Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемpedagog.rusedu.net
1 РЕФЛЕКСИЯ РЕФЛЕКСИЯ « СОВРЕМЕННОСТИ» УРОКА РЕФЛЕКСИЯ Был ли ВАШ урок СОВРЕМЕННЫМ? Состоялось ли на нем ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ как профессионально сказать правду самому себе? М.В. Левит
2 ПРОЯСНЯЙТЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ этим вы избавите человечество от половины заблуждений РЕФЛЕКСИЯ: лат. reflexus – отражение. От flecto – отклоняю, изгибаю. flexio - сдвиг, смещение, движение от себя; re-flexio – обратное движение, движение к себе. В словоупотреблении интеллигента – внутренний диалог, исследование своих мыслей, переживаний, замыслов, часто замещающее действие. В психологии - процесс самопознания индивидом внутренних психических актов и состояний. В педагогике, социологии, социальной психологии и управлении - не только знание и понимание субъектом собственных мыслей и действий, но и осознание им того, как они оцениваются другими индивидами, способность мысленного восприятия позиции "другого". ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ невозможна без ДРУГОГО. И этот ДРУГОЙ: ученик, родитель, коллега, методист, администратор.
3 РЕФЛЕКСИЯ И АНАЛИЗ (в том числе и анализ своего урока самим учителем). 1. Анализ озабочен узнать то, что есть – и все! Рефлексия – хочет, узнав, что есть, использовать это как ресурс для создания нового. 2. Анализ видит недостатки и достоинства – и все! Рефлексия понимает недостатки как будущие достоинства, а в достоинствах стремиться увидеть возможные риски. 3. Анализ живет прошлым, рефлексия – будущим. Анализ стремиться «поставить диагноз», рефлексия – «укрепить здоровье». 4. Анализ исследует (расчленяет, разбирает) объект (здесь – урок). Рефлексию интересует и объект (урок), и сами способы его исследования (основания классификаций, авторы разных методов, «мои» возможности и границы «моих» возможностей в разных способах видения урока). 5. Анализ может быть осуществлен лишь после того как объект (урок) завершен. Рефлексия – работает постоянно, позволяя регулировать течение события (урока) в рамках некоторого проекта (а не жесткого плана). 6. Анализ, будучи осуществлен несколькими людьми, должен быть приведен к общему виду, который приближается к объективному, истинному. Анализ – в идеале объективен. Рефлексия – чтобы называться так должна быть субъективно честной. Рефлексия, будучи авторским («моим») произведением использует иные экспертные позиции для осознания «моих» проблем, «моих» резервов и ресурсов, чтобы «мне» яснее стали видны недостатки как будущие достоинства, а достоинства как носители возможных рисков.
4 Первый вопрос к себе и «другому»: какое из значений слова «урок», 1).преобладало, 2). было существенным, 3). оказывало влияние? У-РОК (однокоренные: РОК…, ПРО-РОК…, ОБ- РОК… ЗА-РОК… С-РОК…): ( (НАКАЗАНИЕ – XVI; БАРЩИНА – XVII - XVIII; НОРМА ВЫРАБОТКИ, ЗАДАНИЕ, ЗАДАНИЕ НА ДОМ – XIX; КЛАССНАЯ И ДОМАШНЯЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКА – 1900-е – 1920-е; с 1930х и до наших дней – ОБУЧАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ В КЛАССЕ 30 – 45 минут, ОСНОВА К/У/С; Последние 15 лет – появляется новое понимание: УРОК как ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СО-БЫТИЕ
5 ВНЕШНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА Другие дети: группа риска - статистическая норма Другие конечные требования: ГИА и ЕГЭ Другой (и значительно худший) «образ» учителя в СМИ Другой (принципиально!) УМК – вариативность учебников, программ, основных умений, а главное – информации Другое («свободное») отношение к образованию, социальная необязательность обучения Другая социальная среда, размытый заказ, невероятно запутанная правовая база. Засилье начальства, которое мешает работать А УРОК все еще УРОК
6 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ образовательное событие - акт взаимодействия учителя и ученика, вызвавший изменение личности, очевидное для самих участников. образовательное событие - акт взаимодействия учителя и ученика, вызвавший изменение личности, очевидное для самих участников.личности, - непременное условие самой возможности образовательного события: взаимное принятие учителем ученика и учеником учителя - «диа-эмпаптия». - непременное условие самой возможности образовательного события: взаимное принятие учителем ученика и учеником учителя - «диа-эмпаптия». суть образовательного события борьба «сил действия и противодействия», возникших внутри «диа-эмпатии» суть образовательного события борьба «сил действия и противодействия», возникших внутри «диа-эмпатии» «сил действия и противодействия», «сил действия и противодействия»,
7 ЧТО ЧТО ЕСТЬ ЛИЧНОСТЬ ????? это исчерпывающее перечисление свойств и признаков индивида («тело» и «характер») это исчерпывающее перечисление свойств и признаков индивида («тело» и «характер») то, что упорядочивает и согласует различные виды поведения, придавая им системность («самоуправитель»). то, что упорядочивает и согласует различные виды поведения, придавая им системность («самоуправитель»). это индивидуальные аспекты поведения, то, что отличает индивида от остальных людей («уникум»). это индивидуальные аспекты поведения, то, что отличает индивида от остальных людей («уникум»). это сущность человека: «Личность есть то, что есть человек в действительности". это сущность человека: «Личность есть то, что есть человек в действительности".
8 «СИЛЫ ДЕЙСТВИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ» в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СОБЫТИИ СИЛЫ подражание ОДНОКРАТНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТИ упрямство, привычка внушение запретсамо- запрет само- внушение приказсамо- приказ убеждениевозражения следование культурным образцам создание собственных «произведений»
9 «ДВИГАТЕЛЬ» ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ: действие и противодействие сил: учительского принуждения к подражанию и ученического «стояния на своем», которое выглядит либо как «упрямство», либо как «следование привычке» (формируется чувство долга, сила воли, целеустремленность ) ; учительского внушения и ученического самовнушения: приказа и самоприказа, запрета и самозапрета (формируется самоограничение, самоорганизация, моральное поведение, стыдливость, чуткость, взаимопомощь и милосердие); учительского логического и эмоционального убеждения и соответствующих этому убеждению ученических возражений (формируется рефлексия, нравственность, совесть); совместного следования культурным образцам и создания собственных «авторских произведений» учителем и учеником (формируется мастерство и авторство в культуре, аутопоэтическое со-авторство в построении собственной личности ) совместного следования культурным образцам и создания собственных «авторских произведений» учителем и учеником (формируется мастерство и авторство в культуре, аутопоэтическое со-авторство в построении собственной личности )
10 ТРИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТА: ОБРАЗОВАННОСТЬ: усвоенная информация становится сущностными чертами характера, мировоззрением, убеждениями, нравственными принципами ОБУЧЕННОСТЬ: усвоенная информация, в виде «знаний и умений», создает возможность самостоятельного понимания и использования полученных сведений самим учеником, в полностью подобной, сходной, частично новой, и полностью незнакомой ситуации ВЫУЧЕННОСТЬ: усвоение информации в виде устойчивых навыков воспроизведения нормативных текстов и действий (навыки учебные и поведенческие) -
11 СОВРЕМЕННЫЙ УРОК-СОБЫТИЕ: шаг к «образованности» УРОК-СОБЫТИЕ:«образованности» УРОК-СОБЫТИЕ:«образованности» выученность и обученность обязательны – но это «всего лишь» средства; выученность и обученность обязательны – но это «всего лишь» средства; выученность и обученность выученность и обученность суть дела – целостный акт самостроения личности в ходе взаимодействия с учителем и товарищами; суть дела – целостный акт самостроения личности в ходе взаимодействия с учителем и товарищами;целостный акт самостроенияцелостный акт самостроения отсюда – необходимость системо- дятельностного подхода отсюда – необходимость системо- дятельностного подхода
12 УРОК: АКТ КАК СИСТЕМА ВСТРЕЧА ВСТРЕЧА МОТИВ, ИМЯ,ЦЕЛИ МОТИВ, ИМЯ,ЦЕЛИ АКТУАЛИЗАЦИЯ (РАЗОГРЕВ) АКТУАЛИЗАЦИЯ (РАЗОГРЕВ) ОРГАНИЗАЦИЯ ПОНИМАНИЯ (ИЗГОТОВЛЕНИЯ, МОДЕЛИРОВАНИЯ) ОРГАНИЗАЦИЯ ПОНИМАНИЯ (ИЗГОТОВЛЕНИЯ, МОДЕЛИРОВАНИЯ) ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНИМАНИЯ (МОДЕЛИРОВАНИЯ) И «УПРАЖНЕНИЕ В СВОЕМ ПОНИМАНИИ» ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНИМАНИЯ (МОДЕЛИРОВАНИЯ) И «УПРАЖНЕНИЕ В СВОЕМ ПОНИМАНИИ» ИТОГ:«СВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ИМЕНИ», ЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА ИТОГ:«СВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ИМЕНИ», ЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МОТИВ «НА ЗАВТРА» МОТИВ «НА ЗАВТРА» ПРОЩАНИЕ ПРОЩАНИЕ
13 СТАРТ УРОКА 1. ВСТРЕЧА - установление личностного, психологического контакта учителя-ученика, включение энергетики, возбуждение взаимной активности. 2.МОТИВ: «надо захотеть». Мотивы внешние (долг, амбиции, страх, «все побежали и я побежал», «хочется понравится» и т.п.). Мотивы внутренние «хочется узнать», «хочется смочь, суметь», «нашло вдохновение» 3. ЦЕЛЬ: обязательно вытекает из мотива, поэтому цель всегда троична: понять – научиться; смочь – суметь- сделать самому, то чему научился; создать новое, с опорой на изученное. 4.ИМЯ: афористично отражает суть занятия, опредмечивает цели учащихся, делает возможным появление и принятие задач урока, а через них и появление его плана; «держит» урок, позволяет хранить его в памяти как целостность, обращаться к нему при необходимости, как к реальному событию.
14 ТРИ СТУПЕНИ УРОКА СТУПЕНЬ I. АКТУАЛИЗАЦИЯ СТУПЕНЬ I. АКТУАЛИЗАЦИЯ Первичная актуализация знаний и умений - экспозиция занятия, подготовка к пониманию, возбуждение знаний и умений, усвоенных на прошлом занятии. Первичная актуализация знаний и умений - экспозиция занятия, подготовка к пониманию, возбуждение знаний и умений, усвоенных на прошлом занятии. Системная актуализация знаний и умений - продолжение экспозиции занятия, непосредственное приближение к пониманию - возбуждение всех необходимых для усвоения нового когда-либо изученных знаний и умений. Системная актуализация знаний и умений - продолжение экспозиции занятия, непосредственное приближение к пониманию - возбуждение всех необходимых для усвоения нового когда-либо изученных знаний и умений.
15 ТРИ СТУПЕНИ УРОКА СТУПЕНЬ II. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА и достижение его понимания на запланированном для каждого ученика уровне - кульминация урока ! Здесь происходит преобразование НОВОГО внешнего ТЕКСТА в свой НОВЫЙ внутренний ТЕКСТ.
16 ТРИ СТУПЕНИ УРОКА СТУПЕНЬ III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ В УПРАЖНЕНИЯХ И САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ДЕЛЕ. СТУПЕНЬ III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ В УПРАЖНЕНИЯХ И САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ДЕЛЕ. Первичное закрепление новых знаний и умений - переход урока в заключительную фазу - фиксация осуществленного понимания в простых (основанных на полностью освоенных навыках) упражнениях. Первичное закрепление новых знаний и умений - переход урока в заключительную фазу - фиксация осуществленного понимания в простых (основанных на полностью освоенных навыках) упражнениях. Системное закрепление новых знаний и умений - заключительная фаза урока, обеспечивающая собственно усвоение понятого, применение понятого в разных упражнениях ( в том числе и в полностью незнакомой ситуации и тем самым перевод его на более высокий уровень освоения Системное закрепление новых знаний и умений - заключительная фаза урока, обеспечивающая собственно усвоение понятого, применение понятого в разных упражнениях ( в том числе и в полностью незнакомой ситуации и тем самым перевод его на более высокий уровень освоения
17 ФИНИШ УРОКА 1. ИТОГ УРОКА - "расшифровка имени", демонстрация или рождение его главного содержательного смысла, ведущей идеи, главной мысли, а также его педагогического смысла - оценки пути, пройденного учеником на уроке и вытекающее отсюда конкретное для ученика домашнее задание - самостоятельное закрепление понятого уже как усвоенного. РАССТАВАНИЕ - продление мотива на "следующую встречу", выключение активности и деятельности, релаксация, прощание, установление срока следующей встречи, прекращение личностного контакта.
18 УРОК: АКТ - ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Древние говорили: «Театр – это школа для взрослых». Быть может, школа – это театр для детей? текст пьесы: кто автор? текст пьесы: кто автор? сюжет: завязка, развитие интриги, кульминация первая – эмоциональная, изменение интриги, кульминация вторая – смысловая, развязка, релаксация, занавес. сюжет: завязка, развитие интриги, кульминация первая – эмоциональная, изменение интриги, кульминация вторая – смысловая, развязка, релаксация, занавес. сценарирование: оптимистический, нормальный, минимальный. сценарирование: оптимистический, нормальный, минимальный. режиссура: мизансцен и диалогов режиссура: мизансцен и диалогов игра: пользование педагогическими техниками. игра: пользование педагогическими техниками.
19 УРОКИ: СОЗДАТЕЛИ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ жизненная стратегия избегания неудачи: «не был», «не привлекался», «не состоял», «живу я нигде, и звать меня никак» - плод традиционной классно-урочной системы, из-за авторитарного стиля образовательного общения (советские и современные успешные люди – «школьный брак») жизненная стратегия достижения успеха: «я - соавтор своей биографии» - результат современного (и вчерашнего, и позавчерашнего…) личностного образования, уроков-событий, из-за «сотруднического», диалогового стиля образовательного общения.
20 КОНЕЦ ФИЛЬМА СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ…
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.