Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемsank-albina.narod.ru
2 Информационная культура преподавателя вуза
3 Информационная культура как феномен Как качество личности преподавателя вуза; Как условие и предпосылка эффективной преподавательской деятельности ; Как обобщенный показатель информационной профессиональной компетентности преподавателя; Как цель профессионального самосовершенствования
4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ЮНЕСКО 2001 г. – начало реализации Программы «Информация для всех», включающей Раздел «Развитие потенциала и возможностей человека, его навыков и умений в век информации» Международная федерация библиотечных ассоциаций (IFLA) 2002 г. – создание секции по информационной грамотности, поставившей задачу выявления стандартов информационной грамотности, сформировавшихся в разных странах, и разработки на этой основе международного стандарта В 2006 году в рамках Всемирного библиотечного и информационного конгресса – 72-й сессии Генеральной конференции и Совета ИФЛА – прошел Открытый форум ЮНЕСКО, на котором было объявлено о создании стратегического альянса между ИФЛА и ЮНЕСКО для реализации решений Всемирного саммита по информационному обществу (WSIS), в том числе – решения проблем информационной грамотности.решений В 2006 году вышло в свет «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни», подготовленное Председателем Секции по информационной грамотности ИФЛА Хесусом Лау«Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни»
5 Концепция информационной грамотности
6 Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать. Сеймур Пайперт
7 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ «Информационная культура – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих его целенаправленную самостоятельную деятельность по удовлетворению информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий» (Гендина Н. И.)
8 Информационная культура общества характеризует его способность формировать и использовать информационные ресурсы, современные средства информатики и информационных технологий в интересах обеспечения жизнедеятельности и развития (Колин К.К. )
9 степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: в ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании. (Семенюк Э.Л.)
10 На современном этапе развития общества информационная культура приобретает весьма важное значение. Информационная культура преподавателя вуза – составная часть профессиональной педагогической культуры, представляющая совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений для результативной профессиональной деятельности в информационно-образовательной среде.
11 Информационная культура: определение Информационная культура преподавателя вуза - это мера и способ творческой методологической самореализации личности в разнообразных видах информационной деятельности и коммуникации, направленных на освоение, передачу и создание информационных педагогических ценностей и технологий (Дорощук Е.С.)
12 ДРЕВО ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Умение вести информационный поиск Знание информационных ресурсов Знания и умения по обработке информации Знание возможностей университета и умение их использовать Умение критически мыслить, понимать, оценивать и творчески использовать информацию Умение формулировать свои информационные потребности и запросы ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ ГРАМОТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ИКТ Знание цифровых технологий Умение использовать средства связи Умение использовать информацию Умение пользоваться компьютерными сетями
13 Содержание труда преподавателя вуза, ведущего инновационную деятельность, постоянно обогащается новыми требованиями к качеству его работы, новыми компетенциями. Информационная компетентность преподавателя вуза включает владение такими компетенциями, - как умение извлекать информацию из различных источников - знание особенностей информационных потоков в своей предметной области - владение основами аналитико-синтетической переработки информации - знание структуры правил подготовки и оформления новых информационных продуктов с использованием как традиционных, так и новых информационно-коммуникативных технологий.
14 Владея информационной компетентностью, то есть, технологическим компонентом информационной культуры, преподаватель вуза в процессе инновационной деятельности, оказывается в ситуации, когда применение известных технологических алгоритмов по созданию информационных продуктов идет в ситуации творчества. Творчество – деятельность, рождающая нечто качественно новое, отличающееся своеобразием, оригинальностью, создающая новые материальные и духовные ценности, имеющие общественную значимость
15 Владение информационно- коммуникационными технологиями (ИКТ) позволяет человеку оставаться в актуальной зоне научно-технического прогресса, приспосабливаться к условиям стремительной информационной революции. Опыт информатизации систем образования других стран показал, что одним из условий успеха является формирование у педагогов как профессиональной информационной культуры, так и общей информационной культуры
16 Информационная культура преподавателя вуза включает два основных компонента: мировоззренческий и технологический. Мировоззренческий компонент состоит из этических, психологических, социальных, эмоционально- эстетических характеристик и отражает ценностное отношение учителя к работе с информацией. Технологический – из информационных умений, связанных с освоением рациональных приемов самостоятельного поиска и обработки информации с применением как традиционных, так и новых информационно-коммуникативных технологий.
17 Уровни развитости информационной культуры преподавателя вуза: показатели Методология информационного мышления: наличие и глубина. Информационное мышление как нестандартное мышление, позволяющее использовать ИКТ, ориентированное на поиск проблем и исследование их содержания на основе информационной компетентности Умение применять такую методологию в практической педагогической деятельности – информационная методология владения информацией как инструментом решения проблем
18 Проблемы информационной культуры в вузе в контексте современности Развитие информатизации побуждает научно-педагогическую общественность обратиться к проблеме модернизации образовательного процесса. Образовательный процесс в данном контексте должен базироваться на внедрении информационных и коммуникационных технологий. ИКТ позволяют развиваться различным формам образования и осуществлять его дистанционно.
19 Проблемы информационной культуры в вузе в контексте современности - 2 Многоуровневый характер информационной культуры создает предпосылки для структуризации информационно-культурного пространства вуза. Выделяются уровни ИКТ-компетенции: 1.Организационно- образовательный (субъекты: ППС - обучающиеся). 2.Корпоративно-управленческий (субъекты:администрация, включая топ-менеджмент – учебные и научно-исследовательские подразделения). 3.Обслуживающий (субъекты: вспомогательные структуры). Системность и целостность образовательного процесса требует системности и целостности ИКТ – создания инфраструктуры поддержки информационной культуры вуза и преподавателя.
20 ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА Культура общения Культура письма и оформления деловой документации Культура научного исследования и умственного труда Культура использования современных информационных технологий Информационно-правовая культура Мировоззренческая культура Нравственная культура Библиографическая культура
21 Структура информационной культуры Общеучебная культура: - беглое чтение - сканирование текста - составление простого и сложного плана и т.д. Культура диалога: - ведение диалога в системе «человек- человек» и «человек-машина» контекстуальность и ситуативность диалога Компьютерная культура: - умение «общаться» с компьютером - представление об областях его применения - представление об устройстве и принципах действия компьютера Досуговая культура: - умение понимать и критически анализировать информацию из СМИ - умение общаться через интернет (mail, skype) Культура чтения -умение работать с книгой, периодикой, научными статьями Видеокультура: - умение находить, критически осмысливать видеоматериал - умение создавать видеопродукты, редактировать, представлять Правовая культура: - знание прав потребителей информационных ресурсов - знание прав собственности, обязанностей и ответственности за их нарушение
22 Процессы совершенствования информационной культуры преподавателя в вузе Непрерывное повышение квалификации в области ИКТ; Поддержка мотивации к образованию и самообразованию в области ИКТ ППС; Программно-аппаратное обновление и сопровождение функционирования информационных ресурсов вуза, техническое сопровождение ИКТ; Информационно-методическое сопровождение образовательной деятельности с использованием ИКТ; Удовлетворение образовательных потребностей субъектов образовательного процесса на базе ИКТ
23 Составляющие компоненты информационной культуры преподавателя вуза Понимание закономерностей информационных процессов. Умение организовать поиск и отбор необходимой информации. Умение оценить достоверность полноту, объективность полученной информации. Умение оптимально подбирать необходимые приложения для обработки информации, форматы для сохранения. Умение представлять информацию в различных видах. Умение применять полученную информацию для принятия решений Этичное поведение при использовании информации: уважение авторских прав, грамотная переписка по , запрос на использование информации и т.д.
24 МЕХАНИЗМ ОСВОЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: проектирование целостной технологии обучения; создание педагогического процесса, наиболее адекватного поставленным целям технологии обучения; выбор и создание системы диагностики для содержательной интерпретации результатов обучения; разработка системы профилактики затруднений, коррекции процесса обучения; личностно-профессиональное развитие педагога, способного реализовать спроектированную технологию.
25 Слагаемые информационной культуры ППС (уровни) Уровень 1 –компьютер и периферийное оборудование: -прикладное программное обеспечение на уровне пользователя; -коммуникационные средства на уровне пользователя; -различные медиа-ресурсы и их использование; -нормы работы с информацией; -нормы и правила безопасности работы с компьютером, включая формирование и использование АРМ (автоматизированного рабочего места) Уровень 2 – разработка и использование ИКТ- образовательных технологий по профилям: -предметно-образовательный профиль; -дистанционно-методический; -информационно-методический; -административно-образовательный; -мультимедийный
26 Предметно-образовательный профиль информационной культуры преподавателя вуза – 2 уровень Инструменты организации образовательной деятельности; Инструменты поддержки творчества преподавателя и студента в образовательной деятельности; Инструменты электронного обучения (электронные журналы, электронные рабочие планы и пр.); Инструменты сетевого взаимодействия; Инструменты дистанционного обучения; Инструменты электронной диагностики образовательного процесса
27 Дистанционно-методический профиль информационной культуры преподавателя вуза – 2 уровень Инструменты подготовки модулей для дистанционного образования; Инструменты сопровождения обучающегося в системе ДО; Инструменты взаимодействия с обучающимися в сети; Инструменты диагностики; Инструменты создания и работы с ЭОР в ДО; Инструменты методического взаимодействия в сети Интернет
28 Информационно-методический профиль информационной культуры преподавателя вуза – 2 уровень Инструменты работы с методическими материалами - архив, УМК; Инструменты работы с методической почтой; Инструменты взаимодействия с сетевым методическим сообществом; Инструменты информационной поддержки образовательных и научно- исследовательских проектов в сети Интернет
29 Административно-образовательный профиль информационной культуры преподавателя вуза – 2 уровень Менеджмент информационных проектов как образовательных, так и административных; Менеджмент качества информационной культуры преподавателя вуза; Менеджмент сообществ (ассоциации, партнерства и пр.) преподавателей вуза; Менеджмент профессионального взаимодействия преподавателей
30 Мультимедийный профиль информационной культуры преподавателя вуза – 2 уровень Инструменты разработки и внедрения в образовательный процесс ЭОР; Инструменты доступа к депозитарию электронных учебных материалов; Инструменты доступа к электронному каталогу учебных изданий; Инструменты создания образовательных порталов; Инструменты создания электронной системы хранения и использования образовательных материалов (в том числе электронные кабинеты, электронные кафедры, электронные советы и т.д.)
31 Публикации в Интернете как репрезентация информационной культуры преподавателя вуза Эффект 1. Создание личного Интернет- пространства преподавателя как инструмент образовательной коммуникации Эффект 2. Реализация потребностей самопрезентации в Интернет-пространстве с использованием механизма рефлексии. Эффект 3. Демонстрация высокого уровня доверия электронной аудитории и желания овладеть ее вниманием
32 Виды публикаций в Интернете преподавателей вуза как репрезентация информационной культуры Методические материалы, включая учебные рабочие планы, программы дисциплин и рекомендации по подготовке – 75-82% из общего числа публикаций. Личные резюме – 60-71% из общего числа публикаций. Электронные портфели – электронные сборники научных и научно-популярных, а также публицистических работ, включая тексты лекций, отрывки из монографий, диссертационных и иных научных работ – 40% из общего числа публикаций. Диагностический материал – 29% из общего числа публикаций.
33 Электронное обучение и информационная культура Уровень информационной культуры преподавателя вуза прямо пропорционален заинтересованности в разработке и внедрении программ электронного обучения, так как это способствует реализации основных информационных компетенций преподавателя
34 Список литературы: ПРОНИНА Л.А. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА // Аналитика культкрологии. - 1 (10) Евдокимова Т.Г., МаховиковаГ.А., Ефимова Н.Ф. Инновационный менеджмент. – СПб.: «Вектор», с. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. – М.: Высш. Шк., – 157 с. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. – СПб.: Питер, – 192 с. Опыт инновационной деятельности в сфере образования и науки // Сост. Рогожин С.А. и др; Под общ. ред. Прокопьева В.П. и др. - Екатеринбург: Уральское издательство, – Вып с. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. – М.: ИНФРА-М, – 222 с. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.:ТЦ Сфера, – 448 с.
37 Тест по определению уровня информационной культуры
38 Вопросы для самоподготовки по теме «Дистанционное образование» Основные технологические принципы организации дистанционного образования в учебных заведениях различного типа Анализ основных моделей дистанционного образования. Классификация показателей профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для деятельности в области дистанционного образования. Базовые технологии организации дистанционного образования. Дистанционное образование в современных вузах России и за рубежом..
39 Вопросы для самоподготовки по теме «Дистанционное образование» Интернет-образование на современном этапе Анализ основных моделей интернет-образования. Дидактические возможности интернет-образования. Классификация показателей профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для деятельности в области интернет-образования. Базовые технологии организации интернет- образования. Сетевые коммуникационные образовательные проекты. Крупнейшие российские и зарубежные образовательные интернет-порталы. Деятельность Федерации интернет-образования России.
40 Вопросы для самоподготовки по теме «Дистанционное образование» Связь дистанционного и интернет- образования образования с медиаобразованием Анализ медиаобразовательных проектов, основанных на использовании дистанционного и интернет-образования. Анализ дистанционных образовательных курсов различных типов. Перспективы интеграции образовательных проектов, основанных на использовании информационных технологий.
41 Литература для самоподготовки по теме «Дистанционное образование» Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. М., Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Российская академия образования, с. Быховский А.Я. Весь мир в кармане: Юные журналы Интернет. М., Гура В.В. Виртуальная реальность в современной медиаобразовательной среде вуза//Труды международной научно-практической конференции «Компьютерные технологии: геометрическое моделирование и виртуальная реальность». Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. радиотехнического ун-та, Гура В.В. Дистанционное образование в контексте современной культуры// Известия Южного отделения Российской академии образования. Вып. II. Ростов, С Гура В.В. Концепция медиаобразовательной среды в дистанционном образовании//Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании. – Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та управления и экономики, Гура В.В. Некоторые замечания о дидактике обучения в медиаобразовательной среде//Личностный подход в воспитании гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов, С Гура В.В. Педагогическое проектирование медиаобразовательной среды вуза (личностно- ориентированный подход)//Личностно-ориентированное образование: феномен, концепции, технологии. Волгоград, Гура В.В. Педагогическое проектирование электронных образовательных ресурсов для медиаобразовательной среды вуза//XIX региональные психолого-педагогические чтения Юга России. Ч.1. Ростов, 2000.
42 Литература для самоподготовки по теме «Дистанционное образование» Гура В.В. Проблема разработки педагогических целей при проектировании медиаобразовательной среды//Известия Южного отделения Российской академии образования. Вып. III. Ростов, С Гура В.В. Проект разработки факультетской обучающей гуманизированной среды на базе мультимедийных технологий//Методическая конференция вузов и факультетов связи. Геленджик, Гура В.В. Разработка мультимедийных информационно-обучающих систем для педагогов//Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века. Курск, Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно- ориентированных электронных и образовательных ресурсов и сред. Ростов: Изд-во Южного Федерального университета, с. Дистанционное обучение/Под ред. Е.С.Полат. М.: ВЛАДОС, с. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании N 3. C Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. М.: ВЛАДОС, с.
43 Литература для самоподготовки по теме «Дистанционное образование» Проблемы образования студентов гуманитарных вузов в свете развития современных информационных технологий/Отв. ред. А.К.Юров. Таганрог: Изд- во Таганрог. гос. пед. ин-та, с. Распахнутая дверь в мир педагогических и информационных технологий/Под ред. Е.Н.Ястребцовой. М., с. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социальное воспитание средствами массовой информации и коммуникации//Школьные технологии С Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. Курган: Изд-во Ин-та пов. квалификации и переподготовки работников образования, с. Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М.: Изд-во МГИМО, Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР. 708 с. Федоров А.В., Новикова А.А. Медиа и медиаобразование//Alma Mater. Вестник высшей школы С Федоров А.В., Новикова А.А. Основные теоретические концепции медиаобразования//Вестник Российского гуманитарного научного фонда С
44 Литература для самоподготовки по теме «Дистанционное образование» Якушина Е.В. Дискуссия по проблемам Интернет-образования и медиаобразования//Вопросы Интернет-образования Якушина Е.В. Изучаем Интернет. Создаем Web-страничку. СПб.: Питер-пресс, с. Якушина Е.В. Интернет в аспекте медиаобразования//Проблемы перехода к 12-летней системе обучения. М.: ИОСО РАО, С Якушина Е.В. Интернет-хроника (Дистанционное обучение, 1 ч.)//ЛГО С Якушина Е.В. Медиаобразование в сети Интернет//ИТО :
45 А.А. Ахаян, Терминология дистанционной научно-образовательной деятельности c применением Internet-технологий, В.Н. Барсуков. Дистанционное... Да! Но... // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень, 1995, вып.3, с Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии (Под. ред. С.А.Смирнова) // М., Академия, 2000, 510 с. Н.В.Бордовская, А.А.Реан. Педагогика // СПб, Питер, 2000, 300 с. Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации об образовании" // М., Ось-89, 64 с. Дистанционное образование // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень, 1995, вып.3. А.А. Андреев. Введение в дистанционное обучение //Компьютеры в учебном процессе. М., Интерсоциоинформ, 1998, #2, с Е.Ф. Федорова Системное представление дистанционного образования, Ю.И. Лобанов Ю.И., О.П. Крюкова, Т.А. Тартарашвили и др. Дистанционное обучение. Опыт, проблемы, перспективы. - М., с. - (Новые информационные технологии в образовании: аналитические обзоры по основным направлениям развития ВО/ НИИВО; Вып. 5. Г.С. Сиговцев, М.А. Чарута Дистанционное образование. Методический материал для преподавателей. Социальная, экономическая и геополитическая целесообразность создания единой системы дистанционного образования Е.С. Полат "Дистанционное обучение"// "Педагогические и информационные технологии в образовании" C.Д. Каракозов, Распределенные обучающие среды, Материалы к заседанию Коллегии Минобразования России "Об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных образовательных технологий" Ч.2,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.