Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемippd.ru
1 Ребенок эпохи постмодерна: кто посредник?" К.Н.Поливанова
2 Контекст Фокус рассмотрения – постмодерн; Точка отсчета – 60-е Статистика для РФ – предмет исследования (?) Глобализация Децентрализация Изменения д.б. представлены как проблема, т.е. как противоречие. Изменения объективны, простая реставрация ушедшего порядка невозможна.
3 Детство как конструкт Конструкт «детство» зиждется на противопоставлении детей и взрослых. Н.Постман: различительный признак – грамотность Ф.Арьес: приемлемые для детей (но не для взрослых) занятия Исчезает различение, исчезает детство (и взрослость) Чтение и связанные с ним умственные способности уступают место непосредственному восприятию «картинки»
4 Психология развития Кризис детства – разрыв жизни детей и взрослых, замещения прямого подражания сложными формами деятельности воспроизведения Взрослое Я (self) стабильно, автономно, самостоятельно, полностью открыто самому себе (прозрачно для самого себя), отвечающее за свои поступки и обладающее способностью к осознанному выбору. Ребенок, подросток – не вполне достигший этих характеристик
5 Кризис детства, по Д.Б.Эльконину История разделения жизни детей и взрослых, но такого разделения, при котором устанавливаются новые формы связей…, возникают новые посредники их взаимности. Исходно: дети включались в посильный труд, Далее - обучение-упражнение – первая форма опосредствования отношений взрослых и детей.
6 Кризис детства, по Д.Б.Эльконину Обучение-упржнение - прообраз будущей деятельности, которая в силу этого становится идеальной формой, смыслом, мотивирующим то, что ребенок делает «здесь и теперь». идеальная форма - особый смысл деятельности, имеющий свое основание в будущем.
7 «От социализации к социологии детства» Детство следует понимать как социальный конструкт. Детство это переменная социологического анализа, такая же как класс, гендер, этничность. Сравнительный анализ демонстрирует множественность детств, а не единый универсальный феномен. Социальные связи и отношения детей должны быть предметом исследования независимо от взрослого взгляда на детства и интересов взрослых. Дети являются (и это должно быть признано) активными строителями своего социального места и социальной жизни, а также социальной жизни тех, кто их окружает. Средством изучения детства может стать этнография, что дает им больше свободы в самовыражении нежели в традиционных исследовательских дизайнах. Признание новой парадигмы в исследовании детства – ключ к новому конструированию детства (и практически, и теоретически).
8 Метафоры детства Традиционно в дети несли основную ценность-переживание, которая может быть описана как метафора: будущность (futurity).. сегодня в мире превалирует иной тип переживания: теперь это ностальгия: если раньше существовало много разных социальных форм сохранения традиционных ценностей (именно ценностей) – то сегодня это детство
9 Семья Семья - совместное проживание гетеросексуальной пары, состоящей в браке, с детьми в одном домохозяйстве, с общими ресурсами. Нуклеарная, детоцентричная семья Сегодня – двухъядерная, сетевая, образ благополучной семьи
10 Устойчивость семьи: три принципа-контракта (Д.Элкинд): Свобода в обмен на ответственность: чем больше может взять на себя ребенок, тем бОльшая свобода ему предоставляется; Уход и поддержка в обмен на достижения: родитель оказывает поддержку в обмен на растущие достижения; Демонстрация обязательств, готовности вкладываться (commitment) в обмен лояльность: чем чаще мы видим, что ребенок предпочитает нас незнакомцу, тем больше мы готовы вкладывать в него.
11 Школа Передаваемые знания и школьные программы устроены таким образом, чтобы регулировать и минимизировать различия, классовые, расовые или гендерные. Различия или игнорируются, или ими управляют, подчиняя метанарративам линейной и поступательной истории и культуры.
12 Школа Благо-услуга Рост образованности общества Школьный климат Расхождение культурного материала «зона ближайшего развития» Л.С.Выготского или «обучение через опыт» Д.Колба: работа с опытом ребенка Интернет, txt, музыка, кино: отчуждение и формализация Символическое насилие
13 Ответы Потеря контроля - тревога Усиление контроля Сужение зоны свободы Парадокс: негде научиться самостоятельности, но она настойчиво требуется Дети: ужесточение правил, взаимный контроль, жесткость в отношении со сверстниками
14 Идентичность традиционно: от локальности к расширению, сегодня - взрывообразно Традиционно: социальные группы и роли, сегодня - фреймы и скрипты Освоение материала с помощью, сегодня – самостоятельно Фильтры и барьеры – полная открытость и доступность Формирование образа Я рекламой, приучение к брендам и т.д.
15 Резюме Основные каналы взросления – семья и школа – креолизируются, роль в социализации уменьшается. Освобождающееся место занимают разнообразные формы культуры сверстников (peer culture) и молодежные субкультутры (youth subcultures), досуг и досуговое образование (leisure education), масс-медиа и Интернет. Возрастная стратификация - ритуализация и символизация переходов. Взросление индивидуализируется; повышается требование к индивидуальной рефлексивности субъекта. А пространства, обеспечивавшие индивидуальную рефлексию – исчезают. Школа и семья в стремлении сохранить установившийся порядок и власть ужесточают меры контроля.
16 Резюме Осевое развитие сменяется ризоматическим. Это хаотический процесс «бродяжничества» по неструктурированным узлам сети социальных и культурных пространств – индивидуальный или групповой. Молодежные субкультуры в этой связи приобретают статус новых и весьма жестких узлов, предоставляя возможность идентификации с группой. Они становятся (логически, но далеко не всегда практически) своеобразным ответом на неструктурированность иных форм взросления. Однако формируемая в них идентичность должна быть определена как предрешенная (Дж.Марсия).
17 Резюме Насколько сохранны основные формы детского развития – опосредствование, причастность? образ детского развития как действие-движение в отношении идеальной формы. Б.Эльконин пишет: Движущие силы развития – суть те сущностные силы, посредством которых систематически воссоздаются жизненные модели – события встречи активности и претерпевания. ризоматичность взросления и поколенный разрыв ставят под сомнение все эти ключевые конструкты. Т.о., вопрос следует поставить так: если признать описанные процессы объективными, в какой мере мы можем говорить о развитии в том смысле, в каком оно представлено культурно-исторической теорией.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.