Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемkaznmu.kz
1 Организация и проведения СРС и СРСП в КазНМУ 1 часть Директор Центра Мониторинга анализа качества образования и научного сопровождения реформы медицинского образования (МАКО и НСРМО), д.м.н. Сарсенбаева Сауле Сергазиевна Августовские чтения, г.
2 Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования Самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
3 Ориентация на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4 умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно- воспитательного процесса в вузе который должен строиться так, чтобы развивать
5 СРСПСРС СРО (КТО) Весь объем СРС должен быть подтвержден заданиями, требующими от обучающегося ежедневной самостоятельной работы. аудиторная под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию внеаудиторная планируемая работа, во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия
6 Самостоятельная работа студента (СРС) это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
8 При изучении каждой дисциплины организация СРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм: 1.Внеаудиторная самостоятельная работа (СРС); 2.Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя (СРСП); 3.Творческая, в том числе научно- исследовательская работа.
9 ВАЖНО!!! СРС предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще - в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д.
10 Три компонента познавательной самостоятельности Мотивационный. Мотив – это осознанное побуждение, которое обуславливает целенаправленную деятельность. Содержательно – операционный. Включает в себя владение обучающимся системой ведущих знаний и способов учения Волевой. Волевые процессы органически связаны с деятельностью. Зачатки воли заключены уже в потребностях, как исходных побуждениях человека к действию
12 Виды внеаудиторной СРС Письменные аналитические: подготовка и написание рефератов, докладов, очерков, эссе, аналитических обзоров; Конструктивные: составление задач, кроссвордов, тестов, граф, алгоритмов, разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.; Презентационные: составление презентации Творческие: перевод текстов, подбор и изучение литературных источников; Выполнение курсовых проектов и работ; Подготовка к участию в конференциях, смотрах, олимпиадах и др. Письменные аналитические: подготовка и написание рефератов, докладов, очерков, эссе, аналитических обзоров; Конструктивные: составление задач, кроссвордов, тестов, граф, алгоритмов, разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.; Презентационные: составление презентации Творческие: перевод текстов, подбор и изучение литературных источников; Выполнение курсовых проектов и работ; Подготовка к участию в конференциях, смотрах, олимпиадах и др. Выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы Выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы
13 Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество 1. Система заданий для самостоятельной работы. 2. Темы рефератов и докладов. 3. Инструкции и методические указания к выполнению СРС. 4. Темы курсовых работ, курсовых и дипломных проектов. 5. Списки обязательной и дополнительной литературы. 1. Система заданий для самостоятельной работы. 2. Темы рефератов и докладов. 3. Инструкции и методические указания к выполнению СРС. 4. Темы курсовых работ, курсовых и дипломных проектов. 5. Списки обязательной и дополнительной литературы.
14 Самостоятельная работа носит деятельностный характер Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы: 1.Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует). 2.Четкая постановка познавательных задач. 3.Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения. 4.Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления. 5.Определение видов консультационной помощи (консультации - установочные, тематические, проблемные). 6.Критерии оценки, отчетности и т.д. 7.Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т.д.).
15 Главный признак самостоятельной деятельности без помощи преподавателя Каждое выполняемое студентом действие цель ставит сам студент подчинено цели осознается
16 Репродуктивный (тренировочный) уровень Самостоятельная работа включает воспроизводящие процессы в деятельности студента творческие процессы в деятельности студента В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов: Реконструктивный уровень. Творческий, поисковый
17 Тренировочные самостоятельные работы Выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Цель - закрепление знаний, формирование умений, навыков Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании
18 Реконструктивные самостоятельные работы В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты, доклады, презентации Цель - формирование навыка поиска, решения, обобщения Познавательная деятельность студента проявляется в осмыслении, конструировании, логике
19 Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты). Цель - формирование критического мышления
20 Классификация самостоятельных работ По характеру познавательной деятельности (И.И. Малкин): 1. Работы репродуктивного типа: а) воспроизводящие; б) тренировочные; в) обзорные; г) проверочные. 2. Работы познавательно-поискового типа: а) подготовительные; б) констатирующие; в) экспериментально-поисковые; г) логически-поисковые. 3. Работы творческого типа: а) художественно-образные; б) научно-творческие; в) конструктивно-творческие. 4. Работы познавательно-практического типа: а) учебно- практические; б) общественно-практические.
21 СР репродуктивного типа (1) а) Воспроизводящие работы. Выполнение этих работ основано на восстановлении в памяти ранее изученного материала, который необходим для понимания нового материала. Хотя этот вид работы носит репродуктивный характер, он не является легким: студентам необходимо вспомнить ряд понятий, привести их в систему и подготовить связное выступление. Это требует умственной работы и высокой учебной активности.
22 СР репродуктивного типа (2) б) Тренировочные работы. Предусматривает не только простое воспроизведение изучаемого материала, но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. Такие работы можно применять перед изложением нового материала, а также в процессе закрепления. Выполнение подобной работы способствует углублению знаний и более успешному формированию умений и навыков, связанных с изучением конкретных тем.
23 СР репродуктивного типа (3) В) Обзорные работы. Это задания на упорядочение и систематизацию изучаемых сведений. Их применение целесообразно на заключительном этапе закрепления материала. Студенту можно дать задание на составление плана пройденной темы. Составление плана способствует осмыслению характера взаимосвязи понятий, поэтому подобные упражнения особенно важны.
24 СР репродуктивного типа (4) г) Проверочные работы. Их цель – всесторонняя проверка качества усвоения знаний. При выполнении этих заданий у студентов формируются навыки самоконтроля. Эти навыки важны и для развития таких процессов памяти, как произвольное воспроизведение. Такие работы помогают педагогу осуществлять оптимальное управление процессом обучения.
25 СР познавательно-поискового типа (1) а) Подготовительные работы. При их выполнении студенты пользуются имеющимися сведениями, при этом убеждаются в неполноте своих знаний по изученной теме. Это приводит их к необходимости более глубокого ознакомления с новым материалом. Осмысление студентами противоречий между имеющимися у них знаниями и новыми требованиями к решению учебно- познавательных задач имеет большое значение для развития познавательных интересов. СР данного типа особенно полезны на начальном этапе изложения нового материала
26 СР познавательно-поискового типа (2) б) Констатирующие работы. Подобные работы связаны с описанием новых факторов и явлений по их внешним признакам: наблюдения над природными явлениями и общественной жизнью, изучение дидактического материала и т.д. Подобные упражнения особенно важны в случае изучения таких предметов, как биология, история, языки, информатики. СР констатирующего вида дисциплинирует учащихся, развивает у них произвольное внимание и совершенствует навыки целесообразного восприятия. Она используется как в изложении, так и в процессе закрепления.
27 СР познавательно-поискового типа (3) в) Экспериментально-поисковые работы. Данные упражнения представляют собой основанные на исследовательских методах науки учебные задания, при выполнении которых студенты выделяют существенные признаки понятий, устанавливают причинно-следственные зависимости, открывают законы и т.д. Данный вид учебных занятий – эффективнейшее средство развития пытливости, любознательности.
28 СР познавательно-поискового типа (4) г) Логическо-поисковые работы. К их числу относятся различные задания по оперированию существенными признаками изученных понятий, используемые на заключительном этапе изложения и закрепления. Самым распространенным видом таких упражнений является задание на сопоставление сходных и отличительных признаков изучаемых явлений.
29 СР творческого типа (1) а) художественно-образные самостоятельные работы. В результате СР студенты создают нечто новое, оригинальное. Художественно-образные работы основаны на образном отражении действительности. При работе с текстовым редактором (информатика), учащимся предлагается написать собственный текст, используя элементы форматирования и работы с таблицами. В этом случае возникает эмоциональное отношение к изучаемому материалу.
30 СР творческого типа (2) б) Научно-творческие работы. Решение познавательных задач повышенной трудности – проявление собственной инициативы, поиска оригинального решения и т.д. Вовлечение студентов в подобную работу – важное средство пробуждения интереса к самостоятельной деятельности.
31 СР творческого типа (3) в) Конструктивно- технические работы. творческое проектирование, конструирование с использованием специальных компьютерных программ.
32 СР познавательно-практического типа Учебно-практические работы. К ним относятся изготовление наглядных пособий: графиков, диаграмм, схем, макетов, подготовка статей. В процессе такой работы знания, умения и навыки формируются в органическом единстве с жизненной практикой и индивидуальным опытом студента.
33 Психолого-педагогические аспекты успешности СРС Успешность определяется степенью подготовленности студента. По своей сути самостоятельная работа предполагает максимальную активность студентов в различных аспектах: организации умственного труда, поиске информации, стремлении сделать знания убеждениями. Психологические предпосылки развития самостоятельности студентов заключаются в их успехах в учебе, положительном к ней отношении, заинтересованности и увлеченности предметом, понимании того, что при правильной организации самостоятельной работы приобретаются навыки и опыт творческой деятельности.
34 Что необходимо предпринять, чтобы успех был достигнут? Преподаватели должны познакомить студентов с основными положениями квалификационной характеристики выпускников и объяснить им, каким образом весь учебный процесс и каждая отдельная дисциплина способствуют выработке профессиональных и личностных качеств специалиста, входящих в эту характеристику.
35 Что необходимо предпринять, чтобы успех был достигнут? СРС - важнейшая форма учебного процесса Акцентировать внимание студентов на ее непосредственном влиянии на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д., с тем, чтобы студенты видели положительные результаты своего труда
36 Что необходимо предпринять, чтобы успех был достигнут? Формированию такой мотивации способствует искренняя заинтересованность преподавателей в успехе студентов (студенты это очень хорошо чувствуют). Первостепенное значение имеет и сознательность в обучении. Нельзя преподавать, не обращая внимания на то, понимают ли студенты материал или нет. Если исходный уровень студентов ниже ожидавшегося, необходимы корректировка программы и заданий на СРС в том числе. Преподаватель должен знать начальный уровень знаний и умений студентов и познакомить их с целями обучения, средствами их достижения и средствами контроля.
37 Сознательность выполнения СРС обеспечивают следующие характеристики: методологическая осмысленность материала, отбираемого для самостоятельной работы сложность знаний, соответствующая "зоне ближайшего развития" (по Л. С. Выготскому) студентов, т.е. посильность выполнения последовательность подачи материала с учетом логики предмета и психологии усвоения дозировка материала для самостоятельной работы, соответствующая учебным возможностям студентов деятельностная ориентация самостоятельной работы
38 О мотивации самостоятельной работы студентов (1) Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности
39 О мотивации самостоятельной работы студентов (2) Факторы, способствующие активизации самостоятельной работы: 1.Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. Важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.
40 О мотивации самостоятельной работы студентов (3) 2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно- исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре.
41 О мотивации самостоятельной работы студентов (4) 3. Интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно- деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения.
42 О мотивации самостоятельной работы студентов (5) 4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно- исследовательских или прикладных работ и т.д. 5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.
43 О мотивации самостоятельной работы студентов (6) 6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.
44 О мотивации самостоятельной работы студентов (7) 7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление. 8.Личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.
45 Индивидуализация СРС Разные характеры, дополняя друг друга, гармонизируют общество. При выполнении СРС нужно также помогать студентам преодолевать или купировать недостатки характера. разнообразие интеллектуальных качеств людей "тугодумы" люди с "быстрым мозгом" "генераторы идей" люди, великолепно доводящие эти идеи до конца Одни предпочитают индивидуальную работу, другие - коллективную.
46 Следующие рекомендации помогут преподавателям найти индивидуальный подход к студентам с различными характерологическими данными (1): аудиторные занятия следует проводить так, чтобы обеспечить безусловное выполнение некоторого минимума самостоятельной работы всеми студентами и предусмотреть усложненные задания для обучающихся, подготовленных лучше; необходим регулярный контроль успешности выполнения СРС и индивидуальные консультации преподавателя (личное педагогическое общение преподавателя со студентом);
47 Следующие рекомендации помогут преподавателям найти индивидуальный подход к студентам с различными характерологическими данными (2): для успешности СРС необходимы четкие методические указания по ее выполнению. В начале семестра преподаватель на первом же занятии должен ознакомить студентов с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля и самоконтроля СРС. Графики самостоятельной работы необходимы на младших курсах, на старших - студентов нужно приучить к планированию собственной работы;
48 Следующие рекомендации помогут преподавателям найти индивидуальный подход к студентам с различными характерологическими данными (3): пакет заданий СР по любой дисциплине должен содержать: все типы задач, методами решения которых студенты должны овладеть для успешного прохождения контроля; перечень понятий, фактов, законов и методов, знание которых необходимо для овладения планируемыми умениями, с указанием того, что нужно знать наизусть; пакет заданий целесообразно выдавать в начале цикла (раздела дисциплины), оговаривая предельные сроки сдачи;
49 Следующие рекомендации помогут преподавателям найти индивидуальный подход к студентам с различными характерологическими данными (4): задания для СРС могут содержать две части - обязательную и факультативную, рассчитанную на более продвинутых по данной дисциплине студентов, выполнение которой учитывается при итоговом контроле; практических занятиях легко выявить студентов, успешно и быстро справляющихся с заданиями. Им можно давать усложненные индивидуальные задания, предложить участие в НИРС и консультирование более слабых студентов, проводя с "консультантами" дополнительные занятия.
50 1.входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины; 2.текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях; 3.промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса; 4.самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям; 5.итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена; 6.контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины. Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля Существуют следующие виды контроля
51 Активизация СРС (1) Приемы активизации СРС: 1.Обучение студентов методам самостоятельной работы: временные ориентиры выполнения СРС для выработки навыков планирования бюджета времени; сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки. 2.Убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях. 3.Проблемное изложение материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке и технике.
52 Активизация СРС (2) 4. Применение операционных формулировок законов и определений с целью установления однозначной связи теории с практикой. 5. Применение методов активного обучения (анализ конкретных ситуаций, дискуссии, групповая и парная работа, коллективное обсуждение трудных вопросов, деловые игры). 6. Разработка и ознакомление студентов со структурно- логической схемой дисциплины и ее элементов; применение видеоряда. 7. Выдача студентам младших курсов методических указаний, содержащих подробный алгоритм, постепенно уменьшая разъяснительную часть от курса к курсу с целью приучить студентов к большей самостоятельности.
53 Активизация СРС (3) 8. Разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, методические указания и задачи для решения. 9. Разработка учебных пособий междисциплинарного характера. 10. Индивидуализация заданий СРС. 11. Внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными данными.
54 Активизация СРС (4) 12. Контрольные вопросы лекционному потоку после каждой лекции. 13. Чтение студентами фрагмента лекции (15-20 мин) при предварительной подготовке его с помощью преподавателя. 14. Присвоение статуса "студентов-консультантов" наиболее продвинутым и способным студентам, оказывая им всяческую помощь. 15. Разработка и внедрение коллективных методов обучения, групповой, парной работы. 16. Применение методов самоконтроля студентов.
55 Дидактические принципы разработки системы самостоятельных работ студентов Система СР должна способствовать решению основных дидактических задач
56 Классификация видов СР по дидактической цели: 1. Самостоятельная работа по приобретению новых знаний, овладению умением самостоятельно приобретать знания чтение текста работа со словарями и справочниками конспектирование текставыписки из текста ознакомление с нормативными документами составление плана текста (простого, сложного)
57 Классификация видов СР по дидактической цели: 2. Самостоятельная работа по закреплению и систематизации знаний работа с конспектом лекции составление плана и тезисов ответа повторная работа над учебным материалом (учебник, первоисточник, дополнительная литература, аудио- и видеозаписи) подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции
58 Классификация видов СР по дидактической цели: 2. Самостоятельная работа по закреплению и систематизации знаний подготовка рефератов изучение нормативных материалов графическое изображение структуры текста (например, структурно – логическая схема лекции, составление таблиц для систематизации учебного материала) аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.)
59 Классификация видов СР по дидактической цели: 2. Самостоятельная работа по закреплению и систематизации знаний ответы на контрольные вопросы составление тематических кроссвордов составление библиографии по теме, разделу
60 Классификация видов СР по дидактической цели: 3. Самостоятельная работа по формированию умений практического характера 3. Самостоятельная работа по формированию умений практического характера выполнение чертежей, схем решение задач и упражнений по образцу решение задач и упражнений по образцу решение вариативных задач и упражнений решение вариативных задач и упражнений выполнение расчетно-графических работ выполнение расчетно-графических работ
61 Классификация видов СР по дидактической цели: 3. Самостоятельная работа по формированию умений практического характера 3. Самостоятельная работа по формированию умений практического характера опытно-поисковая работа экспериментально-конструкторская работа экспериментально-конструкторская работа подготовка к деловым играм, студенческим конференциям подготовка к деловым играм, студенческим конференциям решение ситуационных производственных (профессиональных) задач решение ситуационных производственных (профессиональных) задач подготовка курсовых и дипломных работ (проектов) подготовка курсовых и дипломных работ (проектов)
62 Классификация видов СР по дидактической цели: 3. Самостоятельная работа по формированию умений практического характера 3. Самостоятельная работа по формированию умений практического характера рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности проектирование и проведение эксперимента проектирование и проведение эксперимента
63 Классификация видов СР по дидактической цели: 4. Самостоятельная работа, направленная на формирование умений творческого характера, умений применять знания в усложненной ситуации
64 СРС 1. Подготовка к семинарскому, практическому, лабораторно-практическому занятию. 2. Выполнение практических работ (решение задач, письменных работ и т.п.), предусмотренных рабочей программой дисциплины. 3. Выполнение расчетно-графических работ по блокам курса.
65 СРС 4. Подготовка докладов, рефератов по заранее обозначенным в рабочей программе дисциплины темам. Реферат – краткое изложение содержания одного или нескольких источников, раскрывающее определенную тему. Компоненты содержания: - план; - введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения, актуальности, определение цели и задач реферата, краткая характеристика используемой литературы); - основная часть (каждая проблема или части одной проблемы рассматриваются в отдельных разделах реферата и являются логическим продолжением друг друга); - заключение; - список литературы. По материалам реферата студент готовит доклад. Может быть организована защита индивидуальная или публичная защита реферата. Доклад – публичное сообщение на определенную тему, в процессе подготовки которого студент использует те или иные навыки исследовательской работы. Компоненты содержания: - план работы; - систематизация сведений; - выводы и обобщения.
66 СРС 5. Поиск дополнительной информации по заданной теме (работа с библиографическим материалами, справочниками, каталогами, словарями, энциклопедиями) 6. Контрольная работа
67 СРС 7. Составление портфолио Рефлексивное портфолио раскрывает динамику личностного развития студента. В эту папку собираются все творческие работы: зачетные работы, видеокассеты, результаты исследований – в общем, все, что делалось в течение определенного срока. Проблемно-исследовательское портфолио представляет собой набор материалов по определенным рубрикам, связанным с написанием рефератов, научной работой, выступлениями на конференции. Тематическое портфолио составляется в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. Защита портфолио может быть публичной или индивидуальной.
68 СРС 8. Самостоятельное чтение учебных пособий, научных (научно-методических, методических) статей, научных (научно-методических, методических) изданий Чтение-просмотр, когда книгу быстро перелистывают, изредка задерживаясь на некоторых страницах. Цель такого просмотра – первое знакомство с книгой, получение общего представления о ее содержании. Чтение выборочное (неполное), когда читают основательно и сосредоточенно, но не весь текст, а только нужные для определенной цели фрагменты. Чтение полное (сплошное), когда внимательно прочитывают весь текст, но никакой особой работы с ним не ведут, не делают основательных записей, ограничиваясь лишь краткими заметками или условными пометками в самом тексте (в собственной книге). Чтение с проработкой материала, то есть изучение содержания книги, предполагающее серьезное углубление в текст и составление различного рода записей прочитанного.
69 СРС 9. Разработка проекта (индивидуальная или групповая) Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая конкретный результат, готовый к внедрению.
70 СРС 10. Написание эссе Эссе как вид учебной деятельности студента – самостоятельное сочинение- размышление студента над научной проблемой, при использовании идей, концепций, ассоциативных образов из других областей науки, искусства, собственного опыта, общественной практики. «Описательное» эссе указывает направление или инструктирует в том, как закончить задачу, или как должно быть выполнено некое действие. «Причинно-следственное» эссе. Студент фокусирует внимание на условиях или ситуации и пытается ответить на следующие вопросы: почему? (причина), или каков результат? (эффект). «Определяющее» эссе. Определяет тему как конкретно (например, дает определение словаря), так и абстрактно (предлагает расширенное толкование). «Сравнивающее» эссе. Фиксирует различия и/или сходства между людьми, местами, вещами, идеями и т.д. Аргументирующее (контр-аргументирующее) эссе. Фиксируется обоснованное мнение относительно предмета: а) студент представляет возражения и опровергаете их; б) студент представляет аргументы, поддерживающие чужие или собственные предположения. Эссе-впечатление. Размышления сосредотачиваются вокруг впечатлений от книги, истории, поэмы, пьесы, картины, выставки и т.п. Анализ характера. В фокусе размышления студента о персонаже литературного произведения, историческом герое, ученом, современнике. Эссе-автобиографический текст.
71 СРС 11. Разработка глоссария к теме, разделу, курсу, проблеме. Глоссарий – словарь, раскрывающий смысл используемых терминов (дескрипторов). 1 вариант – глоссарий составляется по заранее заданным преподавателем терминам и понятиям. 2 вариант – термины и понятия выделяются студентом самостоятельно. 12. Разработка именного словаря (или словаря персоналий) к теме, разделу, курсу, проблеме. 1 вариант – именно словарь составляется по заранее заданным преподавателем персоналиям. 2 вариант – персоналии определяются студентом самостоятельно.
72 СРС 13. Заполнение словаря (хронологии события) Студенту предлагается список понятий (дат), содержание которых он должен определить, опираясь на рекомендованные источники. 14. Доказательство утверждений Студенту предлагается ряд утверждений, истинность которых следует доказать. Для доказательства может быть использован следующий алгоритм: 1) дать определение того, что надо доказать; 2) выявить, исходя из определения, основные направления поиска доказательства; 3) найти согласно этим направлениям научно- обоснованные и/или конкретно-жизненные факты доказательства.
73 СРС 15. Сравнение точек зрения, теоретических позиций, объектов (явлений) Возможный алгоритм: 1) дать определение, охарактеризовать сравниваемые точки зрения, теоретические позиций, объекты (явления) 2) выделить, исходя из определения, параметры сравнения; 3) установить общее и различное между сравниваемыми точками зрения, теоретическими позициями, объектами (явлениями). 16. Работа над понятиями Работа над понятиями предполагает знакомство студентов с определениями по книгам и словарям. При этом необходимо выбрать определение, наиболее полно отражающее содержание того или иного понятия, и аргументировать свой выбор.
74 СРС 17. Разработка вопросов, заданий к теме, разделу. 18. Разработка инструкций, рекомендаций по выполнению определенных операций, элементов профессиональной деятельности. 19. Составление таблиц. 20. Разработка проекта урока, внеклассного мероприятия, факультативного занятия и т.п.
75 СРС 22. Разработка тестовых заданий. 1 вариант – тип тестовых заданий и их количество определяется преподавателем. 2 вариант – преподаватель определяет только тип тестовых заданий. 3 вариант – преподаватель определяет только количество тестовых заданий. 4 вариант – без рекомендаций относительно типа тестовых заданий и их количества. 23. Работа с компьютерными обучающими программами, электронными учебниками, тренажерами, тестовыми системами.
76 СРС 24. Подбор, описание, экспертная оценка сайтов Интернет. 25. Работа с электронными библиотеками. 26. Выполнение заданий в Рабочей тетради (если она разработана применительно к данному курсу). 27. Разработка кроссворда. 28. Выполнение тренировочных комплексов, оздоровительных упражнений и т.п.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.