Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемhumanitatis.elbiko.lv
2 « Оценивание как результат и результаты оценивания » Анатолий Каспржак, Рига, 2011
3 2 Вчера сначала мы задали вопрос : Почему наши отличники так часто бывают не столь успешны в жизни ? Почему из двух, примерно одинаково знающих иностранный язык граждан, один договаривается с иностранцем, а второй нет ? Правомерно ли нищему российскому ( латышскому ) интеллектуалу смеяться над неосведомленностью, серостью преуспевающего американца ?
4 Под компетентностью будем понимать способность результативно действовать в нестандартных ситуациях ( рабочее определение ) « Нестандартными » давайте считать те учебные ситуации, которые не могут быть решены только за счет формальной выученности, наученности 3 Ресурс личности, позволяющий разрешить проблему (персональная компетентность студента) Знания и Умения – Интеллектуальные; Предметные; Общие. Способности Модернизированная схема Г. Цукерман 3
5 4 Перечислим, кратко, те дефициты, которые обнаружились у российских школьников в исследовании PISA ( ) У наших школьников : Не сформированы различные типы чтения ( работа с информацией, представленной в неявном виде, форме таблиц, реконструкция разных точек зрения и т. д. Они работают с « приготовленными » текстами ); Отсутствует учебная самостоятельность, присутствует установка на стереотип ( например : не могут самостоятельно установить требуемый уровень точности ответа, на используется личный опыт, тест как проблема ); Нет потребность решить проблему, но не задачу ( предметы – сигналы ; подсчитать – применить формулу, объяснить что - то кому - то ).
6 5 Одним словом, результативность современной постсоветской школы моно представить примерно так : З У НЗ У Н Российская школа « выдает » ученика информированного, но мало что умеющего, « избегающего неопределенностей », наполняющих реальную жизнь ….
7 6 В то время, как результат пребывания в школе национального нарицательного образа : Выражается несколько другой « формулой » - З У Н
8 7 « Обучение » и « образование »: современный взгляд ( по книге Ивана Иллича « Освобождение от школ ») Обучение – инструмент, дающий человеку возможность накопить « фонд знаний », подобно тому, как бизнес позволяет ему аккумулировать капитальные фонды …. Образование – процесс свободного определения каждым учащимся своего собственного места в жизни и обучении, то есть того места, которое знание должно занять в его жизни …. ИТАК: В современной школе, должна быть ярко выражена образовательная «доминанта»
9 Обучение ( учение ) через реконструкцию опыта Джон Дьюи Ощущение затруднения Осознание проблемы Критическое осмысление проблемы Проверка гипотезы ( действие ) Выдвижение гипотезы 8
10 Обучение через опыт ( цикл Колба ) Дэвид Колб 1. Непосредственный опыт 2. Наблюдение и рефлексия 3. Формирование абстрактных моделей и концепций 4. Экспериментирование 9
11 ЧЕМУ МЕНЯ НАУЧИЛА ШКОЛА ? Состав когорты ( учатся у нас два года ) выглядит так. Средний возраст – 36,5 лет ; 87% - женщины, 13% - мужчины ; 60% - замужем или женаты, на одного человека приходиться 0,8 ребенка. Это – школьные учителя, желающие стать управленцами – 23%; школьные администраторы – 37%; специалисты региональных и муниципальных управлений образования – 23%; работники системы высшего образования – 17%. Средний стаж педагогической работы составляет 11,8 года. 10
12 11 « Школа как средство образования была для меня просто пустым местом » Чарльз Дарвин.
13 12 «В нашем мире есть только два заведения, где главным фактором является срок, а не проделанная работа, - это школа и тюрьма. В других местах важна работа, а не то, сколько на нее ушло времени» Уильям Глассер, слова учителя.
14 13 « Из всего, что предназначается на земле для людей невинных, самое ужасное – это школа ». Бернард Шоу.
15 14 «Я думаю, что детей лучше топить, чем заключать в современные школы» Мария Кюри.
16 15 « И, несмотря на все наши усилия, дети все - таки чему - то учатся ». В. В. Давыдов.
17 Так что же является подлинным результатом школьного образования? Как связаны эти результаты с формальным и скрытым учебным планом? И, что, на мой взгляд, главное: «Что собственно сегодня является предметом оценивания и как этот способ влияет на результаты и эффекты работы школы как института?». Именно об этом я попробую рассуждать сегодня. 16
18 О ТОМ, КАК ИЗМЕРИТЕЛЬ ОПРЕДЕЛИЛ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ДОМИНИРУЮЩИЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И, В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ – ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Часть вторая 17 Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный. М. Монтень
19 Традиционная школа, будучи не способна оценить образовательный эффект, который и является подлинным результатом образования, ориентируется на то, что умеет измерять, то есть – результаты формального научения. 18
20 19 КТО, КАК и ЧТО оценивает сегодня в школе ? 1. Учитель методом экспертной оценки оценивает разрозненные ( не систематизированн ые ) учебные достижения школьников. 2. Отчуждаемые продукты ( формально и не формально ) 19
21 20 Профессиональная компетентность баскетболиста в « различных логиках » Хороший баскетболист в логике компетентностного подхода ( молодой человек ) – 1. Получает очки путем попадания мячом в кольцо. 2. Умеет выбрать нужный прием для достижения желаемого результата. 3. Вписывается в стандарт профессиональной игры. 4. Работает над совершенствованием профессиональных навыков. Хороший баскетболист в « знаниевой » логике ( студент )– 1. Знает как надо добывать очки путем бросания мячом в кольцо. 2. Понимает, когда и как надо бросить мяч. 3. Знает и понимает стандарт профессиональной игры ; 4. Изучил и попробовал на себе способы совершенствования профессиональных навыков
22 КТО КРАШЕ ? ИЛИ – ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ МАТЕМАТИКА УМ В ПОРЯДОК ПРИВОДИТ …. КТО КРАШЕ ? ИЛИ – ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ МАТЕМАТИКА УМ В ПОРЯДОК ПРИВОДИТ …. Сравнение ( пример ) 1 21
23 КТО КРАШЕ ? ИЛИ – ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ МАТЕМАТИКА УМ В ПОРЯДОК ПРИВОДИТ …. КТО КРАШЕ ? ИЛИ – ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ МАТЕМАТИКА УМ В ПОРЯДОК ПРИВОДИТ …. Сравнение ( пример ) 2 22
24 Акцентировав оценочную деятельность на знаниях и умениях, мы понуждаем человека развивать у себя именно эту свою ресурсную часть …. 23
25 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ «… Оценка – это тот узел, тот перекресток, на котором встречаются все участники школьной жизни : дети, их родители, учителя, администрация …». И. Улановская, Г. Цукерман, Е. Юдина. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе : варианты решения. Рекомендации для организации опытно - экспериментальной работы. / А. Каспржак, Л. Иванова, К. Митрофанов и др. – М. : Просвещение, 2004 Попробуем ответить на вопрос : « ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ « из учебных достижений школьника » оценивают сегодня учителя в классе ? 24
26 25 Как это соотносится с существующими видами оценивания Оценивание с целью присвоения квалификации. Экзамен на подтверждение квалификации ( « вынесен » за пределы рассмотрения ). Селективное оценивание ( отбор, тест способностей и / или достижений ). Образовательный и профессиональный отбор. переводные экзамены и т. д. Образовательное оценивание относительно результата ( формирующее оценивание ). Повышение качества образования посредствам систематического диагностирования. 25
27 Функции оценивания Проинформировать ( обратная связь со всеми участниками процесса ) Стимулировать ( повысить самооценку ) Сравнить ( с собой, с другими ) Научить оценивать себя 26
28 К. Поливанова ( еще одно возвращение к прошлому году ) : « Домашнее задание дается учителем не для того, чтобы стимулировать учебную активность школьника, а для того, чтобы его ПРОКОНРОЛИРОВАТЬ ». 27 РФСреднее международн ое Я очень напрягаюсь, когда выполняю домашние задания 3929 Я беспокоюсь, что получу плохие оценки 7259
29 28 ПоказательРФ Средне е Выводы Я напрягаюсь, когда мне приходится выполнять домашние задания3929 Ученики все время пишут контрольные Я беспокоюсь, что получу плохие оценки7259 Я так часто решаю некоторые задания по математике, что чувствую, что могу решить их даже во сне2434 Основной принцип – зубрежка и дрессура Когда я решаю задачи, я часто стараюсь найти новый способ решения3149 На уроках шум и беспорядок1636 a.Жесткая дисциплина; b.Отсутствуют «шумные» виды работ Преподавателю приходится долго ждать, пока учащиеся успокоятся1832 Учащиеся долго не приступают к работе после начала урока1529 Преподаватель дает учащимся высказать свою точку зрения7159 Самое страшное – это считается нормой и «свободой» Я думаю о том, как может быть использована математика в повседневной жизни6753 Отвечаем на вопрос не как думаем, а как должно быть (принцип «У-2») Когда я занимаюсь математикой, я стараюсь установить связи между изучаемым материалом и тем, что выучил по другим предметам5644 Я чувствую себя частью коллектива9281 Внутренняя противоречивость Мне кажется, что я нравлюсь тем с кем учусь5186 Школа научила мена принимать решения8653 !!!???
30 Не имея ресурсов для того, чтобы осуществлять мониторинг учебных достижений школьников в классе ( осуществлять образовательное, формирующее оценивание ), учителя подменяют его селективным оцениванием. Это ведет к : 29 Пересмотру ( подмене ) целей образования. Задача отдельной личности не решается, производится, как говорил Г. П. Щедровицкий, фиктивно демонстративный продукт ; Узакониванию феодальных отношений в классе и школе в целом. Школьник неминуемо попадает в « пристройку снизу », более того – эта становиться для значительной части выпускников не только нормой, но и потребностью ; Массовому блокированию интерактивных методов обучения, тех, которые ориентированы на создание условий для формирования у учеников школ ключевых компетентностей.
31 ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ – ЧТО ДЕЛАТЬ ? 30
32 Работу по преодолению стереотипа вели педагоги и психологи Обе группы исходили из того, что – эффективность школьной отметки зависит, прежде всего, от того, в какой степени ученик сможет интерпретировать оценку, закодированную в виде символа ( отметки )
33 Выводы педагогов и психологов 1. Если критерии оценивания становились « открытыми », не менялись от урока к уроку, школьник перестает быть объектом и становится субъектом образовательного процесса. Отметка же перестает быть средством опосредованного управления и манипулирования учеником. 2. Различные школы могут использовать различные критерии оценивания одних и тех же работ, исходя из специфики конкретной школы ( решаемых ей задач ). Незыблемыми должны оставаться лишь принципы : Оценка накапливается. Тройка – это оценка ( поощрение ) за сделанное, а не наказание ; Шкала оценивания многобальная, отличная оценка ставиться не за все выполненное, а за определенную часть. Качество оценочной схемы определяется ее возможностью в плане исключения субъективизма. Это могло достигаться за счет самой схемы оценивания, так и их сочетания. Например : учитель + школа + самооценка + взаимооценка.
34 Чтобы я на месте директора школы начал делать уже сегодня ? 1. Создал службу мониторинга ( внешне оценивание не выручает ); 2. Демпфировал ориентацию контроля на « знаниевую » сторону образования за счет введения внешнего текущего и итогового контроля, направленного на обеспечение личностного роста ученика, его самореализации по отношению к образовательным областям. Это надо делать на уровне Федерации и региона, но, можно делать и на уровне школы. 3. Сделал открытыми для всех субъектов образовательного процесса ( прежде всего – учителей, учеников и их родителей ) критерии и схемы ( процедуры ) оценивания ( подчиненность и одконтрольность ). Это не только снимет нервозность ( первопричина тревожности ), но и позволит нормативно закрепить : Дифференциацию оценки относительно типа работ ( что - то может, например оцениваться по системе « зачет - незачет », по самому факту участия в этой работе и т. д.). То есть, ввести и закрепить в школе уровневый подход, перейти. Дифференциацию оценки относительно ее субъекта ( введение партфолио, например, который состоит из внешней ( учительской ) оценки, самооценки, взамиооценки и т. д.).
35 ПОРАБОТАЕМ С ОЦЕНКОЙ ПРАКТИЧЕСКИ 34
36 Изучив задание попробуем ответить на следующие вопросы : 1. Для чего может быть дана такая работа ( диагностика, стимуляция, коррекция, развитие )? 2. Понимая, что конечной целью оценивания является ответ на вопрос : « Как дальше улучшить свою деятельность ?», понять – кому он ( этот вопрос ) адресован. 3. Попытаться ответить на вопрос : « Зачем мы будем эту работу оценивать, чего и от кого ( каждого ученика, класса в целом ) хотим добиться, какого результата достичь ? 35
37 ЗАЧЕМ МЫ ОЦЕНИВАЕМ ? Для улучшения успехов тех, кого оцениваем ; Для улучшения механизмов оценивания ; Для улучшения методов, средств и стратегий оценивания ; Для сертификации уровня знаний и основных навыков учащихся по завершении ступеней образования. Для организации отбора ; Для изучения успехов и прогресса ; Для исправления результатов ; Для формирования навыков самооценки ; Для выявления недостатков или дисфункций и выработки правильной стратегии ; Для изучения исходной стадии и прогнозирования дальнейших действий. Для оптимизации полученных результатов в преподавании, обучении и оценивании ; Для выработки корректирующих прогрессивных программ в случае неудовлетворительных результатов. 36
38 И, наконец – 4. Как мы оцениваем ? Каков механизм оценивания ? По каким критериям и шкале мы оцениваем ? Помним, что это связано с задачей ( функцией ) оценивания. 5. Как и кому представляе м ( предъявляем, обнародуем ) результат ? 37
39 Как мы оцениваем ? Каков механизм оценивания ? 38 Предполагаемые цели/результаты обучения в данном модуле Интеллектуальные Анализировать и критически оценивать теоретические и практические работы в данной области благодаря приобретенным навыкам критического рассмотрения исследований в области образовательной политики и менеджмента; Уверенно применять модели и концепции управления изменениями к себе и своим организациям; Осмысливать собственную практику, а также связь теории и практики в данной области; Интерпретировать и применять данные и результаты социальных исследований при разработке политики и в практике управления. Развить свои способности к письменной коммуникации применительно к широкому спектру академических и профессиональных задач; Приобрести и отработать навыки разработки проектов и управления ими; Практические Приобрести навыки разработки и управления проектами, связанными с проведением социальных исследований и практическими микроисследования, а также осуществление развернутых исследований по выбранным темам. ШКОЛА: Предметные + Интеллектуальные + Общие
40 РАЗРАБОТЧИКИ ОЦЕНОЧНОГО ЛИСТА Не должны избегать употреблять описательные глаголы, такие как : « понимать »; « знать »; « осознавать »; « разбираться в …»…. Не должны избегать употреблять описательные глаголы, такие как : « понимать »; « знать »; « осознавать »; « разбираться в …»…. Стремиться использовать такие конкретные глаголы как : « быть способным определять »; « уметь применять »; « уметь анализировать » « быть знакомым с …»…. Стремиться использовать такие конкретные глаголы как : « быть способным определять »; « уметь применять »; « уметь анализировать » « быть знакомым с …»…. Типичная ошибка при описании образовательных результатов : при их описании говорят об обучении, а не о представлении ( предъявлении ) изученного. 39
41 По каким критериям и шкале мы оцениваем ? 40 Достижение планируемых результатов обучения A B C D E 35% Комментарии: Актуальность, значимость исследования (работы) A B C D E 25% Качество, самостоятельность анализа, убедительность аргументации Комментарии: Диапазон используемой литературы, источников, A B C D E 10% качество ссылок Комментарии: Практическая значимость работы A B C D E 20 % Комментарии: Организация, структура работы A B C D E 5 % Комментарии: Общие умения и навыки A B C D E 5 % (оформление, грамотность и т.д.) Комментарии:
42 А теперь попробуем выступить в роли эксперта - оценщика На вопрос экзаменатора : « Как пройти на Красную площадь от Арбата ?» Студент - первокурсник ИИЯ ответил : « Надо ходить в сторону площадь Арбат, потом все время прямо от проспект Калинин и вы увидите Кремль, а там налево через саду и вот будет Красная площадь » Попробуйте подумать и оценить этот ответ по 5- балльной шкале и обоснуйте свою оценку. 41
43 Формирующая ( суммирующая ) оценка Правильно понят вопрос - 2 балла Ответ дает запрашиваемую информацию – 2 балла Лексико - грамматическое оформление ответа не приведет к коммуникативным сбоям -1 балл Лексико - грамматическое оформление ответа полностью соответствует нормам языка - (1) балл 42
44 Еще одно задание На автоответчике записано сообщение. Экзаменуемая прослушала его и должна устно передать это сообщение мужу. Привет, Лариса, Ты сегодня выглядывала в окно ? Дождь, похоже, ни на минуту не прекращается. Ну и ветер просто сдувает с места. Я так расстроилась - похоже, опять нашим планам сбыться не суждено. Давай отменим нашу встречу в три часа. Скажи Алексею, что - все равно вести детей в зоопарк не получится, так что пусть не приезжает за мной. Но мы обязательно должны встретиться, пока ты не уехала. Прогноз на весь день плохой, но, может быть, к вечеру хотя бы дождь стихнет, и мы сходим вместе в кафе. До связи. Наташа. 43
45 Сейчас вы оцените, то, как Ларисе удалось передать сообщение мужу. Ответ оценивается из 9 баллов. Положительно оценивается ответ от 5 баллов : До 5 баллов - не справился 5 баллов – удовлетворительно 6-7 баллов - хорошо 8-9 баллов - отлично Критерии оценки : Коммуникативное намерение реализовано - 5 баллов Некоторые основные факты переданы верно -6 баллов Все основные факты переданы верно - 7 баллов Удалось передать и настроение ( эмоции ) автора текста - 8 баллов Удалось правильно грамматически и лексически оформить текст - 9 баллов 44
46 Ответ Ларисы Звонила Наташа. Она очень расстроилась - погода испортилась и ветер дует и дождь. Наверное, вместо зоопарка пойдем в кино. Нельзя не увидеться - мы ведь скоро уезжаем. 45
47 Сейчас вы оцените, то, как Ларисе удалось передать сообщение мужу. Ответ оценивается из 9 баллов. Положительно оценивается ответ от 5 баллов : До 5 баллов - не справился 5 баллов – удовлетворительно 6-7 баллов - хорошо 8-9 баллов - отлично Критерии оценки : Коммуникативное намерение реализовано - 5 баллов Некоторые основные факты переданы верно -6 баллов Все основные факты переданы верно - 7 баллов Удалось передать и настроение ( эмоции ) автора текста - 8 баллов Удалось правильно грамматически и лексически оформить текст - 9 баллов 46
48 47 Обсудим еще раз : « Какие требования следует предъявить к образовательным результатам современной школы ?» Предметные Интеллектуальные - нахождение информации, установление связей, анализ и критическое осмысление результата, интерпретация текста и т.д.; Общие - освоение типа, процедур отношений – «скрытый учебный план».
49 48 Традиционные задания позволяют : Приобрести предметные умения Но не разделить « смыслы » ( математический и физический ) I = U / R R = U / I I = U / R R = U / I I = U / R И, КАК СЛЕДСТВИЕ, НЕ РЕШИТЬ ЗАДАЧУ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕНИКА ОТНОСИТЕЛЬНО ЕГО ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ К К С.В. ЭЛ.
50 49 Возвратимся к исследованию PISA которое показало, что « прогресса » не случиться, если не произойдет : Переориентации школы на новые образовательные результаты ( новое качество образования ); Принципиально не измениться содержание образования, формы работы учителя и ученика ( процессы учения и обучения ); Не изменится характер взаимоотношений между субъектами образовательного процесса. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.