его принятие Властью (искусство лоббирования)
22 3. Принятие решения Роль «политических факторов»: Близость или отдаленность выборов Потребность партии в новых идеях для предвыборных программ Как понять, когда появится «окно возможностей» Роль «заготовок в столе», Роль «хранителей проектов»
23 4. Исполнение решений 1. Функция контроля 2. Функция мониторинга 3. Возможность со-участия в процессе исполнения решения 4. Выявление отклонений – роль ранней обратной связи 5. Оценка эффективности 6. Выявление новых проблем
24 Число участники политического процесса стоит увеличить Властные структуры Структуры гражданского общества (НКО различного вида) Бизнес Научное и университетск ое сообщество СМИ
25 Реальная проблема: Как обеспечить взаимодействия исполнительной власти, как сущностно иерархической системой, с такой сетевой структурой, как гражданское общество?
26 Иерархия: эволюция понятия «движение от значения структурированной совокупности субъектов, сакральным образом обеспечивающих стабильность общества благодаря наличию священного знания, через значение структурной совокупности субъектов, фиксирующих степень приближения последних к постижению божественного порядка, к значению социальной пирамиды, взаимоположение субъектов которой обусловлено некой четкой логикой»[1].[1] [1] Сергеев В.М., Сергеев К.В. // Полис, 2003, 3, с. 6-13[1]
28 Сеть может быть определена как организация, не имеющая единого центра управления, основанная на разделяемых ценностях по отношению к выполняемым задачам. В отличие от сети личной взаимосвязи (древнейшего явления), используемое здесь понятие сопоставимо с сетью internet
29 Сетевые структуры
30 Основные признаки сети связанность и непрерывная коммуникация - возможность (со)общения всех-со-всеми и каждого-с-каждым; горизонтальная организация – отсутствие единого центра или полицентричность; включенность - каждый участник сети должен постоянно восполнять и доказывать свою полезность; равноправие – «каждый человек приходит в сеть свободным и равным в правах с другим, таким же пришедшим»;
31 Проблема взаимодействия иерархических и сетевых структур Иерархическим структурам легче и понятней взаимодействовать с аналогичной иерархической стр- рой Поэтому они либо создают квази- НКО, которое исходно включено в иерархию власти Либо стараются «выстроить» в какой-то вид иерархии сетевые, горизонтальные сети НКО
32 Попытку власти «выстроить структуры гражданского общества» В ходе подготовки Гражданского форума в Москве в ноябре 2001 г. Удалось трансформировать в интересную форму «переговорных площадок» Как формы диалога иерархической и сетевых структур, Которые, однако, не получили дальнейшего развития
33 Открытие гражданского Форума во Кремлевском Дворце Съездов
34 Переговорная площадка в Минюсте, представители власти
35 Переговорная площадка в Минюсте, представители НКО
36 Выходом могут стать структуры-посредники или медиаторы между обществом и властью, например, институт Уполномоченного по правам человека, которые способны быть своеобразными адапторами иерархической и сетевой структур. Другим примером таких адапторов могут служить центры публичной политики, создаваемые изнутри гражданского общества
37 Структура – Модератор для иерархических и сетевых структур
38 Подробности о создании и развитии Центров публичной политики можно найти В Виртуальной библиотеке на -Основном сайте СПб центра СТРАТЕГИЯ Подключиться к теме развития Центров публичной политики и к Общественному мониторингу Административной реформы - на сайте – Виртуальная сетевая фабрика мысли
39 Определим Фабрики мысли как Объединения интеллектуалов и экспертов, по заказу или по собственной инициативе, выполняющие анализ или разработки, Которые предусматривают их использование в общественной практике. В большинстве случаев в структуру таких центров входят специалисты-практики, Способные реализовать, внедрить разработанную стратегию действий.
40 Еще одно определение Фабрик мысли: Это – исследовательские организации в области политики (полиси), имеющие существенную автономию от правительства и групп интересов, частных фирм и политических партий. При этом понимается относительность этой автономии.
41 Как правило, такие структуры действуют По контракту с властными структурами Либо с бизнес-структурами Иногда они ассоциированы с политическими партиями А иногда – с крупными СМИ или медиа-концернами
42 Однако существуют и Фабрики мысли Действующие достаточно самостоятельно, При поддержке различных фондов И в интересах развития открытой ответственной власти и гражданского общества Именно такие структуры мы и называем Центрами публичной политики
43 Центры публичной политики и Фабрики Мысли Могут внести значительный вклад в управление публичной политикой и, таким образом, сыграть важную роль в формировании Открытого общества Они имеют возможность предоставить ответственным лицам, принимающим решения, независимую оценку по вопросам, которые влияют не только на судьбу отдельно взятой страны, но и общества в целом
44 Основные акторы публичной политики : Исполнительная власть Представительная власть Бизнес - элита (деловые круги) Политические партии Неправительственные организации СМИ Криминальные структуры (?) Международные организации
45 Губернаторы и мэры крупных городов используют Аналитические центры внутри администрации Консультативные группы под руководством успешных менеджеров избирательных кампаний - «политтехнологов» Иногда – университетские аналитические или консультативные центры
46 В сфере подготовки экономи- ческих решений в России Успешно действуют несколько «Мозговых фабрик», так или иначе связанных со структурами исполнительной власти: Это Институт проблем переходного периода Е.Гайдара и Институт экономики города в Москве А также «Леонтьевский центр» в Санкт-Петербурге
47 Большинство российских политических партий Обладают своими аналитическими центрами, которые иногда выходят на уровень Центров публичной политики. Классическим примером являются Эпицентр Г.Явлинского или Фонд «Духовное наследие» Подберезкина
48 Финансово- промышленные группы Также стали, особенно в последнее время, уделять внимание анализу и разработке технологий взаимодействия в властью и обществом. Принципиально новым явлением стал возникший после финансового кризиса 1998 г. Клуб 2015
49 Наиболее активным из Полпредов Президента РФ В направлении развития публичной политики был Сергей Кириенко Во многом он опирался на активное содействие Петра Щедровицкого и его школы который не только вел большую работу в Поволжье, Но и инициировал создание Центра Стратегических разработок – Северо- запад
50 При этом существуют и Центры, не связанные ни с какими из вышеперечисленных политических сил, А рассматривающих себя в качестве самостоятельных акторов политического процесса, причем процесса именно формирования публичной политики
51 Примером такого Центра является СПб гуманитарно-политоло- гический центр СТРАТЕГИЯ Учредители – депутаты Ленсовета, журналисты, предприниматели, ученые в области общественных наук. Цель – объединение интеллектуальных, финансовых, материальных и иных сил и средств СПб и Ленинградской области для решения уставных задач Центра
52 Санкт-Петербургский гуманитарно- политологический центр СТРАТЕГИЯ Миссия: содействие становлению в России гражданского общества и демократического правового государства путем разработки и реализации проектов и программ, направленных на развитие социального партнерства, повышение общественного участия, становления эффективной и ответственной власти.
53 Программы СПб центра СТРАТЕГИЯ: « Прозрачный бюджет» - развитие общественного участия в бюджетном процессе: Развитие института Уполномоченного по правам человека в регионах России Гражданские инициативы по предупреждению коррупции Проект «Публичная политика в сфере мягкой безопасности и демократического развития: Балтийское измерение» Содействие развитию Центра гражданского образования и прав человека СПбГУ Развитие Интернет-Портала центра СТРАТЕГИЯ
54 ЦПП как посредник между властью, ГО и наукой Властные структуры Структуры гражданского общества (НКО различного вида) Научное и университетское сообщество Центр публичной политики
55 Функции Центров публичной политики: Исследовательская Образовательная Креативная Медиаторская (Коммуникативная) Внедренческая «Обеспечивающие функции»
56 Представленность этих функций у различных ФМ, АЦ и ЦПП – различна. Университеты – исследовательская и аналитическая функции Лоббистские фирмы – внедренческая Фабрики мысли – НЕ Центры публичной политики – исследовательская, креативная, внедренческая Для ЦПП – критично наличие коммуникативной функции.
57 Например: Фонд ИНДЕМ: Исследовательская, креативная, внедренческая. Постепенно – коммуникативная Леонтьевский Центр – Также 4 функции, + коммуникативная Московская Школа Политических Исследований – в основном образовательная + коммуникативная
58 Центр ИНТЕРЛИГАЛ
59 Экспертный институт
60 Фонд ИНДЕМ
61 Роли и функции Фабрик мысли (Центров публичной политики) В интерпретации американских политологов (R.Kent Weaver, James G. McGann, 1998).
62 Роли ФМ, как структур Гр. Об-ва: 1.Играть роль медиатора между правительством и обществом 2.Идентифицировать, артикулировать и оценивать текущие или возникающие темы, проблемы или предложения 3.Трансформировать идеи и проблемы в конкретные задачи политики 4.Выполнять роль информированного и независимого голоса в дебатах по поводу конкретных политик 5.Обеспечивать конструктивный форум для обмена идеями и информацией между ключевыми стэйкхолдерами в процессе формулирования политики.
63 Роли (функции) фабрик мысли: Первая роль (особо свойственна ФМ, персонал которых состоит в основном из PH.D. в области общественных наук) выполнение фундаментальных исследований в области проблем и решений политики (policy) аналогично университетским исследовательским центрам. Эти исследования отвечают на вопросы типа: «Насколько значительна угроза распространения ядерного оружия в развивающихся странах?»
64 Вторая роль – готовить рекомендации по актуальным политическим проблемам для государственных официальных лиц Организация брифингов и семинаров для Лиц, принимающих решения и для СМИ. П убликация кратких рецензий на различные законодательные инициативы, участие в слушаниях по проектам законов Публиковать мнения или вести колонки по определенным темам в газетах
65 3. Фабрики мысли могут также оценивать правительственные программы. Иначе – ищутся ответы на такие вопросы, как: «Какая из систем вооружений может рассматриваться как наиболее эффективная при учете выделенного на эти системы количества денег. Четвертая роль – служить фасилитатором в создании сетей и обмене идеями. Ключевыми элементами здесь являются межличностные отношения и устные дискуссии, а не письменные тексты
66 5. Фабрики мысли служат важным источником персонала для государственных структур, а также местом, где оказавшиеся вне властных структур политики могли бы «перезарядить свои батареи», либо как просто синекура для отставных политиков. 6.Интерпретация текущих политических событий для электронных и печатных СМИ
67 Вестминстер. Английский парламент. Наше путешествие закончено…
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.