Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемblagorazumnaya.files.wordpress.com
1 Тема 7. Методы управления и их характеристика Методы управления это способы осуществления функций управления, применяемые для постановки и достижения ее целей. Методы позволяют сформировать систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на установление и реализацию целей. Методы управления классифицируются по различным признакам: по направленности, содержанию и организационной форме. Направленность методов отражает мотивы деятельности объекта управления (сотрудника, группы, подразделения, организации в целом). Содержание отражает специфику способов воздействия, управления. Организационная форма отражает характер воздействия (прямое косвенное). Различают: экономические, административно-правовые и социально-психологические методы управления, которые отличаются способами и результативностью воздействия на персонал. 1
2 Экономические методы Экономические методы управления базируются на действии экономических механизмов мотивации и стимулирования активной производственной деятельности. Эти методы управления ориентированы на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность. К экономическим методам управления, применяемым на уровне страны, относятся: налоговая система страны, кредитно-финансовый механизм. К экономическим методам, которые применяются на уровне организации, фирмы, учреждения и т.п., относятся: * система заработной платы и других форм материального поощрения работников; * система ответственности с соответствующим применением вознаграждений и санкций за качество и эффективность работы; * система стимулирования инновационной деятельности, направленной на повышение эффективности деятельности данной организации и повышение качества ее продукции. 2
3 Экономические методы Экономический метод управления основан на знании и сознательном использовании объектов экономических законов. Он характеризуются: 1)свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе; 2)выполнение договорных обязательств. Достоинства метода: стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей. Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию. В систему экономических методов входят практически все рычаги механизма хозяйствования: методы планирования система ценообразования система кредитования финансирования налогообложения анализ хозяйственной деятельности распределение доходов и прибыли оплата труда материальное стимулирование. 3
4 Организационно-распорядительные (административно-правовые) методы Система организационно-распорядительных (административно- правовых) методов реализуется в двух равнозначных направлениях. Воздействие на структуру управления (регламентация и нормирование деятельности) отражает статику управления. Эти методы получили название организационных методов. Воздействие на процесс управления (организация выполнения решений, контроль) отражает динамику процесса. Это распорядительные методы. Формы проявления организационно-распорядительных методов: обязательное предписание (приказ и т. п.); согласительные (консультации); рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение и т. п.). 4
5 Организационно-распорядительные методы 5
6 Организационно-распорядительные (административно-правовые) методы 1. Методы организационного воздействия базируются на применении в практике управления законодательства, соблюдения требований уставов; представляют собой форму организационного нормирования, предполагающую разработку правил внутреннего распорядка, нормативов времени и т. п. 2. Методы распорядительного воздействия отражают динамику процесса управления и представляют собой текущее распорядительство. Оно направлено па решение многочисленных вопросов оперативного характера, возникающее в процессе управления. Особенности административно-правовых методов управления: 1)Принадлежат к группе силового воздействия. 2)Предопределяют однозначные решения вопроса и не предоставляют исполнителю большой самостоятельности. 3)Оказывают конкретное воздействие - определяют цели и задачи, порядок и сроки выполнения, ресурсы. 4)Имеют самостоятельное значение, но могут служить средством осуществления др. методов. 5)Акты административного воздействия характеризуются обязательностью выполнения и подкрепляются дисциплинарными требованиями. 6)Этот метод является наиболее сильным средством воздействия на коллектив для поддержания дисциплины и порядка в работе. 6
7 Социально-психологические методы Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовом коллективе, а также на социальные процессы, протекающие в нем. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с целью превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Главная цель - положительный социально-психологический климат в коллективе. Основное средство воздействия на коллектив - убеждение. Цель социально-психологический методов - познание и использование законов психической деятельности людей для оптимизации психологических явлений и процессов в интересах общества и личности. Однако между ними существует и различие: при помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между группами; при помощи психологических управление поведением индивида и межличностными отношениями в группе. 7
8 Тема 8. Современный менеджер. Стиль руководства менеджера. 8
9 Стиль pyкoвoдcтвa Стиль pyкoвoдcтвa - этo пpивычнaя мaнepa пoвeдeния pyкoвoдитeля пo oтнoшeнию к cвoим пoдчинeнным c цeлью пoвлиять нa ниx или пoбyдить к дeйcтвию (выпoлнeнию зaдaний). Сyщecтвyeт тpи cтиля pyкoвoдcтвa: aвтopитapный; дeмoкpaтичecкий; либepaльный. 1. Автopитapный cтиль yпpaвлeния cocтoит в тoм, чтo вcя пoлнoтa влacти нaxoдитcя y pyкoвoдитeля и вce peшeния пpинимaютcя им eдинoличнo, нe yчитывaя мнeния пoдчинeнныx. Пoлoжитeльныe мoмeнты: нe тpeбyeт ocoбыx мaтepиaльныx зaтpaт, пoзвoляeт быcтpee нaлaдить взaимoдeйcтвиe мeждy coтpyдникaми и пoдpaздeлeниями. Отpицaтeльныe мoмeнты: пoдaвляeт инициaтивy; тpeбyeт гpoмoздкoй cиcтeмы кoнтpoля зa paбoтoй пepcoнaлa; пoвышaeт cтeпeнь бюpoкpaтизмa. В peзyльтaтe cнижaeтcя yдoвлeтвopeннocть coтpyдникoв cвoeй дeятeльнocтью и пoвышaeтcя иx зaвиcимocть oт pyкoвoдитeля. Дoлгocpoчнoe иcпoльзoвaниe тaкoгo cтиля yпpaвлeния пpивoдит к cyщecтвeннoмy cнижeнию cтeпeни эффeктивнocти paбoты пpeдпpиятия. 9
10 Стиль рyкoвoдcтвa 2. Дeмoкpaтичecкий cтиль пpeдпoлaгaeт дeлeгиpoвaниe pyкoвoдитeлeм чacти cвoиx пoлнoмoчий пoдчинeнным и пpинятиe peшeний нa кoллeгиaльнoй ocнoвe. Он aктyaлeн пpи cтaбильнoй paбoтe пpeдпpиятия и cтpeмлeнии eгo к внeдpeнию иннoвaций. Пoлoжитeльныe мoмeнты: cтимyлиpyeт твopчecкyю дeятeльнocть; cнижaeт нeдoвoльcтвo coтpyдникoв oт пpинятыx peшeний, тaк кaк oни пpинимaютcя coвмecтнo; пoвышaeт мoтивaцию тpyдa; yлyчшaeт пcиxoлoгичecкий климaт нa пpeдпpиятии и yдoвлeтвopeннocть oт выпoлнeннoй paбoты. Отpицaтeльныe мoмeнты: нe ocyщecтвляeтcя жecткoгo цeнтpaлизoвaннoгo кoнтpoля; oтвeтcтвeннocть зa выпoлнeниe мoжeт дoлгo пepeклaдывaтьcя; зaтягивaeтcя пpoцecc пpинятия peшeний и иx выпoлнeния. 3. Либepaльный cтиль пpeдcтaвляeт coбoй yпpaвлeниe бeз yчacтия pyкoвoдитeля. Рaбoтники пpeдocтaвлeны caми ceбe, пpиxoдитcя paccчитывaть нa иx диcциплиниpoвaннocть. Оcoбeннocти. 1. Дaнный cтиль yпpaвлeния вoзмoжнo иcпoльзoвaть пpи выcoкoй квaлификaции paбoтникoв и низкoм ypoвнe пoдгoтoвки pyкoвoдитeля. 2. Пoдчинeнным пpeдocтaвляeтcя пoлнaя cвoбoдa, кoтopaя мoжeт пpивecти к aнapxии. Либepaльный cтиль yпpaвлeния пpимeнялcя в нaшeй cтpaнe в пepиoд cтaнoвлeния pынoчнoй экoнoмики c 1985 дo cepeдины 1990-x гг. Сyщecтвoвaниe дaннoгo cтиля yпpaвлeния в coвpeмeнныx ycлoвияx вoзмoжнo, ecли oфициaльный pyкoвoдитeль являeтcя фиктивным, инaчe тaкoгo мeнeджepa вcкope "пoдcидят" eгo пoдчинeнныe. 10
11 Классификация стилей управления Блейка и Моутона 11
12 Классификация стилей управления Блейка и Моутона 1.1 обедненное управление: приложение минимальных усилий во всех направлениях в попытке сохранения занимаемой должности. 1.9 управление в стиле «дом отдыха»: вдумчивое и внимательное отношение к потребностям и нуждам людей в целях установления отношений удовлетворенности, ведущих к созданию удобной и дружественной атмосферы.' 9.1 " властьпринуждение: приоритет максимизации производственных результатов, при этом подчиненным диктуется, что и как они должны делать. 5.5 организационное управление: адекватное выполнение работы основывается на балансе усилий по выполнению работы и приемлемой социально-психологической атмосферы. 9.9 управление в стиле «команда», эффективность работы исходит из обязательств людей и взаимодействия, отношения строятся на доверии и уважении. 12
13 Тема 9. Технология выработки и принятия управленческих решений Каждый менеджер в процессе своей работы постоянно {сталкивается с необходимостью принимать решения. Решение это выбор альтернативы действия. Менеджеры не только принимают решения, но и несут ответственность за них. Организационные решения это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Организационные решения можно рассматривать как: Запрограммированные. Решения, принимаемые согласно определенной процедуре или правилам. В этом случае число альтернативных решений сводится к минимуму Незапрограммированные. Такие решения принимаются в новой ситуации, когда появляются дополнительные факторы или изменяются старые. Число незапрограммированных решений возрастает с ростом неопределенности среды деятельности организации. В организации существует небольшое количество решений, которые четко можно отнести либо к запрограммированным, либо к незапрограммированным. У выбираемых решений всегда есть достоинства и недостатки. Всегда существует компромисс при принятии решений. Процесс принятия решения это психологический процесс, и поэтому виды решений зависят от того, как их принимают. Процесс принятия решения носит либо интуитивный (на основе ощущений) характер, либо основанный на суждениях (на основе знаний и опыта), либо рациональный характер (на основе объективного аналитического процесса). 13
14 Этапы принятия управленческого решения Рис. 1. Схема принятия управленческого решения 14
15 Этапы принятия управленческого решения Этап формирования цели. Поставленная цель должна быть существенной и выполнимой с учетом имеющихся ресурсов. Этап анализа и поиска решений. Сначала необходимо осмыслить проблему стоящую перед организацией, определить ее природу и значимость. Проблема это отклонение фактических параметров от целевых, возможность такого отклонения в будущем в случае непринятия каких-либо действий, изменение целей управления. В процессе осмысления проблемы необходимо установить совокупность факторов, влияющих на конечный результат, допустимые отклонения, данные о ресурсах и т. д. Этап принятия решений. При принятии решения устанавливается альтернатива, т. е. ситуация, в которой нужно сделать выбор одной или нескольких. Для выбора альтернативы (варианты решения) необходимо: сформировать систему показателей (качественных и количественных), используя метод шкалирования; сформировать критериальную базу. Критерий позволяет ответить на один из следующих вопросов: является ли альтернатива допустимой; является ли альтернатива удовлетворительной, является ли альтернатива оптимальной; какая из двух сравниваемых альтернатив лучше; осуществить выбор (принять решение) с учетом рисков и возможностей реализации. Этап воздействия. Методы воздействия на исполнителей бывают экономическими, организационными и воспитательными. В результате происходит мотивация на выполнение выработанного решения. Этап реализации и оценки. Организация производственного процесса с присущими ему стандартами. Оценка фактического результата, сравнение его со стандартным показателями и оценка отклонения. Получение обратной связи. 15
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.