Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.bytic.ru
1 Московский государственный университет экономики, статистики и информатики Институт Менеджмента Организация и технология проектирования предприятий К.э.н. доцент Захарова Татьяна Ивановна
2 Тема 2. Торгово-технологический процесс.
3 План занятий: 1. Содержание торгово-технологического процесса в магазине и принципы его организации. 2. Поступление и приемка товаров в магазин. 3. Хранение и подготовка товаров к продаже. 4. Размещение и выкладка товаров в торговом зале. 5. Организация и технология продажи товаров в магазине. 6. Дополнительные услуги в розничной торговле. 7. Внемагазинные формы продажи товаров. 8. Оптово-розничная сбытовая сеть 9. Ассортиментная политика 10. Ценовая политика
4 Содержание торгово-технологического процесса (ТТП) в магазине. Принципы его организации. Торгово-технологический процесс (ТТП) в магазине представляет собой совокупность взаимосвязанных и последовательно выполняемых операций, целью которых является сохранение потребительских свойств товаров, их товарного вида и доведение до конечных потребителей с наименьшими затратами труда при высоком уровне обслуживания населения и получения прибыли.
5 Структура ТТП, последовательность выполнения всех операций зависит от степени хозяйственной самостоятельности магазина, от места продажи в нем, типа магазина, размер торговой площади. Особая роль в ТТП отводится коммерческим операциям, которые позволяют обеспечить магазину широту ассортимента, полноту реализуемых товаров, обеспечение бесперебойной торговли товаров, реализуемых в магазине.
6 К коммерческим операциям в магазине относят: изучение спроса покупателей; составление заявок на завоз товаров в магазин, формирование ассортимента товаров в магазине, организация рекламы и информации. К дополнительным коммерческим операциям относят: заключение договора на поставку товаров, учет выполнения договоров поставки, претензионные работы.
7 Технологические операции процесса магазина операции с товарами до предложения их покупателям; операции непосредственного обслуживания покупателей; дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
8 Примерная схема ТТП в магазине самообслуживания Отправка Загрузка транспорта Перемещение в зону отгрузки Освобождение многооборотных средств упаковки Выкладка товара на торгово-технологическом оборудовании Поступление товаров Разгрузка транспортных средств Доставка товаров в зону приёмки Приёмка товаров по количеству и качеству Доставка товара В зону хранения В зону подготовки к продаже В торговый зал Установка Контейнеров с товарами в линию торг.-тех. об-ния Выкладка товаров на раб. месте Учёт и контроль ТМЦ и ДС Отборка товаров покупателями Доставка товаров в узел учёта Расчёт за отобранные товары Оказание покупателям дополнительных услуг
9 Организация ТТП в магазине должна базироваться на соблюдении следующих принципов: обеспечение комплексного подхода к организации ТТП; создание максимальных удобств для покупателей; рациональное использование помещений магазина и торгово-технологического оборудования; создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда; обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.
10 Поступление и приемка товаров в магазин Приёмка по количеству и качеству в магазине должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкциях О порядке приёмки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и О порядке приёмки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления по качеству (если это предусмотрено условиями договора поставки).
11 Приёмка по количеству может быть: - предварительная, когда принимают по количеству мест, массе и целостности упаковки; - окончательная проводится в установленные сроки (по скоропортящейся продукции – 24ч.; по всем остальным – 10 дней). В районах крайнего Севера скоропортящаяся продукция проверяетс я в течение 48 ч., продовольственные товары – 40 дней, непродовольственные товары – 60 дней. Приемка по качеству: - сплошная – проверяется вся партия поступившего товара; - выборочная – берутся пробы выборочно, результаты распространяются на всю поступившую партию.
12 Хранение и подготовка товаров к продаже. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Многие их поступающих товаров в магазин не могут быть переданы в торговый зал в том же виде, в каком они поступили. В этой связи возникают необходимость предварительной подготовки товаров к продаже, она включает: распаковка, сортировка. При подготовке товаров к продаже выполняются следующие операции: 1. Проверка соответствия цен, сортности данным, указанным на маркировке и в сопроводительном документе; 2. Облагораживание товаров: утюжка, устранение мелких дефектов, удаление загрязнений и т.д. 3. Фасовка, предварительная нарезка товаров и укладка их в специальную тару для подачи в торговый зал. 4. Комплектование подарочных наборов; 5. Оформление прикрепления ярлыков на товары, подаваемые в торговый зал.
13 Размещение и выкладка товаров в торговом зале. При закреплении за товарными группами постоянных зон размещения учитывают следующие требования: 1. зона товарных групп, подготовленных к продаже, должна примыкать к тем помещениям, где происходит их подготовка; 2. предоставление покупателям возможности ориентироваться в товарных группах и совершать покупки в минимально короткие сроки; 3. оптимальное использование торговых площадей магазина; 4. для товаров, требующих длительного ознакомления с ними покупателей, выделяют зону в глубине торгового зала, где отсутствуют основные потоки покупателей; 5. крупные тяжелые товары располагают в зоне контрольно- кассового узла или ближе к выходу из торгового зала; 6. товары, требующие частого пополнения, располагают ближе к кладовым, где они хранятся; 7. вложенные товары должны обеспечить свободный проход и доступ; 8. организация рациональных товарных потоков и расчётных операций с покупателями.
14 Принципы выкладки товаров на торговом оборудовании: Однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость; Целесообразно применять простейшие приёмы выкладки товаров (прямую укладку, навалом и т.д.); Декоративную выкладку товаров рекомендуется использовать только с рекламной целью; Полки горок и другие элементы для выкладки товаров не следует переполнять товарами; В оптимальной зоне обозримости (на расстоянии см от пола) необходимо размещать товары, быстрая реализация которых предпочтительна; Выкладка товаров в торговом зале должна быть насыщенной; Сопутствующие товары следует размещать навалом в различных местах (у торговых стенок, контрольно- кассовых узлов и т.д.), используя для этих целей корзины или кассеты.
15 При расположении товаров в торговом зале учитывается несколько факторов: оптимальное использование пространства торгового зала; оптимальное расположение товарных групп; расположение основных и дополнительных точек продаж; способы замедления потока покупателей.
16 Оптимизация пространства торгового зала для товаров массового спроса 80–90 % покупателей обходят все точки продажи, расположенные по периметру торгового зала, 40–50 % покупателей обходят внутренние ряды.
17 Покупатели Виды покупателей: «Бегун» хочет купить быстро и легко. «Прогуливающийся покупатель» совершает покупки не спеша. Типы движения по залу: «вынужденный ходить по залу». Пользуется только основными проходами и не тратит много времени на посещение магазина. Среди общего количества покупателей составляет около 13 % (рис. 2); «экскурсант» также пользуется только основными проходами, но дополнительно заглядывает в секции. Их около 28 % (рис. 3) «дотошный» покупатель ходит по всем проходам в магазине. Таких примерно 19 % (рис. 4); «целеустремленный» приходит в магазин за определенными товарами и выбирает самый короткий путь к их местонахождению (рис. 5). «Целеустремленные» составляют около 40 % среди общего количества покупателей.
22 Товарные группы и зонирование магазина товары повседневного спроса. Покупка этих товаров является целью практически каждого визита покупателя в торговую точку. Их еще называют магазинообразующими товарными группами (для продуктовых магазинов это хлеб, молоко, овощи, мясо-рыба); товары периодического спроса. Покупка этих товаров планируется один раз в несколько визитов (для продуктового магазина это бакалея, деликатесы, замороженные полуфабрикаты, соусы, масло, вино); товары импульсного спроса. Покупка этих товаров обычно не планируется, а осуществляется на месте (снеки, деликатесы, десерты, сладости, жевательная резинка, сигареты).
24 Организация и технология продажи товаров в магазине. В магазине применяют при продаже товаров: Индивидуальное обслуживание или традиционный метод через прилавок; Самообслуживание; Продажа товаров по образцам; Продажа товаров с открытой выкладкой; По заказам покупателей; Через автоматы.
25 Продажа товаров через прилавок Торговля через прилавок включает выполнение следующих операций: встреча покупателя и выявление его намерений; предложение и показ товаров; помощь в выборе товаров и консультация; предложение сопутствующих и новых товаров; проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием; расчётные операции; упаковка и выдача покупок.
26 Самообслуживание Внедрение методов продажи на основании полного или частичного самообслуживания обеспечивает: сокращение совокупных затрат труда на доведение товаров от производителя до потребителя; относительное повышение степени обеспеченности населения розничной торговой сетью (количество м2 торговой площади, приходящейся на 1000 жителей) за счет более интенсивного использования имеющихся торговых площадей; способствует уменьшению издержек обращения и сокращению затрат времени покупателей на приобретение товаров.
27 Продажа товаров по образцам Покупатель знакомится с ассортиментом товаров по образцам, выставленных в торговом зале. Образцы товаров выставлены в специальных помещениях в витринах, на стендах и т.д. Технически сложные товары при продаже по образцам должны демонстрироваться в действии в присутствии покупателя. Для ознакомления покупателей с ассортиментом товаров могут использовать каталоги и другие информационные материалы. Продавец обязан передать товар покупателю в месте его продажи и установленные сроки. Одновременно с товаром покупателю передается необходимая документация (технический паспорт, инструкция по эксплуатации). При покупке товаров по образцам продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров на дом и другие.
28 Продажа товаров с открытой выкладкой Этот метод заключается в свободном доступе покупателей к товарам, открыто выложенным на рабочем месте продавца. Продавцы взвешивают, упаковывают и отпускают отобранные покупателями товары. Расчет за товары осуществляется непосредственно на рабочем месте продавца или в кассах, установленных в торговом зале. В отличие от традиционного метода, преимущество этого метода состоит в том, что с товарами одновременно могут ознакомиться несколько покупателей, что способствует сокращению затрат времени продавца на обслуживание покупателей, но социально-экономическая эффективность этого метода ниже, чем у самообслуживания. Этот метод занимает промежуточное место между традиционным методом и самообслуживанием и рекомендуется при продаже косметических, парфюмерных, канцелярских и других видов товаров.
29 По заказам покупателей Ассортимент товаров, реализуемых по заказам, определяет продавец, т.е. магазин. Заказы принимаются от всех граждан лично, по телефону или через Интернет и оформляются на бланках установленной формы в двух экземплярах. При продаже непродовольственных товаров выписывается дополнительный товарный чек. Оплата производится через контрольно-кассовые машины. Изменение заказа не допускается без согласия покупателя. По просьбе покупателя заказы могут доставляться на дом.
30 Дополнительные услуги в розничной торговле Услуги розничной торговли классифицируются на группы: услуги реализации товаров; услуги по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании; информационно-консультационные услуги; услуги по созданию удобств покупателям.
31 Услуги реализации товаров: формирование ассортимента; приемка товаров; обеспечение хранения; предпродажная подготовка; выкладка товаров; предложение товаров покупателю; расчет с покупателем; отпуск товаров. Реализация товаров может осуществляться как в магазинах, так и вне магазинов.
32 Услуги по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании: прием и исполнение заказа на товар; организация доставки товаров на дом; упаковка купленных в магазине товаров; комплектование подарочных наборов и улучшенная упаковка; оценка ювелирных изделий и антиквариата; реализация товаров в кредит; организация работ по послепродажному оборудованию; организация приема заказов на строительно- монтажные работы с использованием товаров, приобретенных в магазине; мелкая переделка купленных в магазине швейных изделий; ремонт технически сложных изделий.
33 Информационно-консультационные услуги: предоставление информации о товаре, об его изготовителях, об услугах, оказываемых магазином; консультационные специальные товары; проведение рекламных презентаций.
34 Услуги по созданию удобств покупателям: предоставление услуг комнаты «матери и ребенка»; гарантированное хранение купленных товаров; прием и хранение вещей покупателей; организация питания покупателей; реализация пищевых продуктов с потреблением на месте; парковка личных автомашин у магазина и их охрана.
35 Все услуги, оказываемые торговым предприятием, должны отвечать следующим требованиям: социального назначения; функциональной пригодности услуги торговли; эргономики услуги торговли; к эстетике; технологичности; безопасности услуг рознично торговли; охраны окружающей среды.
36 Требования социального назначения: обеспеченность населения услугами данного вида; соответствие уровня качества услуги розничной цене; должны обосновывать социальную адресность, т.е. соответствие услуги требованиям различных групп потребителей, в т.ч. инвалидам. Социальную адресность услуги должны учитывать еще на стадии проектирования здания, при установлении режима работы, при формировании ассортимента.
37 Требования функциональной пригодности услуги торговли: Предусматривают точность и своевременность оказания услуги; Наличие товаров надлежащего качества; Наличие ассортимента товаров, установленного для данного типа магазина; Обеспечение условий для выбора товаров и услуг; Наличие необходимой достоверной информации о товарах и услугах; Исполнитель услуги обязан оказывать их в соответствие с требованиями о пригодности их использования.
38 Требования эргономики услуги торговли: удобство и комфортность покупателей при оказании услуги; гигиеничность требований к уровню освещенности, вентиляции, шуму, температуры в торговом зале, а также требования к персоналу; доступность информации возможностям восприятия потребителем.
39 Требования к эстетике: Гармоничность; целостность композиции; стилевое единство: архитектурно-планировочных решений помещений торгового предприятия; оформление фасада здания; вывески и витрины; оформления интерьера торгового зала; выкладки товаров на торговом оборудовании; оформления рабочего места и внешнего вида обслуживающего персонала; фирменных знаков и указателей.
40 Требования технологичности: наличие рационального набора технологического оборудования, инвентаря; создание условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания; наличие помещений, необходимых для организации ТТП; наличие технических средств для обработки информации; оптимальный уровень затрат.
41 Требования безопасности услуг розничной торговли: безопасность предприятия торговли; условия обслуживания покупателей; соблюдение санитарных и других требований.
42 Требование охраны окружающей среды: загрязнение воздуха; засоренность почвы; попадание опасных и вредных веществ в водопровод и канализацию.
43 Внемагазинные формы продажи товаров: Павильоны - оборудованное строение, имеющее торговый зал, помещение для хранения запасов и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест. Киоск – оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещения для хранения, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас. Палатка – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, рассчитана на одно или несколько рабочих мест продавцов, на площади которых размещен торговый запас на один день торговли. Ярмарка – самостоятельное розничное предприятие доступное для всех товаропроизводителей и покупателей, организуемое в установленном месте на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования хозяйственных связей. Базары – периодические торги, организуемые торговыми предприятиями и организациями накануне знаменательных событий. продажа товаров через передвижную торговую сеть (лотки, лавки). продажа через розничную посылочную сеть (доставка почтой). реализация через торговые автоматы, торговых агентов, через Интернет.
44 Организация оптово-розничной сбытовой сети ассортиментная политика (согласование объёмов и ассортимента продаваемых товаров); ценовая политика; эффективное управление остатками товаров; политика продвижения и рекламы; управление инфраструктурой торговли; работа с контрагентами.
45 Торговый Дом как модель совместного управления продажами В рамках ТД отношения между партнёрами могут быть построены на разделении трёх основных сфер деятельности: движение товара; движение денег; оперативное (текущее) управление.
46 Структура Торгового Дома Производитель Склад Производство Финансы ТД Склад Коммерческий отдел Отдел закупок Служба маркетинга Финансовый отдел Собственные Региональные представительства 5.Отгрузка Розница Региональные дилеры Финансово-кредитные учреждения Другие партнёры 1.Заказ 6.Оплата 3. Оплата 2. Заказ на произ-во по ассор-ту 4. Отгрузка
47 Система управления Торговым Домом Производитель ТД Управляющая компания Транспорт Склад Региональные представительства дилеры Сеть магазинов Магазин 1Магазин 2Магазин N Расчётный центр
48 Управление ТД должно обеспечивать решение следующих задач: подготовка организационно-экономических предложений по стратегии развития бизнеса ТД в целом (оптимизационные схемы по финансовым и товарным потокам); разработка бизнес-планов развития отдельных предприятий исходя из параметров ТД в целом; анализ результатов работы и предложение решений по расшивке узких мест; интеграция данных первичного управленческого учёта участников ТД с целью контроля решений собственника; координация работы участников ТД с целью достижения запланированных результатов по оптимизационным схемам.
49 Модель создания Торгового Дома Первый этап: Разрабатывается модель бизнеса и проигрываются различные варианты его развития; Формируются корпоративные стандарты: финансовый учёт, учётная политика, аналитический учёт, материальный учёт, учёт товародвижения, управление складскими запасами; Результаты описания стратегии развития закладываются в бизнес-планы. Второй этап: Формируется группа управления проектом Третий этап: Реализация спроектированной системы управления бизнесом; Контроль процесса в целом.
50 Ассортиментная политика включает в себя: анализ имеющегося ассортимента, анализ поступающих предложений и корректировку ассортимента, причем этот процесс нужно рассматривать как итерационный, то есть после корректировки снова проводится анализ имеющегося ассортимента и т.д. К анализу ассортимента можно применить различные критерии оценки: уровень продаж, рентабельность, оборачиваемость и т.д.
51 Меры по избежанию конфликта интересов Правильное прогнозирование будущих продаж с учётом праздников, сезонных факторов, рекламы, задержек в платежах, продаж конкурентов, эпидемий, а самое главное – с учётом средней скорости продаж товаров. Для часто покупаемых позиций – это среднее число товарных позиций, проданных за день. Для редко и нерегулярно продаваемых товаров ориентироваться следует на общую продажу за месяц. Среднемесячная скорость продаж является прогностическим критерием для заказа оптимального количества продукции как без сверхнормативных запасов, так и без дефицита по конкретным позициям. Однако, при принятии решения о структуре ассортимента необходимо руководствоваться не только соображениями экономической эффективности, но и учитывать стратегические интересы. Если сегодня сократить долю низкорентабельных товаров, то уже завтра можно потерять покупателей, которые хотят приобретать все необходимые товары у одного поставщика.
52 Этапы оптимизации ассортиментной политики 1 этап. Анализ динамики рынка и структуры спроса. Подразделение, ответственное за управление ассортиментом (как правило, это маркетинговая служба), с установленной периодичностью инициирует процесс оптимизации. 2 этап. Финансовый анализ разработанных предложений. Планово-экономическая служба анализирует финансовые показатели по товарным группам или отдельным товарам и выносит свои заключения об изменении структуры ассортимента. 3 этап. Утверждение окончательного варианта структуры ассортимента. Рабочая группа, в которую входят специалисты маркетингового, экономического и других подразделений (закупки, логистика), разрабатывает и согласовывает окончательный вариант решения по оптимизации ассортимента продукции компании.
53 Методы оптимизации При оптимизации структуры ассортимента необходимо учитывать множество факторов. Нужно найти решение, которое будет лучшим с точки зрения увеличения прибыли, доступности ресурсов, роста продаж и завоевания новых рынков. К примеру, планы маркетологов по увеличению продаж перспективного, по их мнению, товара могут быть подвергнуты критике финансовой службой, по расчетам которой это не приведет к адекватному улучшению экономических показателей, но значительно повысит потребность в оборотных средствах. Подобные противоречия можно разрешить несколькими способами. Наиболее распространенный из них - метод экспертных оценок.
54 Экспертные оценки Формирование оптимальной структуры ассортимента в рамках этого метода сводится к определению набора показателей, которые эксперты оценивают по десятибалльной шкале. В качестве направлений анализа выбираются: перспективность, экономическая привлекательность товарной позиции, доступность ресурсов. Решение о составе показателей для каждого направления принимает соответствующее подразделение. Например: показатели перспективности товара определяет маркетинговый отдел, показатели экономической эффективности - финансовая служба предприятия.
55 Ценовая политика В зависимости от стратегических приоритетов компании выбирают один из следующих методов: средние издержки + прибыль 1. всегда больше известно о своих издержках, нежели о специфике спроса. 2. нет необходимости при наличии матрицы оценок их часто корректировать. 3. при средних по рынку издержках оптовая компания неотстанет от цен конкурентов.
56 Анализ безубыточности и обеспечение целевой прибыли. (Фирма устанавливает такую цену, которая позволяет ей покрыть валовые издержки поступлениями от продаж и получить желаемый объём прибыли). Подобная схема сколь эффективна, столь и дорогостояща, поэтому применяется в основном самыми крупными дистрибуторами и/или ценообразующими производителями. Установление цены исходя из ощутимой значимости товара или от его ценового позиционирования на рынке (основным фактором ценообразования при данном методе считаются не издержки фирмы, а покупательское восприятие или стоимостное предпочтение). Методика применима для эксклюзивных поставщиков, мелких оптовых структур, для которых поддержание конкурентоспособности по ассортименту может сопровождаться убыточными продажами по отдельным группам товаров.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.