Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемrosnou.ru
1 Социальная коммуникация : речевое воздействие электронных СМК ( на примере Интернет ) Д. п. н., профессор Гойхман Оскар Яковлевич ( РосНОУ, Москва )
2 Социальная коммуникация - социально-обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных и невербальных).
3 Сегодня мы наблюдаем бурное развитие пятой коммуникативной революции, которая началась в 50-е годы ХХ в. с созданием посредством компьютерной техники всемирной сети Интернет.
4 Причины появления коммуникативного общества Наша жизнь определяется не информацией, а взаимодействием людей во всех сферах жизнедеятельности. Благодаря научно-техническому прогрессу электронных СМК и, прежде всего, Интернет, мы функционируем в рамках именно коммуникативного общества.
5 Информация – это главное средство достижения социальной коммуникации Информация в данном случае является интерпретацией социальной коммуникации. Без интерпретации полученной информации жизнь превращается в технологическую схему.
6 Причины активного вступления общества в Интернет - коммуникацию Неудовлетворенность общением в реальной жизни Поиск друзей, знакомства Возможность реализации качеств личности, которые по тем или иным причинам недостижимы в жизни Желание сменить социальную идентичность Налаживание своего бизнеса Эмоциональная поддержка, самореализация
7 Расширенные функции сетевого общения Коммуника - тивные возможности Преодолевается коммуникативный дефицит Формируется широкий круг общения Повышается информированность в обсуждаемых во просах Психологи - ческие функции Расширяется психологический опыт Развивается социальная компе тентность, способность к обмену ситуативными эмоциональными со стояниями и настроениями Вырабатываются средства защиты от гру бых манипулятивных воздействий Личностные возможности Реализуется как желание выделиться из толпы, так и стремление при соединиться к референтной группе Появляется возможность разделить групповые ценности и почувствовать себя защищенным Возможность компенсировать действительные или мнимые недостатки внешности, речи, некоторые свойства характера или психические заболевания
8 Сегодня начинается отток аудитории из социальных сетей Исследователи отмечают, что наибольший отток идет сегодня за счет поколения 30-летних, которые переживают резкое уменьшение интенсивности виртуальных дружеских контактов.
9 Объединяющая функция социальной коммуникации Социальная коммуникация направлена прежде всего на обеспечение взаимодействия и целью ее коммуникативной функции является объединение членов общества, всех общественных и государственных структур.
10 Коммуникация в Интернете все чаще приобретает сегодня характер воздействия. Это явление должно быть рассмотрено с исключительным вниманием.
11 Специфика процесса воздействия электронных СМК на аудиторию
12 Под воздействием в данном случае будем понимать влияние транслятора на сознание, волю и эмоции получателя с целью формирования у него требуемого речевого (и неречевого) поведения.
13 Транслятор черпает материал для сообщения из реальной жизни: событий, явлений, высказываний и т.д., а также из самих СМК: теле- и радиопередач, сайтов, блогов, сетей Иитернета.
14 В качестве канала используется в данном случае Интернет. Телевидение и радио учитываются в схеме как сайты соответствующих каналов и передач.
15 Действия получателя могут осуществляться в трех вариантах: в корректировании своего поведения; в ответном сообщении; в трансляции другим индивидам и даже сообществу людей.
16 Последствия виртуального воздействия СМК адресное поведение приведет скорее всего к получению команды и к конкретизации действий; предсказуемое поведение приведет к действию в соответствии с использованным в сообщении технологиям воздействия; распространенное поведение приведет к расширению (вирусному) воздействия.
17 Возможные результаты воздействия Как результат можем получить неуправляемую толпу, готовую действовать в рамках соответствующей коммуникативной технологии. Далее возможны два основных варианта поведения: -анархическое поведение толпы; -подчинение обозначившему себя лидеру, который считает себя «лидером мнений» (однако далеко не каждый из них таковым является).
18 Вывод : при работе с текстами в блогосфере следует быть особенно осторожным Главные вопросы, которые возникают здесь: Насколько ясно изложено? Нет ли возможности двойного толкования. Может ли сообщение происходить от PR-службы? Это первоисточник? Есть ли подтверждения? Есть ли опровержения? Все ли вроде бы очевидные факты соответствуют действительности? !
19 ВАЖНО ПОНИМАТЬ ! Социальная коммуникация в немалой степени искривлено проявляется в Интернет - коммуникации в так называемых социальных сетях. Прежде всего, понимание социальных сетей как проявление некоего виртуального общества на самом деле не соответствует действительности. Свобода в сетях, о которой принято говорить, подразумевая Интернет, находится под жестким контролем организаторов.
20 ВЫВОДЫ : 1.Информационные каналы, профессиональные сайты, справочные источники делают нашу жизнь информационно насыщенной, расширяют наше миропонимание. Их развитие окажет неоценимое цивилизационное влияние на людей и на общество в целом. Вместе с тем, глобальные сетевые образования вряд ли останутся в дальнейшем только лишь средством личностной самопрезентации.
21 ВЫВОДЫ : 2.Сетевое сообщество питает нас информацией далеко не всегда полной и достоверной и при этом стремится одновременно, поспешно ее интерпретировать и комментировать. Недостоверная информация передается с целью воздействия на получателя, а не взаимодействия с ним. Следует отделять процесс передачи информации от процесса ее интерпретации, а возможность комментирования предоставить специалистам, истинным «лидерам мнений».
22 ВЫВОДЫ : 3.Многократное дублирование новостной информации создает существенные помехи в ее восприятии и оказывает манипулятивное социально- психологическое воздействие на ее получателя.
23 ВЫВОДЫ : 4. По-видимому, важнейшим естественным фактором, который будет стимулировать в будущем развитие Интернета, является конкуренция на рынке доступа к информации; прогнозируются также значительные темпы роста электронной коммерции.
24 ВЫВОДЫ : 5. Виртуальная Интернет- коммуникация не должна быть просто симуляцией реальности. Можно предположить как гипотезу возникновение и развитие в перспективе некой виртуально- реальной общности.
25 Что касается сетевого сообщества, то следует ожидать углубление социально-психологических и коммуникативных технологий воздействия с целью выхода индивидов виртуальной среды в реальную действительность в виде внешне неуправляемой и протестной толпы. !
26 Большая опасность таится в стремлении сетевой администрации подчинить виртуальное коммуникативное пространство, чтобы затем диктовать коммуникацию реальной жизни, чего допустить нельзя ни в коем случае. !
27 Спасибо за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.