Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемotridra.narod.ru
1 МОУ Отрокская сош Элективный курс: « Здоровье человека и окружающая среда» 32 часа. 9 класс. Авторы : С.Е. Мансурова, О.А. Шклярова Разработчик: Григорьева Н.Н.
2 Пояснительная записка Проблема сохранения здоровья стала предметом пристального внимания в науке и практике. Так как катастрофически снижается качество и уровень здоровья населения и особенно подростков. Решение этой проблемы начинается с изучения собственного здоровья. В ходе выполнения практических работ данного курса школьники учатся исследовать собственное здоровье, устанавливать зависящую от него работоспособность, свои адаптивные возможности, оценивать особенности окружающей среды. Курс включает два раздела: « Здоровье» и Проблема сохранения здоровья стала предметом пристального внимания в науке и практике. Так как катастрофически снижается качество и уровень здоровья населения и особенно подростков. Решение этой проблемы начинается с изучения собственного здоровья. В ходе выполнения практических работ данного курса школьники учатся исследовать собственное здоровье, устанавливать зависящую от него работоспособность, свои адаптивные возможности, оценивать особенности окружающей среды. Курс включает два раздела: « Здоровье» и « Окружающая среда». В разделе « Здоровье» деятельность учащихся направлена на развитие практических умений самоанализа и самооценки своего здоровья – физического и психического. Раздел « Окружающая среда» связан с работой по изучению экологического состояния школьного помещения и пришкольной территории.
3 Цель: Научить старшеклассников практическим умениям самоанализа и самооценки своего здоровья, изучения и оценки состояния окружающей среды, что позволит им в дальнейшем вести здоровый образ жизни. Научить старшеклассников практическим умениям самоанализа и самооценки своего здоровья, изучения и оценки состояния окружающей среды, что позволит им в дальнейшем вести здоровый образ жизни.
4 Предполагаемые результаты: Учащиеся получат знания о здоровье и окружающей среде, способах и средствах их оптимизации. Учащиеся получат знания о здоровье и окружающей среде, способах и средствах их оптимизации. Овладеют практическими умениями самоанализа и самооценки своего здоровья, оценки состояния среды обитания. Овладеют практическими умениями самоанализа и самооценки своего здоровья, оценки состояния среды обитания.
5 Инструментарий для оценивания результатов Составление индивидуального Составление индивидуального « Дневника здоровья» « Дневника здоровья» Составление « Экологического паспорта школы» Составление « Экологического паспорта школы» Конференция учащихся по проблемам здоровья и окружающей среды. Конференция учащихся по проблемам здоровья и окружающей среды.
6 Учебно - тематический план тема тема Кол-во час Форма проведен. занят I Раздел « Здоровье» 17 ч. 1 Оценка уровня физического развития 4 ч. Лекция, практ. раб. 2 Оценка физической и умственной работоспособности 4 ч. Лекция, практ. раб. 3 Изучение индивидуальных биоритмов 4 ч. Лекция, практ. раб. 4 Составление суточного рациона питания Составление суточного рациона питания 4 ч. Лекция, практ. раб 5 Обобщение изученного материала 2 ч. Семинар II Раздел « Окружающая среда» 15 ч. 1. Экологическая оценка школы 6 ч. Практ. раб. 2 Экологическая оценка пришкольного участка 6 ч. Практич. раб. 3 Составление «паспорта школы и пришкольного участка» 2 ч. Практич. Раб. семинар 4 Конференция учащихся 1 ч.
7 Содержание курса Раздел I. Здоровье Раздел I. Здоровье Тема 1: Оценка уровня физического развития Тема 1: Оценка уровня физического развития Понятие «уровень физического развития», связь его с понятием «здоровье». Проведение соматометрических измерений: определение массы тела, окружности грудной клетки, роста. Осанка как показатель уровня физического развития. Оценка уровня физического состояния и развития по шкале регрессии. Проведение соматометрических измерений: определение массы тела, окружности грудной клетки, роста. Осанка как показатель уровня физического развития. Оценка уровня физического состояния и развития по шкале регрессии. Проведение физиометрических измерений: артериального давления, частоты сердечных сокращений. Проведение физиометрических измерений: артериального давления, частоты сердечных сокращений. Математический расчет индивидуальных значений уровня физического состояния и развития по данным антропометрии. Оценка полученных данных по шкале регрессии. Выдвижение гипотез относительно причин тех или иных полученных индивидуальных показателей. Математический расчет индивидуальных значений уровня физического состояния и развития по данным антропометрии. Оценка полученных данных по шкале регрессии. Выдвижение гипотез относительно причин тех или иных полученных индивидуальных показателей.
8 Тема 2. Оценка физической и умственной работоспособности Понятие «работоспособность», ее виды, зависимость работоспособности от состояния здоровья. Понятие «работоспособность», ее виды, зависимость работоспособности от состояния здоровья. Оценка физической работоспособности. Исследование физической работоспособности путем определения дыхательных возможностей организма. Гарвардский степ-тест. Исследование мышечной силы, гибкости, сохранения равновесия. Оценка физической работоспособности. Исследование физической работоспособности путем определения дыхательных возможностей организма. Гарвардский степ-тест. Исследование мышечной силы, гибкости, сохранения равновесия. Обоснование необходимости занятий физической культурой, их оздоровительных и профилактический эффект. Обоснование необходимости занятий физической культурой, их оздоровительных и профилактический эффект. Оценка умственной работоспособности. Изучение особенностей внимания. Определение концентрации внимания с помощью корректурного теста по таблицам Алфимова. Определение колебаний (переключения) произвольного внимания с помощью теста «Двойные изображения». Оценка умственной работоспособности. Изучение особенностей внимания. Определение концентрации внимания с помощью корректурного теста по таблицам Алфимова. Определение колебаний (переключения) произвольного внимания с помощью теста «Двойные изображения». Изучение особенностей памяти. Исследование кратковременной и смысловой памяти. Изучение особенностей памяти. Исследование кратковременной и смысловой памяти. Изучение особенностей мышления. Определение продуктивности мыслительных операций с помощью теста «Сложение чисел с частым переключением». Изучение особенностей мышления. Определение продуктивности мыслительных операций с помощью теста «Сложение чисел с частым переключением». Умственная работоспособность как отражение психического здоровья. Умственная работоспособность как отражение психического здоровья.
9 Тема 3. Изучение индивидуальных биоритмов Тема 3. Изучение индивидуальных биоритмов Понятие об адаптивных ритмах, их значение для человека. Определение собственного ритма работоспособности. Необходимость коррекции режимных моментов в связи с особенностями индивидуальных биоритмов. Тема 4. Составление суточного рациона питания Тема 4. Составление суточного рациона питания Рациональное питание как один из факторов здоровья. Определение соответствие веса учащихся возрастной норме. Оценка калорийности питания по результатам самонаблюдения за режимом и рационом в течение 12 недель. Определение суточной потребности в питательных веществах и расчет их энергетической ценности. Составление суточного рациона питания исходя из количества энергозатрат на различные виды деятельности и суточной потребности в питательных веществах.
10 Раздел II. Окружающая среда Тема 1. Экологическая оценка школы Тема 1. Экологическая оценка школы Школьное помещение, его планировка. Эмоциональная оценка школьного помещения. Чувственное восприятие оформления поме щений (расстановки мебели, освещенности, цветовой гаммы) с по мощью теста «тепло-холодно». Школьное помещение, его планировка. Эмоциональная оценка школьного помещения. Чувственное восприятие оформления поме щений (расстановки мебели, освещенности, цветовой гаммы) с по мощью теста «тепло-холодно». Санитарно-гигиеническая оценка школьного помещения. Соответсвие площади и кубатуры санитарно-гигиеническим нормам; температура, влажность, вентиляционный режим, аэрация, запыленность, освещенность (естественная, искусственная). Санитарно-гигиеническая оценка школьного помещения. Соответсвие площади и кубатуры санитарно-гигиеническим нормам; температура, влажность, вентиляционный режим, аэрация, запыленность, освещенность (естественная, искусственная). Эстетическая оценка школьного помещения. Цветовая гамма, озеленение. Эстетическая оценка школьного помещения. Цветовая гамма, озеленение. Экологический и гигиенический режим школы: физическая культура в школе, чередование физического и умственного труда. Экологический и гигиенический режим школы: физическая культура в школе, чередование физического и умственного труда.
11 Тема 2. Экологическая оценка пришкольного участка Экологическая оценка планировки и состояния пришкольного участка, состояние его площадей. Экологическая оценка планировки и состояния пришкольного участка, состояние его площадей. Озеленение пришкольной территории, расположение зеленых насаждений по отношению к школе, их участие в самоочищении воздуха микрорайона (задержание пыли, увлажнение). Озеленение пришкольной территории, расположение зеленых насаждений по отношению к школе, их участие в самоочищении воздуха микрорайона (задержание пыли, увлажнение). Составление «Экологического паспорта школы». Составление «Экологического паспорта школы».
12 Рекомендуемая литература Алиев Х.М. Ключ к себе: этюды о саморегуляции. М., Алиев Х.М. Ключ к себе: этюды о саморегуляции. М., Анастасова Л. П. и др. Человек и окружающая среда: Учеб. Для дифференцированного обучения: обучения: 9 кл. М., Анастасова Л. П. и др. Человек и окружающая среда: Учеб. Для дифференцированного обучения: обучения: 9 кл. М., Андреев Ю.А. Три кита здоровья. М., Андреев Ю.А. Три кита здоровья. М., Велъховер Е. и др. Локаторы здоровья. М., Велъховер Е. и др. Локаторы здоровья. М., Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие. М., Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебное пособие. М., Гигиена окружающей среды (под ред. Сидоренко Г.И.). М., Гигиена окружающей среды (под ред. Сидоренко Г.И.). М., Дичее Т. Г. Адаптация и здоровье, выживание и экология. М., Дичее Т. Г. Адаптация и здоровье, выживание и экология. М., Дорохов А. Про тебя самого. М., Дорохов А. Про тебя самого. М., Заиманов А.С. Тайная мудрость человеческого организма: глубинная медицина. - М., Заиманов А.С. Тайная мудрость человеческого организма: глубинная медицина. - М., Зверев И. Д. Организм и здоровье: Пособие для учащихся общеобразовательной школы 89 классы. М., Зверев И. Д. Организм и здоровье: Пособие для учащихся общеобразовательной школы 89 классы. М., Здоровый дух делает здоровое тело: Мудрость здоровой жизни // Сост. В.В.Куприянов и др. - М., Здоровый дух делает здоровое тело: Мудрость здоровой жизни // Сост. В.В.Куприянов и др. - М., Золотарев Ю.Г. Жить не болея? Поверь и научись. СПб., Золотарев Ю.Г. Жить не болея? Поверь и научись. СПб., Иванов В.И. Управление самочувствием. М.: Аграф, Иванов В.И. Управление самочувствием. М.: Аграф, Как быть здоровым: из зарубежного опыта обучения здоровому образу жизни. М., Как быть здоровым: из зарубежного опыта обучения здоровому образу жизни. М., Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 класс: Школьный практикум. М., Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 класс: Школьный практикум. М., Медникова И.Л. Пища, которая лечит. М., Медникова И.Л. Пища, которая лечит. М., Новиков Ю.В. За город чистоты и здоровья. - М., 1987 Новиков Ю.В. За город чистоты и здоровья. - М., 1987
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.