Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователем40204s009.edusite.ru
1 Метод проектов в рамках компетентностного подхода
2 В словаре иностранных слов «Проект (лат. projectus - «брошенный вперед») – 1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план, замысел». «Проектировать – 1) составлять проект; 2) предполагать сделать что-либо, намечать план».
3 Если следовать логике этих определений, проектами в нашей жизни является практически все: прием гостей, выбор подарка к празднику, покупка бытовой техники, путешествие, ремонт (разумеется); а если задуматься, то проектами должны быть и вступление в брак, и воспитание детей…
4 СОВНЕТ С 1965 года существует Международная ассоциация управления проектами (International Project Management Association) – некоммерческая профессиональная организация, цель которой – содействие в развитии, широком распространении и практическом применении методов и средств управления проектами. В IPMA сегодня входят 34 страны, в том числе и Россия, которую представляет национальная ассоциация управления проектами СОВНЕТ.
5 Согласно принятой в Управлении Проектами (Project Management) терминологии практически всегда можно выделить два основных вида деятельности, которые существуют параллельно: текущие повторяющиеся процессы (операции); проекты.
6 Основные отличия заключаются в том, что процессы носят повторяющийся, циклический характер, а проекты направлены на достижение уникальных целей в определенные сроки. Повторяющиеся операции требуют использования уже имеющихся знаний и умений и представляют собой «шлифовку», а работа над проектом активно побуждает участников вторгаться в незнакомые области знаний, искать пути решения возникающих проблем, соизмерять собственные силы с поставленными целями и взаимодействовать с другими участниками проекта, что по глобальности скорее похоже на «ваяние».
7 Главной целью современной школы является обучение проектированию как универсальному умению. «Весь комплекс дидактических, психолого- педагогических и организационно- управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, научить школьника проектированию, мы называем проектным обучением».
8 Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами?
9 Смена образовательной парадигмы На современном этапе происходит смена образовательной парадигмы: от образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь.
10 PISA Значительные изменения приоритетов в школьном образовании в мире за последние годы (переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умение сотрудничать и работать в группах и др.) нашли отражение в новой Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assesment, PISA), инициированной Организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economis Cooperation and Development, OECD).
11 Одной из основных целей исследования было оценить способность молодых людей 15-летнего возраста к активному участию в жизни общества. По итогам этих исследованиях выявлено, что «российские школьники испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме, характерной для средств массовой информации…»
12 Результаты нашей молодежи в этом исследовании вызывают тревогу, свидетельствуя о том, что российская школа не обеспечивает достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе, отвечающую современным международным требованиям. Россия заняла 28 место из 32 стран-участниц, разделив эту сомнительную честь с Польшей, Грецией, Португалией и Латвией. Победителями стали ученики из Финляндии, (вслед за ними, заметно обгоняя Россию – Канада, Новая Зеландия, Австралия, Ирландия, Корея, Великобритания, Япония, Швеция, Австрия, Бельгия, Исландия, Норвегия, Франция, США, Дания, Швейцария, Испания, Чешская Республика, Италия, Германия, Лихтенштейн, Венгрия, а уступают только – Люксембург, Мексика и Бразилия). В списке лидеров немело стран, активно использующих проекты в обучении.
13 По данным кафедры управления персоналом МГУ компетенции сотрудников преуспевающих фирм следующие: 1) коммуникабельность, 2) умение работать в команде, 3) ориентация на клиента, 4) умение расставлять приоритеты в индивидуальной деятельности, 5) целеустремленность, 6) настойчивость, 7) гибкость, 8) умение работать с информацией.
14 Метод проектов Одним из направлений способствующих практической реализации компетентностного подхода в преподавании физики и астрономии является использование метода проектов. Данный метод охватывает все требования к деятельности учащегося в рамках компетентностного подхода.
15 Метод проектов возник во 2-й половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесён в общеобразовательную школу.
16 Джон Дьюи Основоположником считается американский философ- прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи ( ), хотя в своих работах он не использовал слова «проект». В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе».
17 У. X. Килпатрик Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. «Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова».
18 С.Т. Шацкий Еще в 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным.
19 После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… Но в череде серьезных дел нашлось место и для педагогики. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.
20 Описание метода и причину запрещения можно найти в романе В.Каверина «Два капитана». «Старенькая преподавательница Серафима Петровна приходила в школу с дорожным мешком за плечами, учила нас… Право, мне даже трудно объяснить, чему она нас учила. Помнится, мы проходили утку. Это были сразу три урока: география, естествознание и русский… Кажется, это называлось тогда комплексным методом. В общем, все выходило «мимоходом». Очень может быть, что Серафима Петровна что-нибудь перепутала в этом методе… …Из четвертой школы-коммуны вышли впоследствии известные и уважаемые люди. Я сам обязан ей очень многим. Но тогда, в двадцатом году, что это была за каша!»
21 Обратимся к книге проф. Е.Г. Сатарова «Метод проектов в трудовой школе». «Возьмем для примера опыт построения комплекса «Пути сообщения». Обычно в этом случае рекомендуются «практические» работы, не имеющие практической целевой установки: изготовление из картона или глины паровоза, составление диаграмм, зарисовывание дороги, экскурсии и измерения, рассказы о крушении поездов и гибели пароходов, опыт с паром и т. д. Применяя же проектный метод, мы должны будем весь учебный материал и все формы его проработки подчинить основной проблеме – проекту улучшения дорог в нашем районе. К осуществлению этого проекта привлекаются родители. В классе вырабатывается план работ, составляется смета на улучшение окрестных дорог, в мастерских ручного труда изготавливаются необходимые инструменты, близ школы закладываются цементные стоки для воды и так далее. И уже в рамках осуществления этого проекта дети знакомятся с различными фактами из области географии, экономики, транспортного дела, физики (паровая машина, электричество, законы плавания тел и др.), социологии (рабочие, их объединения, борьба с капиталом), истории культуры (эволюция путей сообщения), литературы («Шоссе и проселок» Некрасова, «Железная дорога» его же, «Стрелочник» Серафимовича, «Сигнал» Гаршина».
22 С позиций сегодняшнего дня мы можем оценить как благую цель, так и неподходящее воплощение; т.е. практически всё, как в крылатой фразе В.С.Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
23 Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя во всей красе: не было учителей, способных работать с проектами; не было разработанной методики проектной деятельности; чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения; «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»; отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.
24 В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах – США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран.
25 Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.
26 Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени, метод органично сочетается с групповым подходом к обучению.
27 Глассер утверждал, что мы усваиваем 10 % от того, что мы читаем, 20% от того, что мы слышим, 30% от того, что мы видим, 50% от того, что видим и слышим, 70% от того, что обсуждаем с другими, 80% от того, что мы переживаем сами, 95% от того, чему научили другого.
28 В последнее время метод проектов становится не просто популярным в странах СНГ, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум. Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат.
29 Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо: поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни; применить для ее решения определенные знания и умения, как имеющиеся, так и приобретенные в процессе достижения поставленной цели; получить в итоге реальный результат.
30 Классификация учебных проектов (по Коллингсу) Проекты игр различные игры, народные танцы, драматические постановки и т. п. Цель участие детей в групповой деятельности. Экскурсионные проекты целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. Повествовательные проекты целью которых являлось получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле) и т. п. Конструктивные проекты создание конкретного, полезного продукта.
31 Основные требования к учебному проекту Проблема проекта должна быть социально-значимой исследовательской, информационной, практической, заказанной внешним заказчиком. Планирование проекта определение вида продукта и формы презентации; пооперационная разработка проекта, с указанием сроков и ответственных. Поиск информации исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта. Продукт является конкретным результатом проекта. Презентация продукта и защита самого проекта. Портфолио проекта папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т. п.) Наличие конкретного продукта на каждом этапе работы над проектом.
32 Современные классификации учебных проектов
33 На основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся: практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России); исследовательский проект исследование какой- либо проблемы по всем правилам научного исследования; информационный проект сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет); творческий проект максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т. п.; ролевой проект литературные, исторические и т. п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
34 По комплексности и характеру контактов проекты могут быть монопроектами – реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания межпредметными – выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знаний
35 По характеру контактов проекты бывают внутриклассными, внутришкольными, региональными международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.
36 По продолжительности проекты могут быть: минипроектами укладываться в один урок или даже его часть; краткосрочными на 4-6 уроков; недельными, требующими часов. Предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы. Глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы; долгосрочными (годичными) как индивидуальными, так и в условиях группы. Выполняются, как правило, во внеурочное время.
37 По составу участников проект может быть групповым и персональным
38 Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, научная конференция, инсценировка, театрализация игры с залом, защита на ученом совете, диалог исторических или литературных персонажей, спортивная игра, спектакль, путешествие, реклама, пресс-конференция и т. п.
39 Критерии оценки проекта должны быть понятны и доступны участникам проекта, их должно быть не более 7-10, известны с самого начала работы над проектом. Оцениваться прежде всего должно качество работы в целом, а не только презентация.
40 Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт. В целом, по возможности, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.
41 В творческую группу должны входить: 1) Координатор проекта, 2) Разработчики проекта – рефераторы, 3) Оформители проекта, 4) Компьютерные дизайнеры.
42 Этапы работы над проектом: Начало сентября. Учитель знакомит учащихся с методикой работы над проектами, помогает разбиться на группы по 4-7 человек, выбрать в группах координатора, раздает им темы проектов.
43 Сентябрь. Координатор в своей группе обсуждает: кто займется разработкой, оформлением и компьютерным дизайном проекта. Знакомит учащихся с названием целями и задачами проекта. Рефератор собирает как можно больше информации по теме проекта, набирает материал на компьютере и на дискете сдает его на проверку учителю. Учитель консультирует рефератора, высказывает пожелания.
44 Октябрь. Координатор осуществляет контроль за ходом работы над проектом. Рефератор редактирует материал, окончательную версию в виде распечатки и на дискете сдает учителю. Учитель оценивает работу рефератора, передает материал координатору для дальнейшей работы.
45 Начало ноября. Координатор собирает заседание группы. Рефератор знакомит группу с собранным материалом. Материал передается группе оформителей.
46 Ноябрь. Координатор осуществляет контроль за ходом работы над проектом. Оформитель 1 ищет нужные иллюстрации в Интернете, печатных изданиях (сканирует их). Оформитель 2 рисует те иллюстрации, которые не смогли найти в источниках, сканирует их. Иллюстрационный материал на диске сдается учителю на проверку. Учитель консультирует оформителей, высказывает пожелания.
47 Декабрь. Координатор осуществляет контроль за ходом работы над проектом. Оформители редактируют материал, окончательную версию в виде распечатки и на диске сдают учителю. Учитель оценивает работу оформителей, передает материал координатору для дальнейшей работы.
48 Начало января. Координатор собирает заседание группы. Оформители знакомят группу с собранным материалом. Материал передается группе компьютерных дизайнеров.
49 Январь – февраль. Координатор осуществляет контроль за ходом работы над проектом. Дизайнер 1 разрабатывает концепцию пособия, дизайнер 2 изготавливает пособие. Пробный вариант сдается на диске на проверку учителю. Учитель консультирует дизайнеров, высказывает пожелания.
50 Март. Координатор осуществляет контроль за ходом работы над проектом. Дизайнеры редактируют материал и окончательную версию сдают учителю. Учитель оценивает работу дизайнеров, передает материал координатору для дальнейшей работы.
51 Начало апреля. Координатор собирает итоговое заседание группы, готовится к защите проекта. Учитель консультирует координатора перед защитой.
52 Апрель. Координатор на школьной конференции проводит презентацию и защиту проекта. Члены творческой группы выступают оппонентами других проектов. Учитель оценивает работу координатора и группы в целом. Объявляет лучший проект, поощряет участников.
53 Основные эргономические требования в сочетании с педагогическими правилами, которых разумно придерживаться в процедурах составления и использования учебных компьютерных слайдов
54 Процессы настройки сенсорной системы человека (особенно зрения) более инертны в сравнении с информационной реакцией мозга. Поэтому вредны (и утомляют) частые изменения условий восприятия отдельных слайдов: их яркости, контраста, цветовой гаммы; громкости звука и особенно быстрая смена кадров. Именно здесь обращаем внимание на частую ошибку при работе с презентацией: неразумно задавать автоматическую смену учебных слайдов, лучше - по щелчку мыши в нужный, эмпирически определяемый учителем момент.
55 Техничное исполнение экранно- звукового ряда учебных слайдов должно соответствовать временным, информационным, пространственным пределам восприятия. В случае представления информации с большого экрана:
56 минимальный угол зрения α на объект с ученического места должен быть не менее 10°, что определяет размеры учебного помещения: расстояние от последнего ряда до экрана L 6-кратной ширины экрана; поле зрения чёткого видения всех деталей по вертикали составляет αверт ~ 14°, по горизонтали αгор ~ 40°, при больших размерах изображения в работу включается боковое зрение, не различающее детали, зато ответственное за «эффект присутствия», значит, для детального изучения объектов необходимо их крупное изображение (большой экран);
57 освещённость рабочего места учащегося должна быть не менее лк, но окно около экрана рекомендуется затенять для усиления яркости изображения на экране; графика выполняется контрастно, чётко выделяются контуры и основные детали объектов (рекомендуются разные типы и толщина сплошных и штриховых линий); скорость и количество предъявляемой информации регулируют, исходя из объёма оперативного сознания: усваиваются около 160 бит в течение примерно 10 с (от 16 до 30 ит/с), поэтому рекомендуется фрагментарная подача материала по смысловым частям;
58 продолжительность демонстрации аудиовизуальной информации с учётом инертности сенсорных систем и памяти составляет: для статичного кадра - не менее 1,5-2 мин; для звукозаписи - не более 7-10 мин; для видеовставки мин; для компьютерной программы в целом на урок мин в 2-3 приёма; количество объектов в кадре: статических - до 5, динамических - не более 2 (например, не более двух шкал измерительных приборов);
59 в сложных объектах и схемах необходимо для осмысленного целостного восприятия упрощать их структуру по правилу инженерной психологии: максимально (7 ± 2) элемента, расположенных в 3-4 уровня; восприятие плоскостного изображения кадра нарушает нормальный синтез ощущений, и зрительная система затрудняется в оценке размеров изображённых предметов; поэтому в кадре необходимо сопоставлять новые объекты с уже известными учащимся;
60 учительский комментарий предпочтительнее дикторского и тем более титров; при разных задачах усвоения (частное/общее) построение экранного материала тоже должно быть разным: либо внимание деталям, либо подчёркивание только существенного; в связи с тем, что наша память «подравнивает» сходные формы к общему стандарту, нужно разными изобразительными средствами выделять нестандартную/неожиданную для обучаемого информацию, особенно - негативную, что часто не соблюдается при организации содержания;
61 линейное (покадровое) изложение материала в презентации требует «недосказанности» предыдущего для связи с последующим, что предполагает открытую форму пособия, т.е. «без начала и конца»: такой материал легче включать в разные учебные ситуации; общая значимость воспринятого содержания зависит от потребностей учащихся и мотивации учения, потому важно создавать специальную установку на восприятие и степень усвоения материала (выделить, сравнить, объяснить, запомнить, высказать своё мнение и т.п.);
62 -не всякий учебный материал «экраногеничен» (например, электромагнитная волна, элементарная частица, поток энергии и пр.), поэтому условность аудиовизуальных моделей - образов реальности - учителю необходимо специально разъяснять. Учёт перечисленных правил обеспечит комфортность восприятия содержания и создаст условия для активной познавательной деятельности.
63 Работа над информационными проектами позволяет сформировать следующие ключевые и общеобразовательные компетентности:
64 Осуществление поиска и оформления нужной информации а) умение пользоваться ресурсами библиотеки, б) умение пользоваться поисковыми системами Internet, в) умение соблюдать авторские права, делать ссылки, оформлять библиографию, г) умение оформлять реферат, д) умение классифицировать и оформлять иллюстративный материал
65 Умение представлять результат своей работы а) умение работать в Microsoft PowerPoint, б) знать правила оформления презентации, в) умение пользоваться сканером и принтером, г) умение подготовить устное выступление, укладываясь в отведенный регламент, д) умение выступать публично и отвечать на вопросы
66 Умение работать в коллективе а) умение координировать свою работу с членами группы, б) умение планировать свою деятельность и время в рамках коллективной работы, в) умение коллективно обсуждать полученный результат, выделяя «плюсы» и «минусы» как коллективной, так и индивидуальной работы
67 Исследовательские проекты Одной из наиболее эффективных и в настоящее время широко распространенных форм удовлетворения и развития исследовательской активности учащихся является выполнение школьниками самостоятельных исследований, которые могут быть представлены ими на специальных ученических конференциях разного уровня.
68 Исследовательские проекты, в основном, должны быть персональные, а сроки их выполнения не жесткими. Результат, в идеале, должен содержать открытие. Поэтому такие проекты под силу только одаренным детям.
69 Защита проекта на Всероссийской конференции школьников «Юность. Наука. Культура» г. Обнинск
70 В данном случае, помимо выше указанных компетентностей, формируется еще умение проводить исследование а) знать этапы исследования: определять цель, задачи, предмет и объект исследования, актуальность и т.д., б) умение планировать исследование и время, в) умение проводить эксперимент и фиксировать его результаты, г) умение правильно интерпретировать полученный результат, д) умение подготовить статью, тезисы о проведенном исследовании и полученных результатах.
71 Опыт показывает, что умение проводить исследование, сформированное в школьные годы, а также развитый интерес к подобной деятельности, определяет дальнейший жизненный путь в сферу науки.
72 1-й городской фестиваль детских мультимедийных проектов «В мире астрономии и физики космоса» апреля 2008 года Приняли участие 17 образовательных учреждений г. Калуги
73 Общие положения: Городской фестиваль детских мультимедийных проектов проводится с целью приобщения учащихся к изготовлению мультимедийных пособий к урокам, формированию у учащихся ключевых и общеобразовательных компетенций. Основные задачи фестиваля: - обобщения и распространения опыта организации работы по изготовлению мультимедийных пособий к урокам учащимися; - создание единого информационного пространства для координации работы в этой области; - увеличение компьютерной грамотности учителей и учащихся, стимулирование их творческой активности; - создание городского фонда мультимедийных проектов для уроков физики и астрономии.
74 Учитель, в итоге, получил готовый продукт проекта, который он сможет использовать в дальнейшей работе.
75 Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
76 «Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества». (Коджаспирова Г.М.)
77 Координаты для общения Спиридонова Татьяна Алексеевна Дом.телефон: Электронная почта:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.