Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемInelymy
1 Презентация курса «Психология восприятия» Часть 1. Психофизиология восприятия С.Л. Белых Канд. психол. наук, доц. каф. общей психологии Психология восприятия
2 Непосредственное отражение Ощущение процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Восприятие процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира как совокупности предметов и событий.
3 Свойства ощущений
4 Сенсибилизация – это повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя. (А.В. Петровский) Сенсибилизация – это повышение чувствительности анализатора под влиянием внутреннего фактора (опыт, знание, психоэмоциональное состояние, реакция на стимулы другой модальности). (из «Атласа по психологии» М.В. Гамезо, И.А. Домашенко)
5 Синестезия – это явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель (стимул – луч свет, звуковая волна и др.), действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущения, специфичные для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. («Психологический словарь» под ред. А.В. Петровского)
6 Адаптация – это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Пример: привыкание зрения к другому освещению включает изменение зрачка (расширение или сужение), изменение чувствительности нервных клеток и активации анализатора.
7 Модальность рецептора определяется качественным своеобразием информации, в ответ на которую он возбуждается. Интенсивность раздражителя определяется амплитудой колебания (свет, звук) или степенью непосредственного воздействия (сила нажатия, расстояние, размер, угол отклонения и т.д.).
8 Модальность информации 1.Свет 2.Цвет 3.Звук 4.Химический состав вещества 5.Температура 6.Давление 7.Боль 8.Направление силы тяжести 9.Усилие (напряжение, сокращение), необходимое для выполнения движения.
9 Свет и цвет Основные храктеристики: Частота и длина волны Амплитуда
10 Анализаторы (схема из «Атласа по психологии»)
11 Вертикальный зрачок – возможность лучше регулировать интенсивность светового потока
12 Феномен фигуры и фона
14 Возникновение ощущений
15 Слуховой лабиринт
16 Кортиев орган во внутреннем ухе А – поперечный разрез улитки с волосковыми клетками; Б – строение кортиева органа; В – действие вибрационного давления на рецепторные клетки. Стрелки – направление давления в эндолимфе, заполняющей внутреннее ухо. (По Бекеши)
17 Нейроны слухового пути (упрощенная схема) Волокна, представленные более толстыми линиями, проводят импульсы от обоих ушей. Число волокон возрастает по направлению к коре.
18 Вестибулярный аппарат Вверху – волосковые клетки, погруженные в студенистую массу. Внизу – полукружные каналы с ампулами, содержащими рецепторные клетки. Лабиринт лежит рядом с улиткой слуховой рецепторной системы, но эти два образования не связаны друг с другом.
19 Глазное яблоко
20 Глазное яблоко и мышцы, контролирующие его положение. Роговица и хрусталик фокусируют световые лучи на заднюю стенку глаза. Хрусталик регулирует фокусировку близких и удаленных объектов – его выпуклость соответственно увеличивается и уменьшается
21 Зрительное восприятие
22 Проекция объекта на сетчатку глаза
23 Поперечный разрез сетчатки приблизительно посередине между центральной ямкой и дальней периферией, где палочек больше, чем колбочек Полной высоте рисунка в натуре соответствует примерно четверть миллиметра
25 Зрительные пути в мозгу человека, от глаз до первичной зрительной коры
26 Эксперимент Уотерриджа: Перерезан правый зрительный тракт
27 Эксперимент Берлукки и Риццолатти: Перерезана хиазма
28 Поле зрения с указанием фовеального, парафовеального, близкого к периферийному и периферийного зрения. (Здесь углы измеряют поле зрения от одной стороны до другой.) Источник. Solso, 1994
29 Диапазоны восприятия Абсолютные пороги чувствительности: – Нижний порог чувствительности соответствует минимальной интенсивности стимула, при которой возникает образ ощущения. – Верхний порог чувствительности характеризуется максимальной величиной стимула, при которой образ ощущения еще адекватен. Относительный порог чувствительности характеризуется минимальной разницей в интенсивности стимула, которую способен уловить человек
30 Диапазон и пороги восприятия Стимулы Диапазон восприятия Субсенсорная зона Абсолютные пороги восприятия Стимул 1 Стимул 2 Относительный (дифференциальный) порог восприятия
31 Пороги различения двух точек Высота столбиков – наименьшее расстояние между двумя стимулируемыми точками, при котором два стимула еще воспринимаются раздельно.
32 Закон Вебера-Фехнера Сила ощущения пропорцио- нальна логарифму раздражения
33 Пример с громкостью звука
34 Субсенсорная зона Между физиологическим порогом и порогом восприятия (изменчивым) существует такая зона, в которой стимулы принимаются рецепторами, но не опознаются. Что с ними происходит?
35 Саккадические движения
36 Движения глаз, зарегистрированн ые во время рассматривания геометрических фигур А – фигуры; Б – движения глаз испытуемого, получившего инструкцию рассматривать фигуры поочередно; В и Г – испытуемый смотрел на фигуры, не получив какой-либо специальной инструкции.
37 Эффект on-off
38 Свойства саккад ограничивают любой "квант" (цикл) процессов регуляции, даже если последний не использует зрительную информацию существуют при закрытых глазах и у слепых обладают свойством автоматии --генерируются в определенном ритме (в основном через с) при усложнении деятельности происходит увеличение интервалов между саккадами (диапазон от 0.03 до 30 и более секунд)
39 Испытуемый рассматривает картину, и в это время у него регистрируется положение глаз и, следовательно, направление взгляда.
40 Траектория 1 получена, когда испытуемый рассматривал картину произвольно. Последующие траектории получены после того, как испытуемого просили оценить экономическую состоятельность изображенных людей (траектория 2); их возраст (3); предположить, что они делали, перед тем как пришел «посетитель» (4); запомнить их одежду (5); запомнить положение людей и объектов в комнате (6) и оценить, как долго «посетитель» не видел эту «семью» (7). Источник: Yarbus, 1967
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.