Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.nlr.ru
1 Профессиональные библиотечные коммуникации: новые практики и старые проблемы С.Г.Матлина, ответственный редактор журнала «Библиотечное дело»
2 (Ф.Дзядко. Скажи отчаянию аподидраско Новая газета ) «Культура- это возможность налаживания связей между поколениями и социальными группами, провинциями и столицами, человеком и человеком…»
3 Библиотечное пространство- ключевое понятие в современной библиотекеКультурно-информационноепространство региона, страны, мира. Библиотечное Библиотечное пространство пространство Концептуальный анализ организации библиотечного пространства- способ переосмыслить важнейшие направления и аспекты профессиональной деятельности. Идентичность методов коммуникации в обеих частях пространства
4 Значимость проблемы Кризисное положение публичной библиотеки(ПБ) в современном обществе. Падение её статуса в культурно-информационном пространстве страны, региона. Отсутствие четкого представления о себе самой и своей роли социально-культурного института, путях дальнейшего развития. Замена стратегии на импровизацию(часто талантливую).
5 Недостаточный уровень коммуницированности профессионального сообщества, слабость его внутренних и внешних связей Новые смыслы понятия «профессиональные коммуникации» в условиях расширения сферы социального партнёрства, вовлечения в работу широких кругов.) пользователей(волонтерство, формат 2.0.)
6 Формирование единого профессионального библиотечного пространства Многолетние традиции вертикальных связей в едином профессиональном библиотечном пространстве. Их основа- «система методического руководства». Её жесткая иерархическая структура. Объективный характер существования вертикали в предельно иерархизированном обществе(положение П.Бурдье). Смена вертикали на горизонталь. Плоский (сетевой)характер межбиблиотечных связей с акцентом на на межличностные контакты.
7 Плюсы горизонтальных межбиблиотечных связей - Широкие возможности для проявления творческой инициативы «снизу».Опыт проведения межрегиональных конференций и семинаров, распространения новых форматов коммуникации. -Больший акцент на неформальные контакты, появление новых ярких лиц в профессиональном сообществе. - Создание общественных библиотечных структур: региональных и городских( в крупных городах): ассоциаций, сообществ как предпосылка самоуправления -Формирование межрегиональных сообществ именных библиотек (Содружество Павленковских, Ассоциации пушкинских, чеховских и др. библиотек)
8 Риски и опасности - - Децентрализация профессиональных коммуникаций в огромном пространстве приводит к сбоям управленческого характера, отсутствию целостности. Разрушается содержательно-смысловой и организационно-управленческий «каркас пространства»(Б.Б.Родоман) -Слабое участие в организации коммуникаций федеральных библиотек – недавних главных звеньев методического сопровождения;
9 - Развал научных школ- организаторов НИР в масштабах страны- одной из скреп профессионального пространства; - -Смена поколений библиотекарей. Межпоколенческие конфликты, связанные с переоценкой многих гуманитарных, в том числе, профессиональных ценностей. ) «Разбиблиотечивание»(А.В.Соколов)
10 . -Снижение качества подготовки библиотечных кадров и, как следствие, уровня их профессионального самосознания. Знание замещается информированностью, создающей иллюзию образованности. Её подпитывает фетишизация виртуальной составляющей информационно- культурного пространства, которую противопоставляют реальному сегменту.
11 Как результат, сведена к минимуму экспертная оценка профессиональной деятельности. Снижение качества в недалеком прошлом ведущего канала профессиональных коммуникаций- БИБЛИОТЕЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, включая периодические издания. Отсутствие свежих идей и духа дискуссий.
12 Виртуальные коммуникации в профессиональном библиотечном пространстве Принципиальные изменения характера, и соответственно, форматов коммуникаций в связи с освоением новых информационно-коммуникационных технологий: электронная почта, скайп, Интернет,служба ICQ, сайты, вебинары, блоги, социальные сети.
13 Достоинства виртуальных профессиональных коммуникаций -Возможность сочетать вербальные и визуальные средства коммуникации; -Мобильность; -Обеспечение новизны, относительной достоверности, полноты и регулярности передаваемой информации; ; - Большая, чем в традиционном общении, эмоциональность, развитие воображения, творческого, метафизического(М.Хайм) начала; -Создание предпосылок для овладения. искусством диалога. -Максимально возможный охват аудитории;
14 Социальные эффекты виртуальных коммуникаций, особенно блоггинга и социальных сетей. « Высказаться получили возможность все… Человек стал услышанным»(М.М.Жванецкий) -Отсутствие любых форм ограничений (цензуры), включая редакторскую (сравнить с публикациями в профессиональных СМИ) - Возможность широко популяризировать библиотеку и чтение, выступать ньюсмейкерами в культурно-информационном пространстве региона.
15 Трудности и риски виртуальных библиотечных коммуникаций -Слабая управляемость, непредсказуемость; очевидная потребность в УПОРЯДОЧЕНИИ. «Интернет делает человека прозрачным..»(М.М. Жванецкий). -Непрофессионализм в ОТБОРЕ контента на сайтах и в блогах. Слабая рефлексии. -Проблема информационного шума. -Неумение сформулировать задачу сообщения, отобрать информацию для поста, потенциально интересную участникам профессиональной группы в социальной сети. БЕЗОЦЕНОЧНОСТЬ: преобладание информации вместо мнений. -Невысокий уровень речевой культуры. Язык виртуальных СМИ «потребляет, но не вступает в диалог» (И.Засурский)
16 Плюсы демократичного, неиерархического общения в блогах и социальных сетях в известной мере обернулись ХАОСОМ « Мир больше не делится на тех, кто наделен правом речи, и тех, кто вынужден слушать… Не слушает никто. Иерархии, державшие, как цемент культуру, размываются на наших глазах». ( Давыдов Иван. Разрушители иерархий // Эксперт, 2 (785).16 января /. ) Отсутствие профессиональной экспертизы в виреальном библиотечном пространстве негативно сказывается на его качестве и социальном престиже ПБ.
17 Учиться культуре диалога Учиться «внятным техникам партнёрских коммуникаций»(И.М.Дзялошинский), психологически-комфортным и этически значимым моделям взаимоотношений, культуре научных дискуссий, толерантным формам межличностных контактов. Важнейшая профессиональная задача - переход от монологической к диалогической коммуникации: научиться СЛЫШАТЬ собеседника, ПОНИМАТЬ ЕГО и отвечать на его вопросы.
18 Необходимость постоянно взаимодействовать с представителями медиа-сообщества, психологами, социологами, лингвистами.. Понимание профессиональных коммуникаций как модели взаимоотношений библиотеки с реальными и потенциальными пользователями.
19 Всё эти компоненты входят в понятие персональная профессиональная и личностная, а также социальная ОТВЕТСТВЕННОСТЬ современного библиотекаря и библиотеки. Благодарю за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.