Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемhse.ru
1 Социально-психологические и лингвистические детерминанты этнических установок учащихся Санкт-Петербурга* Акифьева Раиса, факультет социологии, СПбФ ГУ-ВШЭ, * Исследование выполнено при поддержке Научного Фонда ГУ-ВШЭ, проект
2 Социальная категоризация Процесс категоризации – отнесение каждого нового объекта, который мы воспринимаем, к определенной категории, т.е. к некоторому классу подобных, известных объектов. Категоризация – социальное восприятие индивида преимущественно как представителя определенной социальной группы (реальной или вымышленной). Позволяет экономить когнитивные ресурсы, помогает организовать знания о людях из своей группы (ингруппы) и других социальных групп (аутгрупп).
3 Стереотипизация Социальная категоризация лежит в основе процесса стереотипизации. Категоризация группы людей на основе их общего признака предполагает, что они также обладают рядом других особенностей. В процессе социальной категоризации мы оставляем без внимания информацию об индивидуальных особенностях воспринимаемого человека и возмещаем ее посредством стереотипов - представлений об индивидах, основанных на их групповой принадлежности.
4 Базовые категории Возраст, пол и «раса»/этническая принадлежность рассматриваются когнитивными психологами в качестве базовых социальных категорий (primary social categories, Fiske, 1998). Категоризация на основе базовых категорий осуществляется автоматически, спонтанно, нерефлексивно.
5 «Сложные категории» В процессе категоризации мы можем отнести человека сразу к нескольким категориям. Пр.: старый мужчина. Основные вопросы: Почему мы относим человека к одной категории, а не к другой? Какие категории оказывают наибольшее влияние на наше восприятие человека? Как мы определяем признаки сложных категорий?
6 a) Эффект перекрестной категоризации (crossed categorizations). Когда человек классифицируется несколькими способами, предрассудки уменьшаются. Отнесение к одной категории оказывает большее влияние, чем отнесение к другой. Пр.: Категория пола оказывала большее влияние, чем этническая принадлежность (Brewer, 1987).
7 б) Взаимосвязь категорий и признаков. Несколько типов признаков (Schneider, 2004): Опознавательные признаки (Identifying features) – признаки, которые указывают на категорию, к которой относится человека. Диагностика членства (membership diagnostiсity): вероятность, с которой наличие признака предсказывает категорию. Пр.: внешний вид (морщины, седые волосы) – старый человек, лает – собака Приписываемые признаки (ascribed features) –– признаки, которые ассоциируются с категорией, но не являются ее важной составляющей (свойство). Диагностика признака (feature diagnostiсity): вероятность, с которой категория предсказывает признак.
8 Акцент как признак и категория (1) В ряде исследований акцент рассматривается в качестве этнического маркера, т.е. опознавательного признака, указывающего на принадлежность воспринимаемого человека к этнической группе. Язык/акцент, наряду с «расой»/этнической принадлежностью, полом и возрастом – базовая социальная категория (Kinzler, Shutts, Correll, 2010).
9 "Теория престижности акцента" (accent prestige theory, Giles, 1970) - говорящие с так называемым стандартным, «правильным» произношением оценивается выше по шкалам статуса (образование, социальный класс, успех) и солидарности (доброжелательность, дружелюбие), чем говорящие с нестандартным, региональным или иностранным акцентом. Foon (2001) изменил условия исследования: говорящие со стандартным произношением были оценены выше по шкалам статуса и ниже по шкалам солидарности. Акцент – рассматривается в качестве признака, указывающего на социальный статус группы. Произношение тесно связано с социальным классом: испытуемые производили оценочные заключения о говорящих, основываясь в первую очередь на социальном классе говорящих, на который указывал их акцент и, возможно, во вторых, на «расе» и этнической принадлежности говорящих (Fuertes, Potere, Ramirez, 2002). Акцент как признак и категория (2)
10 Исследовательские вопросы Является ли акцент базовой социальной категорией наряду с этнической принадлежностью? Будет ли наблюдаться эффект перекрестной категоризации (категоризация по речевым особенностям и этническим признакам)? Является ли акцент опознавательным признаком, т.е. признаком, на основе которого осуществляется процесс отнесение воспринимаемого человека к определенной этнической группе или приписываемым признаком, т.е. этническая принадлежность воспринимаемого человека, позволяет предположить наличие у него акцента?
11 Дизайн исследования 2 этапа исследования: 1 этап: эксперимент Объект исследования: 2 группы (458 человек) 2 этап: эксперимент «парных масок» (Matched- Guise test) Объект исследования: 1 группа (461 человек) Методы: - шкала семантического дифференциала - модифицированная шкала социальной дистанции
12 Результаты Статистический анализ, проведенный с помощью U- критерия Манна-Уитни, свидетельствует о существенных различиях между ответами, данными двумя группами испытуемых (p < 0,01).
13 Выводы Акцент может выступать в качестве приписываемого признака (этническая принадлежность воспринимаемого человека, позволяет предположить наличие у него акцента), но не является опознавательным признаком, на основе которого осуществляется процесс отнесение воспринимаемого человека к определенной этнической группе. Категоризация человека, говорящего с акцентом и воспринимаемого как представителя определенной этнической группы, осуществляется на основе и акцента и этнической принадлежности - наблюдается эффект перекрестной категоризации. Пересечение категорий этнической принадлежности и акцента усиливает негативное отношение к воспринимаемому объекту.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.