Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНина Макарова
1 Основные направления совершенствования системы работы с одаренными детьми Макарова Н.П. доцент кафедры информатики и компьютерного моделирования УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
2 План Понятие одаренности Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми Формы работы с одаренными детьми Формы работы с одаренными детьми Олимпиадное движение Материалы (6 класс)
3 Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой Основные парадигмы развития одаренности: 1. Все дети одарены от природы. 2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
4 Понятие одаренности В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга прежде всего способностями к учению, т. е. одаренностью, а также обучаемостью.
5 Понятие одаренности Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
6 Понятие одаренности «Одаренность генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии» (К.К.Платонов)
7 Понятие одаренности Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
8 Модель одаренного ребенка личность, здоровая физически, духовно- нравственно и социально; личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда; личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;
9 Модель одаренного ребенка личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры; личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения; личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
10 Понятие одаренности Условно можно выделить три категории одаренных детей: 1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте). 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ). 3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте). Российская концепция одаренности
11 Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми 1.Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; 2.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности; 3.Принцип индивидуализации и дифференциации обучения; 4.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; 5.Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
12 Условия успешной работы с одаренными учащимися Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами
13 Включение в работу с одаренными учащимися учителей, обладающих определенными качествами учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным; учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
14 Включение в работу с одаренными учащимися учителей, обладающих определенными качествами учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
15 Включение в работу с одаренными учащимися учителей, обладающих определенными качествами Учитель должен быть: · увлечен своим делом; · способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; · профессионально грамотным; · интеллектуальным, нравственным и эрудированным; · проводником передовых педагогических технологий; · психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; · знатоком во всех областях человеческой жизни.
16 Включение в работу с одаренными учащимися учителей, обладающих определенными качествами Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе. Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это: учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету; учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения; учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень. Участие в исследовательской работе
17 Формы работы с одаренными детьми определяются несколькими объективными факторами, которыми характеризуется современное общество: информационные ресурсы, в том числе в школе и семье, кадровый потенциал учителей и наставников, и новые образовательные методики и технологии.
18 творческие мастерские; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; факультативы; кружки по интересам; занятия исследовательской деятельностью; конкурсы; интеллектуальный марафон; научно-практические конференции; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам; сотрудничество с другими школами, ВУЗами; Формы работы с одаренными детьми
19 Организация профильных лагерей, профильных (творческих) смен, учебно- тренировочных сборов. Формы работы с одаренными детьми
20 «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской деятельности» А.Н.КОЛМОГОРОВ. Формы работы с одаренными детьми
21 переход от обучения в закрытой образовательной среде к «сетям знаний» открытой образовательной среды (участие в Интернет- олимпиадах, телекоммуникационных проектах); Формы работы с одаренными детьми
22 Поддержка сети учреждений и базовых площадок по работе с одаренными детьми, в том числе: создание, развитие и поддержка образовательных учреждений, осуществляющих целенаправленную работу с одаренными детьми; создание очно-заочных школ; организация лицейских классов; поддержка научных обществ учащихся; вовлечение вузов в систематическую работу с одаренными детьми. Формы работы с одаренными детьми
23 Стимулирование и поддержка: Выделение стипендий (премий) одаренным детям; Издание творческих работ учащихся - победителей конкурсов. Формы работы с одаренными детьми
24 Активное использование принципов индивидуализации и дифференциации обучения. Формы работы с одаренными детьми
25 Внедрение инновационных образовательных технологий: ИКТ, проектного обучения, исследовательских методов, технологий мастерских, критического мышления, проблемного обучения. В основе их лежит личностно ориентированное обучение. Т.е. происходит переход к обучению не столько фактам, сколько идеями и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой учащиеся прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.инновационных образовательных технологийпроектного обучения Формы работы с одаренными детьми
26 Реализация стратегии ускорения (изменение скорости обучения): быстрое продвижение к более высоким познавательным уровням, особенно при подготовке к олимпиадам, конкурсам. Формы работы с одаренными детьми
27 Стратегия обогащения (углубления). Одаренный учащийся на уроках и во внеурочной деятельности получает дополнительный материал, имеет большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Формы работы с одаренными детьми
28 Органическое сочетание методов и форм работы с одаренными учащимися с методами и формами работы со всеми учащимися класса. Использование «мозговых штурмов» во всех вариантах, ролевых игр, способствующих развитию исследовательских умений в процессе научно-практической работы или творческих зачетов и т. п. Формы работы с одаренными детьми
29 Создание на уроках групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий. Статьи учащихся Формы работы с одаренными детьми
30 Организация психолого- педагогического сопровождения одаренных детей. Формы работы с одаренными детьми
31 Развитие олимпиадного движения. Проведение олимпиад позволяет выявлять предметную эрудицию детей, способность оперировать приобретенной информацией. Формы работы с одаренными детьми
32 Участие в дистанционных олимпиадах Участие в научно-практических конференциях Участие в научно-практических конференциях Фестивали творческих работ учащихся Фестивали творческих работ учащихся Формы работы с одаренными детьми
33 Intel: обучение для будущего Создание презентаций Создание проектов в Интернет Проект «Цветовое определение долей» Проект «Цветовое определение долей» Проект «Почему ветер поднимает листья» Проект «Почему ветер поднимает листья» Формы работы с одаренными детьми Программа работы с одаренными детьми
34 Подготовка к участию в олимпиадах Первый этап в развитии форм и методов подготовки школьников к олимпиадам определялся развитием школьной информатики и становлением олимпиадного движения в стране. К концу 80-х годов ХХ века, когда в отдельных школах и центрах дополнительного образования появились первые компьютеры, созрели минимальные условия, определившие тогда главную форму такой работы, основанную на общей модели индивидуальной подготовки.
35 С конца 90-х годов в стране началось активное внедрение в школы ИКТ кабинетов. Это в значительной степени предопределило переход на новый этап развития форм работы с талантливой молодежью, основу которых составляли модели корпоративного обучения. В тот период появились учебные заведения, специализирующиеся в области информатики (лицеи, гимназии). Заметно активизировалась в этот период и система дополнительного образования, благодаря чему стали организовываться специализированные выездные компьютерные школы и летние лагеря, где в качестве наставников привлекались студенты ведущих вузов страны. Подготовка к участию в олимпиадах
36 Развитие информационных технологий и интернет, а также активное внедрение их в образовательный процесс позволило подготовить почву для перехода на третий этап развития форм работы с одаренной молодежью, для которого характерны коммуникативные или сетевые модели. Начало формироваться сетевое олимпиадное сообщество, объединяющее различные межвозрастные группы школьников- олимпиадников всей страны, группы научных наставников из числа учителей информатики, преподавателей вузов, родителей- профессионалов и ученых. Подготовка к участию в олимпиадах
37 В настоящее время коммуникативные и сетевые модели работы с одаренными школьниками и подготовки их к олимпиадам продолжают развиваться. Это касается и дистанционных форм обучения (дистанционные школы наставников, дистанционные центры дополнительного обучения одаренных детей), и создания интернет-среды, содержащей банк олимпиадных задач и автоматизированную систему их проверки в режиме реального времени, и других олимпиадных сервисов. Работа в этом направлении очень важна, поскольку расширение охвата школьников олимпиадным движением приводит к проблеме нехватки квалифицированных кадров, а бесконечно расширять сообщество наставников и специализированных школ не представляется возможным. Подготовка к участию в олимпиадах
38 Наступает новый этап в развитии форм работы с одаренными детьми. В основе его будут лежать модели партнерства, основанные на активном вовлечении в эту работу ученых, преподавателей вузов, сообщества высококвалифицированных специалистов технопарков и бизнес-сообщества. Такое сотрудничество даст возможность одаренным детям не только удовлетворять потребности в зоне своих олимпиадных интересов, но и более точно определяться с будущей профессией, и тем самым способствовать решению важной для республики проблемы закрепления одаренной молодежи в науке и народном хозяйстве. Подготовка к участию в олимпиадах
39 Материалы Базовая школа (6 класс) тема «Основы алгоритмизации и программирования»:«Основы алгоритмизации и программирования» самостоятельный выбор учителем (учащимся) учебного материала, дифференцированный подход, индивидуализированное обучение
40 «Если мы будем принимать людей такими, каковы они есть, мы сделаем их хуже, а если мы будем обращаться с ними как с теми, кем они хотят быть, мы их приведем туда, куда следует их привести». И. Гете
41 Контакты: (80152) (р.), Г. Гродно, ул. Ожешко, 22, ауд. 222
42 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.