Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемhse.ru
1 НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА И ОЦЕНКА Гаранина Т.А., к.э.н. ассистент кафедры финансов и учета ВШМ Санкт-Петербургский государственный университет ВЫСШАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА
2 Подходы к определению НМА Нематериальные активы: определение, структура и оценка Нематериальные активы = интеллектуальный капитал = запас знаний [Лев, 2004; Lonnqvist, Mettänen, 2002; Bouteiller, 2002]; Интеллектуальный капитал [Klein, Prusack, 1994; Edvinsson, Mallone, 1997; Stewart, 1997; Sullivan, 2000]; Интеллектуальный капитал включает в себя НМА [Stahle, Gronroos, 2000, Starovic, Marr, 2003].
3 Права на объекты интеллектуальной собственности:Права на объекты интеллектуальной собственности: –изобретения, промышленные образцы, модели, программы для ЭВМ, базы данных, товарные знаки, литературные произведения и т.д. Права пользования природными ресурсами:Права пользования природными ресурсами: –земельные участки, полезные ископаемые, геологическая информация о недрах Организационные расходы (вклад в УК)Организационные расходы (вклад в УК) НИОКРНИОКР Деловая репутацияДеловая репутация Нематериальные активы: определение, структура и оценка НМА, отражаемые в балансе
4 Нематериальные активы: определение, структура и оценка
5 Наименование групп нематериальных активов Первоначальная стоимость (т.руб.) Сумма начисленной амортизации (т.руб.) Лицензии на право пользования недрами Прочие лицензии со сроком более 12 месяцев Прочие нематериальные активы Доля в общей стоимости активов 4% ОАО «Оренбургнефть» Нематериальные активы: определение, структура и оценка
6 Классификация К.Свейби
7 Модель остаточной операционной прибыли (residual operating income model) - фундаментальная стоимость собственного капитала по модели остаточной операционной прибыли; - балансовая стоимость на момент оценивания собственного капитала; - остаточная операционная прибыль в j-ом году; - средневзвешенные затраты на капитал (WACC). Нематериальные активы: определение, структура и оценка
8 Допущения Допущение 1. Компании, принадлежащие к одной отрасли, характеризуются приблизительно одинаковой структурой активов. При этом можно предположить, что одна денежная единица, вложенная в материальные активы, должна давать по всем компаниям отрасли одинаковую отдачу. Допущение 2. Внутриотраслевые различия в доходности компаний объясняются исключительно уникальными нематериальными активами каждой из компаний. Нематериальные активы: определение, структура и оценка
9 фундаментальная ценность материальных активов компании может быть либо положительной, либо нулевой (в случае, если среднеотраслевая доходность больше или равна нулю); фундаментальная ценность нематериальных активов может быть при неотрицательном значении среднеотраслевой доходности как положительной, так и отрицательной. Выводы относительно допущений: Нематериальные активы: определение, структура и оценка
10 Преобразование модели - фундаментальная ценность материальных активов - фундаментальная ценность нематериальных активов где Нематериальные активы: определение, структура и оценка
11 Наименование групп нематериальных активов Первоначальная стоимость (т.руб.) Сумма начисленной амортизации (т.руб.) Лицензии на право пользования недрами Прочие лицензии со сроком более 12 месяцев Прочие нематериальные активы Доля в общей стоимости активов 4% ОАО «Оренбургнефть» , , , , , ,3 Фундаментальная ценность НМА (млн.руб.) Нематериальные активы: определение, структура и оценка
12 Формулировка моделей исследования (1) (2) (3) Нематериальные активы: определение, структура и оценка
13 Анализируемые отрасли: Машиностроение (1); Добывающая промышленность (2); Энергетика (3); Связь (4); Металлургия (5). Нематериальные активы: определение, структура и оценка
14 Наименование показателя Выборка в целом Машино- строение Добыва ющая отрасль Энерге- тика СвязьМетал- лургия Модель (*) : 1Свободный член3 971, , , ,1649, ,2 2Коэффициент перед первой переменной 1,0677 (18,80) 0,7662 (2,08) 0,9756 (8,97) 1,8104 (9,03) 1,0654 (6,37) 1,2531 (7,66) 3Коэффициент перед второй переменной 0,1610 (20,02) 0,6469 (-0,97) 0,0150 (2,05) 0,0675 (2,44) 0,3142 (2,08) 0,1855 (2,82) 4t- критическое1,9712,80732,01672,00172,01672,8073 5F-статистика55,491,3418,6544,9519,5119,07 6F-критическое3,03983,55553,27593,19963,27593,5555 6R 2 adj 0,8370,3100,6340,9450,8010,816 (*) – тестирование модели проводилось на 5%-м уровне значимости Нематериальные активы: определение, структура и оценка
15 Человеческий капиталОтношенческий капитал способность к инновациям, креативность, ноу-хау и опыт, способность работать в команде, мотивация, способность к обучению, образовательный и профессиональный уровень, лояльность бренды, поставщики, лояльность покупателей, каналы дистрибуции, деловое сотрудничество, альянсы и кооперация, лицензионные соглашения, франчайзинговые соглашения Организационный (структурный) капитал Объекты интеллектуальной собственности: Инфраструктурные активы патенты, торговые марки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товара, авторские права, прочие исключительные права корпоративная культура, управленческие процедуры, информационные системы, управленческая философия, системы принятия решений ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ Нематериальные активы: определение, структура и оценка
16 Оценка трех элементов ИК методом индикаторов Структура ИКИндикаторИспользование в эмпирических исследованиях Человеческий капитал Количество сотрудниковEdvinsson, Malone (1997), Liebowitz, Suen (2000), Marr, Adams (2004) Фонд заработной платыPulic (2000), Firer, Williams (2002), Tseng, Goo (2005), Edvinsson, (1997); Sveiby (2001) Выручка/количество сотрудников Stewart (1997), Liebowitz, Suen (2000), Tsan (2004), Wu (2004), Chen (2004) Чистая прибыль/Количеств о сотрудников Brennan, Connell (2000), Dzinkowski (2000), Tsan (2004) Отношенческий капитал ВыручкаASTD (1999), Van Buren (1999), Brennan, Connell (2000), Dzinkowski (2000), Tsan (2004), Chen (2004), Marr (2004) Расходы на маркетингEdvinsson, Malone (1997), Tsan (2004), Wu (2004), Chen (2004) Организационный (структурный) капитал Затраты/выручкаEdvinsson, Malone (1997), Roos, et al. (1997), Stewart (1997), ASTD (1999), Van Buren (1999), Tsan (2004) Затраты/количество сотрудников Edvinsson, Malone (1997), Chen (2004) Нематериальные активы: определение, структура и оценка
17 Разработанные индикаторы Структура ИКОбозначенияИндикатор Человеческий капитал Human capital = HCФонд заработной платы/ количество сотрудников Отношенческий капитал Relational capital = RC Темп роста выручки/темп роста ВВП отрасли Организационный (структурный) капитал Structural capital = SC Затраты/количество сотрудников Нематериальные активы: определение, структура и оценка
18 Наименование показателя Выборка в целом Добывающая отрасль ЭнергетикаСвязьМеталлургия Модель (*) : 1Свободный член 0,005320, , , , Коэффициент перед первой переменной 0, (2,28) 0, (2,30) 0, (2,11) 0, (3,33) 0, (2,46) 3Коэффициент перед второй переменной 0, (7,69) 0, (2,88) - 0, (-3,22) 0, (3,10) 0, (2,86) 4Коэффициент перед третьей переменной 0, (3,54) 0, (3,19) 0, (5,07) 0, (5,65) 0, (2,71) 5Коэффициент перед четвертой переменной 0, (12,17) 0, (7,75) 0, (6,73) 0,64630 (4,60) 0,24064 (3,15) 6t-критическое 1,96932,00861,99552,00862,0555 7F-статистика 90,2482,0125,5582,7114,42 8F-критическое 2,41532,79013,51322,79012,9752 8R 2 adj 0,82940,93220,73450,93160,8064 (*) – тестирование модели проводилось на 5%-м уровне значимости Нематериальные активы: определение, структура и оценка
19 Основные выводы : управление нематериальными активами должно быть направлено на увеличение ценности компании; три составляющие интеллектуального капитала: человеческий, отношенческий и организационный следует рассматривать с точки зрения возможных экономических выгод, которые компания может из них извлечь; согласно обоим этапам исследования наибольшее влияние на ценность компании оказывают материальные активы; нематериальные активы играют более важное значение в создании ценности компании в таких отраслях, как энергетика и связь; специфика отрасли играет важную роль при выявлении наиболее значимого элемента НМА в создании ценности, при этом влияние человеческой составляющей наиболее выражено в большинстве отраслей. Нематериальные активы: определение, структура и оценка
20 НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА И ОЦЕНКА Гаранина Т.А., к.э.н. ассистент кафедры финансов и учета ВШМ Санкт-Петербургский государственный университет ВЫСШАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.