Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.lsl.ksu.ru
1 Проект ФЦПРО Аналитический обзор результатов фронтального мониторинга в учреждениях НПО и СПО 2011 – 2012 учебный год Мониторинг эффективности внедрения ФГОС НПО и СПО
2 Приняли участие ОУ всех субъектов федерации Приняли участие ОУ всех субъектов федерации Приняли участие ОУ всех форм организационно- правовой собственности и подчиненности Приняли участие ОУ всех форм организационно- правовой собственности и подчиненности Обоснованность данных и выводов Участвовало респондента Участвовало 1740 ОУ НПО и СПО
3 Очные интервью Заочное анкетирование Руководители ОУ Представители методических служб Преподаватели, мастера Формат и охват мониторинга
4 Группы критериев Организационно-правовые (нормативное регулирование перехода на новые стандарты) Методические (разработка ОПОП и методической документации) Ресурсные (подготовка человеческих ресурсов/сотрудников и преподавателей и материальное обеспечение реализации ОПОП) Этапы: Пилотный этап – 2011 год (проверка плана опроса, уточнение вопросов, их формулировки и расположения) Второй этап – 2012
5 2. Анализ фактической информации 1.Анализ соответствия полученной информации заданным вопросам 3.Обобщенный анализ полученных данных Этапы анализа анкет/интервью
6 Участники пилотного опроса Пилотный этап: наибольш ая групп а - представители руководства образовательных учреждений (директора и заместители директоров – 15% и 29%, соответственно); -- мастера производственного обучения - 3% Участники второго этапа: -- м астера производственного обучения - 23%, что свидетельствует как о росте их вовлеченности в процессы перехода на новые стандарты, так и о росте их подготовленности к реализации ФГОС. Количество ответивших из одного ОУ
7 Переход на ФГОС – общие данные - Переход на ФГОС 3-го поколения осуществлен - более 90% опрошенных. - Разработаны программы перехода ОУ на реализацию ФГОС третьего поколения – около 60% опрошенных
8 Мероприятия по переходу - О сновной акцент - организационно-методическое сопровождение перехода; - А даптационная работа по реализации ФГОС; - НО - вопросы повышения уровня практикоориентированности образовательного процесса пока не находятся в числе приоритетных; - проблемы вызывает финансовое обеспечение перехода на новые ФГОС в части обновления материально-технической базы.
9 Технологии подготовки к переходу в учебных заведениях в 2011/12гг. Тенденция - совершенствова ние организационно го и кадрово го обеспечени я перехода на ФГОС нового поколения. Формы: - конференции, форумы, круглые столы; педагогические чтения; творческие лаборатории по разработке ОПОП; формирование инициативных групп по разработке ОПОП; школы педагогического мастерства, наставничества и пр.; - тренинги, в т.ч. с участием работодателей, стажировки, мастер- классы; - взаимодействие с работодателями в процессе формирования требований к профессиональным компетенциям выпускников; - мониторинг готовности педагогов к переходу на новые ФГОС; - организация работы ресурсных центров по направлениям подготовки.
10 Нормативно-правовое и организационно- методическое сопровождение введения ФГОС - Ин вентаризация и обновлен ие нормативно-правово го и организационно-методическо го обеспечения : п илотный опрос - 49% положительный ответ ов, в торой этап - более 85% положительный ответ ов. - Потребность в дополнительном или новом НП обеспечении:
11 Потребность в нормативно-правовом регулировании - Первоочер е дные вопросы : взаимодействие с работодателями (67%) вопросы организации практического обучения (64 – 65%); формирование требований и организация итоговой аттестации (66%); нормирование труда преподавателей, учет нагрузки и оплата труда преподавателей при усилении роли самостоятельной работы студентов (68%)
12 Дополнительные вопросы: - вопросы оформления документации: зачетные книжки, журналы, документы об образования государственного образца; - организация обучения по очно-заочной и заочной форме; - возможность оценки освоенных компетенций и выдачи документов (сертификатов) по окончании отдельных профессиональных модулей; - внесение дополнений в должностные инструкции руководителей и педагогических работников в соответствии с расширением функционала; - положени е о стажировке преподавателей и мастеров производственного обучения на предприятиях / в организациях; - положени е об учебной и производственной практике с учетом внедрения ФГОС 3 поколения; - положение и программ ах развития ОУ; - подтверждение квалификации обучающимся по завершении производственной практики непосредственно на предприятии (законодательно эта процедура не закреплена); - процедура согласования ПМ.
13 О бщее снижение потребности в нормативном регулировании по всем направлениям по сравнению с пилотным опросом на 12%, т.е. работают механизмы саморегулирования и самоорганизации Тенденция: Конкретно, с низилась потребность в : - регулировани и процедур текущей оценки студентов при усилении роли самостоятельной работы в образовательном процессе (на 11%); - более четко м нормативно-правово м регулировани и модульной системы организации учебного процесса (на 12%)
14 Первоочередные вопросы : - организация итоговой аттестации студентов; - реализация модульно-компетентностной технологии Методическое обеспечение Дополнительные вопросы : - требования к написанию письменных экзаменационных работ; - формы реализации аттестации по завершению профессионального модуля; - организация промежуточной аттестации, реализация ОПОП по очно-заочной, заочной форме, организация учебного процесса на экстернате; - организаци я стажировок; - методика мониторинга развития карьеры выпускников; - методические основы нормирования труда педагогических работников.
15 Обеспечение качества и взаимодействие с работодателями Нормативное и организационно-правовое сопровождение введения ФГОС Участие работодателей в проектировании ОПОП в части формирования требований к профессиональным компетенциям Вопрос участия работодателей в проектировании ОПОП формировании вариативной части цикла ПМ в части требований к ПК - од ин из определяющих для обеспечения качества образования и его соответствия требованиям работодателей/экономики. Большинство ОУ имеют заключенные договора о сотрудничестве с организациями и предприятиями в сфере подготовки кадров – около 80% ОУ принявших участие в опросе.
16 Обеспечение качества и взаимодействие с работодателями Тенденция: Р оль взаимодействия между ОУ и работодателями возрастает. 30% участников опроса отметили все предложенные формы участия работодателей в формировании требований к профкомпетенциям, из них треть показали дополнительные варианты: разработка совместно с работодателями базисны х учебны х план ов, основных профессиональных образовательных программ по специальностям и профессиям; программ профессиональных модулей
17 Общественно-профессиональная аккредитация
18 Ресурсное обеспечение Пилотный опрос: 70% респондентов удовлетворен ы существующим материально-техническим обеспечением Второй этап: обеспеченность процесса освоения компетенций показали две третьих респондентов (66,1%). Недостаточный уровень обеспеченности отметили 26,6% участников опроса. А нализ ответов по ОУ показал, что мнение анкетируемых может расходиться в рамках одного учебного заведения – респонденты из четверти участвовавших вопросе ОУ дали разные ответы на поставленный вопрос. Анализ обеспеченности МТБ (в долях от количества ОУ, принявших участие в опросе)
19 Ресурсное обеспечение Укрепление материально-технической базы, поставка современного оборудования, учебных тренажеров, вычислительной техники, осуществлялись преимущественно за счет собственных средств учебных заведений, либо в рамках целевых программ и на грантовой основе. В структуре опрошенных, 30% ОУ планируют выделение собственных средств на обновление МТБ и лишь 13% ОУ - привлечение работодателей к обновлению МТБ и приобретению средств технического оснащения образовательного процесса.
20 Повышение квалификации Пилотный опрос: 88% респондентов отметили, что ПК прошли прежде всего, руководители образовательных учреждений Второй этап: обучение в рамках ПК прошли 72% преподавателей и 51% мастеров производственного обучения при высоком уровне задействованных руководителей ОУ (73%) и методистов (59%) Провайдеры образовательных программ ПК
21 Повышение квалификации Тенденции: И зменение приоритетов : На пилотном этапе опроса программы, ориентированные на освоение активных методов обучения, были в большей степени востребованы в рамках внутренней системы обучения. В опросы изучения нормативно-правового обеспечения перехода на ФГОС перешли со второго на третье место по востребованности Тематика обучения
22 Сложности при внедрении ФГОС 3-го поколения Н едостаточность необходимой методической литературы и методической поддержки, а также отсутствие четких и понятных разъяснений по разработке ОПОП на основе ФГОС - 36% :
23 Предложения по совершенствованию ресурсного и методического обеспечения: Нужны: - М етодически е рекомендаци и по организационным вопросам; - К орректировка структуры и состава часов по ряду профессий и специальностей; - М етодически е рекомендаци и по оценке компетенций; - Е дин ая систем а разработки учебно-методических материалов в соответствии с требованиями новых ФГОС; - С тратегии обеспечени я ОУ специальной учебной литературой, - М етодическ ие рекомендации по подготовке к занятиям в соответствии с требованиями компетентностного подхода; - Четкие требовани я к качеству и результативности деятельности педагогических работников; - Укрепление материально-технической базы, - Организация обучения на предприятиях по профессиональным компетенциям; - Рекомендации для работодателей по их участию в разработке ОПОП.
24 Технологии внутреннего мониторинга Тенденции: Для анализа и отслеживания текущего состояния работы по реализации новых ФГОС в ОУ формируется система внутреннего мониторинга. Возросла значимость обратной связи от преподавателей/мастеров производственного обучения и студентов с целью оценки эффективности введения новых ОПОП (на 24% по сравнению с пилотным обследованием)
25 Фактическая ситуация с реализацией ФГОС: проблемы и риски внедрения ФГОС в ОУ НПО и СПО + контроль реализации ФГОС СПО/НПО со стороны методических служб и администрации образовательных учреждений ведется программы/планы мероприятий по переходу на новые ФГОС в большинстве ОУ разработаны - большинство выявленных проблем касается институциональных и нормативных механизмов и процедур, обеспечивающих эффективное функционировани е и реализации ФГОС 3-го поколения. Общие выводы по первой группе критериев
26 Фактическая ситуация с реализацией ФГОС: проблемы и риски внедрения ФГОС в ОУ НПО и СПО Результаты по второй группе критериев (методическое обеспечение) + Высокий уровень активности и обратной связи от респондентов. Проведена большая работа по формированию учебно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями новых стандартов. - Недостаточность методической базы федерального уровня, что создает дополнительный риск разрушения единого образовательного пространства в стране..
27 Фактическая ситуация с реализацией ФГОС: проблемы и риски внедрения ФГОС в ОУ НПО и СПО Результаты по т рет ьей групп е критериев (ресурсное обеспечение) + Педагогические работники в целом информированы о ходе и результатах внедрения ФГОС, активно идет процесс разработки методических материалов по вопросам внедрения ОПОП, проводится обучение. - Несмотря на общий рост доли прошедших обучение мастеров производственного обучения в ОУ, они составляют значительно меньшую долю в общем числе повысивших свою квалификацию (51%) по сравнению с преподавателями и методистами (72% и 59% соответственно). Недостаточный уровень ресурсной обеспеченности (27% учебных заведений ответили положительно)
28 Общие итоги Инновации, сформировавшиеся в ходе внедрения ФГОС : - развитие института тьюторства; - развитие центров оценки квалификации и сертификации; экспертно-методических советов Сложности при внедрении ФГОС - 64% опрошенных ставят на первое место проблему отсутствия необходимой методической литературы; - отсутствие комплексного подхода при внедрении, как на уровне ОУ, так и на уровне органов управлени я образованием, региональных методических служб, методических объединений и пр. – около 40% опрошенных;
29 Выводы Отсутствие или недостаточность учебников, методических рекомендаций, современного технического оснащения учебного процесса не способствуют активизации профессиональной деятельности педагогического сообщества Это может привести к риску информационно-технологического срыва процесса обучения и подготовки выпускников в соответствии с требованиями рынка труда и работодателей Риск Фактическая ситуация с реализацией ФГОС: проблемы и риски внедрения ФГОС в ОУ НПО и СПО Проблема
30 Выводы Низкий уровень методической обеспеченности реализации ФГОС на федеральном уровне и системно не регламентированная разработка учебных программ, методического и дидактического обеспечения каждым ОУ Риск разрушения единого образовательного пространства в стране и ограничения профессиональной мобильности выпускников Р иску «обвала» всего процесса профессионального обучения Риск разрушения единого образовательного пространства в стране и ограничения профессиональной мобильности выпускников Р иску «обвала» всего процесса профессионального обучения Риск Фактическая ситуация с реализацией ФГОС: проблемы и риски внедрения ФГОС в ОУ НПО и СПО Проблема
31 Выводы Инерционность системы образования Сохраняется общесистемный риск несоответствия подготовки кадров требованиям рынка труда Риск Фактическая ситуация с реализацией ФГОС: проблемы и риски внедрения ФГОС в ОУ НПО и СПО Проблема
32 Выводы Профессиональн ые компетенци и работников ОУ, которые реализуют ПК, часто не адекватна для выполнения возложенной на них миссии. В ситуации отсутстви я единой информационной базы учебных программ наблюдается «оттягивание» работы педагогов на разработку самих программ в ущерб разработк и ими методического сопровождения учебной программы. Наблюдается низкая мотивация преподавателя. Это может вызвать риск «необязательности» исполнения требований ФГОС и получения достоверной информации о результатах их реализации. Риск Фактическая ситуация с реализацией ФГОС: проблемы и риски внедрения ФГОС в ОУ НПО и СПО Проблема
33 Выводы Проблема с экспертизой результативности и качества образовательного процесса – кто эксперты, как их отбирают, каковы критерии отбора, идет ли выборка профилю специальности или профессии? Отсутствие системного многоступенчатого мониторинга и обратной связи с работодателями приводит к риску возникновения недостоверности полученной информации о потребностях в компетенциях и квалификациях. Это прямой вызов рынку труда: риск выпуска обучающихся, не отвечающих требованиям работодателей возрастает. Риск Фактическая ситуация с реализацией ФГОС: проблемы и риски внедрения ФГОС в ОУ НПО и СПО Проблема
34 Выводы Не решенные вопросы о рганизаци и стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения – что будет являться предметом стажировки: повышение квалификации педагога, овладение содержанием конкретного профессионального модуля, у кого конкретно педагог или мастер производственного обучения будет проходить стажировку? Какова легитимность данной формы с точки зрения ее признания для последующей аттестации педсостава - какой документ получит работник по завершении стажировки? Риски низкой эффективности стажировок Риск Фактическая ситуация с реализацией ФГОС: проблемы и риски внедрения ФГОС в ОУ НПО и СПО Проблема
35 Выводы Отсутствие разработанной системы целевых приоритетов в подготовке кадров Р иск снижения качества образования Риск Фактическая ситуация с реализацией ФГОС: проблемы и риски внедрения ФГОС в ОУ НПО и СПО Проблема
36 ФГОС требуют коренного изменения подходов к обеспечению образовательного процесса: внедрения новых педагогических технологий, создания в ОУ обучающей среды с соответствующей материально-технической и дидактической базой, которые позволили бы формировать специалистов, готовых к практической профессиональной деятельности, создания для каждого студента индивидуальной образовательной траектории, введения должностей педагогов-консультантов (тьюторов) и пр. Заключение
37 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.