Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmedcoll.ru
1 Компетентностный подход как основа профессиональной подготовки средних медицинских работников Т.Л. Ерошенко – педагог-психолог БОУ Омской области «Медицинский колледж»
2 Будущее системы здравоохранения на прямую взаимосвязано с развитием системы медицинского образования. От стремления специалистов к использованию своих навыков и талантов, от их желания к самосовершенствованию и мотивации на успешную профессиональную деятельность, зависит решение кадровых проблем в здравоохранении и проблем качества медицинских услуг Т.А. Голикова Всероссийская научно-практическая конференция НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ - ОСНОВА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
3 Сегодня невозможно получить универсальную информацию, потому что уже завтра появится новая, более современная, невозможно овладеть универсальными умениями, потому что уже завтра они станут устаревшими. Сегодня нужно сформировать в молодом человеке способность социализироваться, адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях, действовать в нестандартной ситуации, работать с информацией, преобразовывать её в знания завтрашнего дня.
4 Результатом образования должна стать способность применять несколько интегративных действий, обеспечивающих успех жизнедеятельности в целом.
5 Компетентность Это способность и готовность применять на практике полученные знания и умения, эффективно действовать в конкретной, в том числе и нестандартной профессиональной ситуации.
6 опыт деятельности личност ные качества знания умения Компетент ность Формула компетентности:
7 В процессе обучения формируются компетенции В деятельности раскрывается компетентность
8 Компетенция 1 Компетен ция 2 Компетент ность Компетенция 3
9 Основные характеристики компетентности: готовность проявления в деятельности; знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач; опыт реализации знаний, т.е. приобретённые умения; Личностная заинтересованность – мотивация.
10 компетентности базовые общие (надпрофессиональные ) профессиональные
11 Базовые компетентности современного человека (Современная модель образования 2020) информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
12 От II к III поколению ГОС СПО IIIII Федеральный компонент Региональный компонент Инвариантная часть (70%) Вариативная часть (30%) ГОС СПО Основная профессиональная образовательная программа Примерные программы дисциплин ФГОС СПО Примерная основная профессиональная образовательная программа Основная профессиональная образовательная программа образовательного учреждения Требования к минимуму содержания Требования к: - Результатам образования; - Структуре образовательной программы; - Условиям реализации образовательной программы
13 Традиционное профессиональное образование Компетентностное профессиональное образование Станд арты Требования, устанавливаемые системой образования (кол-во часов) Ориентированность на потребности рынка труда (на реальную трудовую деятельность) Учеб ная прогр амма Целостная. Строится как набор теоретических и практических дисциплин, ориентирована на общие подходы и методы в профессиональной деятельности Модульная. Строится гибко в виде набора модулей на базе теоретической подготовки в данной области компетенции или на основе предыдущего трудового опыта в соответствии с потребностями обучающегося
14 Мето ды обуче ния Лекции, демонстрации, объяснение. Преподаватель –транслятор знаний, излагающий информацию, предложенную учебниками; отсутствует стимул обновлять программу обучения, повышать собственную квалификацию. Активные, ориентированные на обучающегося, основанные на самостоятельной и практической деятельности, включая проектную работу. Преподаватель - организатор процесса обучения и консультант в ходе выполнения работ студентами; заинтересован быть в курсе изменений и тенденций развития предметной области Оцен ка Отметки, зачеты, оценка посещаемости занятий. Умеет/еще не умеет делать что-то – оценка освоенных компетенций. Может быть проведена с участием внешних экспертов или на рабочем месте. Традиционное профессиональное образование Компетентностное профессиональное образование
15 Основные виды профессиональной деятельности по специальности «Лечебное дело» 1. Диагностическая 2. Лечебная 3. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе. 4. Профилактическая 5. Медико-социальная 6. Организационно-аналитическая ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
16 Выпускник должен обладать общими компетенциями: –ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. –ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. –ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. –ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
17 Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в соответствии с видом деятельности: 1. диагностическая –ПК 1.1. Проводить диагностические манипуляции и исследования –ПК 1.2. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний –ПК 1.3. Проводить диагностику беременности –ПК 1.4. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребёнка –ПК 1.5. Проводить диагностику смерти –ПК 1.6. Оформлять учётно-отчётную документацию ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
18 Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в соответствии с видом деятельности: 2. лечебная –ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп –ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента –ПК 2.3. Выполнять лечебные манипуляции –ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения –ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента –ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом –ПК 2.7. Организовывать психологическую помощь пациенту и его окружению –ПК 2.8. Оформлять учётно-отчётную документацию ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
19 Структура обязательной части циклов ОПОП по специальности «Лечебное дело» : Общепрофессиональные дисциплины здоровый человек и его окружение, психология, анатомия и физиология человека, фармакология, генетика человека с основами медицинской генетики, гигиена и экология человека, основы латинского языка с медицинской терминологией, основы патологии, основы микробиологии и иммунологии, безопасность жизнедеятельности ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
20 ПМ.00 Профессиональные модули: ПМ.01 Диагностическая деятельность. ПМ.02 Лечебная деятельность. ПМ.03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе. ПМ.04 Профилактическая деятельность. ПМ.05 Медико-социальная деятельность. ПМ.06 Организационно-аналитическая деятельность. ПМ.07 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
21 Общепрофессиональные дисциплины: ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО ОК 1-14 ПК 1.2 – 1.6; ПК 2.3; ПК 2.5 – 2.7 ПК 3.1 – 3.6; ПК 4.1, ПК 4.3 – 4.8; ПК 5.1 – 5.5; ПК 6.1 Модуль «Личность» (ОК …ПК… применительно к данному модулю) Модуль «Психические процессы» (ОК… ПК… применительно к данному модулю)… ОК + ПК 1-го модуля + ОК + ПК 2-го модуля +… = компетенции дисциплины
22 ПМ.02 ЛЕЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОК 1 – 14; ПК – 2.1 – 2.8 Терапия (ОК 1-14 ПК применительно к терапии) Кардиология (ОК 1-14 ПК применительно к лечению больных с ССЗ) Тема 1 (ОК 1-14 ПК 2.1 – 2.8 применительно к данной теме) Тема 2… Пульмонология Нефрология… Хирургия Педиатрия Психиатрия… ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
23 Вариативная часть: дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
24 АЛГОРИТМ подготовки образовательного учреждения и преподавательского состава к внедрению ФГОС-3
25 Каков должен быть оптимальный спектр профессиональных образовательных программ для подготовки кадров, удовлетворяющий здравоохранение, в т.ч. региональное, в наших образовательных услугах? Как должно измениться содержание этих программ, чтобы максимально подготовить выпускника для работы на учреждениях здравоохранения региона? Каковы должны быть условия реализации программ для обеспечения максимальной эффективности программ? 1.Анализ образовательных потребностей современного здравоохранения:
26 Мы разработали инновационные методические материалы для организации самостоятельной (индивидуальной) траектории образовательного процесса ? Мы изучили потребности здравоохранения региона и знаем, что должен освоить выпускник в учебном процессе для того, чтобы качественно выполнять работу в региональных учреждениях практического здравоохранения ? Мы умеем(знаем как) оценивать сформированность компетенций у выпускников, а не уровень знаний и умений? 2. Самоанализ готовности ОУ к переходу на ФГОС третьего поколения:
27 По выполнению работы распускаются Директор + Зам. директора по УР + Зам. директора по НМР + методисты определяют единые подходы к разрабатываемым материалам Мультипликация на другие профессии при необходимости Рабочие группы образовательного учреждения Рабочая группа по каждой реализуемой специальности: руководитель + методист + преподаватель + работодатель Определяют содержание ОПОП 3. Создание и организация деятельности рабочих групп
28 РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ МОДУЛЕЙ И ДИСЦИПЛИН В РАМКАХ ФГОС СПО : Ежегодное обновление рабочих программ и модулей с учетом требований работодателей Четкие, практико-ориентированные требования к результатам образованности – зачем это нужно делать? Как конкретно это нужно делать? На каком уровне выпускник должен это делать? Ориентация на результат, а не на процесс; Возможность накопительной оценки; Возможность единой (комплексной) оценки (в таком случае нужна такая форма контроля, которая позволит проверить и когнитивную, и деятельностную составляющие компетенции);
29 4. САМОАНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К ПЕРЕХОДУ НА ФГОС Я знаю, в каких типах (видах) учреждений здравоохранения работают мои выпускники ДА знаю требования работодателей к специалистам, которых я готовлю Я знаю требования работодателей к специалистам, которых я готовлюДА Я знаю преподаваемую мной дисциплину в объеме основной профессиональной образовательной программы специальности ДА НЕТ САМООБРАЗОВАНИЕПОВЫШ.КВАЛИФ.САМООБРАЗОВАНИЕПОВЫШ.КВАЛИФ.
30 САМОАНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К ПЕРЕХОДУ НА ФГОС Я имею опыт практической деятельности и владею алгоритмами выполнения манипуляций (услуг), которым обучаю, согласно требованиям современного здравоохранения ДА Я объясняю студентам (могу объяснить) где и когда в практической деятельности будут востребованы преподаваемые мной знания и умения ДА Я создаю студентам условия для творческой самореализации, для отработки практических умений ДА НЕТ САМООБРАЗОВАНИЕПОВЫШ.КВАЛИФ.САМООБРАЗОВАНИЕПОВЫШ.КВАЛИФ.
31 САМОАНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К ПЕРЕХОДУ НА ФГОС руководствуюсь при оценке студентов не набором знаний и умений, а степенью готовности к выполнению определенного действия, оказанию услуги Я руководствуюсь при оценке студентов не набором знаний и умений, а степенью готовности к выполнению определенного действия, оказанию услугиДА Я составил (готов составить) методическое (ие) пособие (я) по организации самостоятельной работы студентов ДА Я наблюдаю за процессом освоения студентами знаний, умений, процессом приобретения опыта, а не декларирую известные мне информационные материалы ДА НЕТ САМООБРАЗОВАНИЕПОВЫШ.КВАЛИФ.САМООБРАЗОВАНИЕПОВЫШ.КВАЛИФ. внедрение
32 Результат образования: Общие требования уровня квалификации Общие требования уровня квалификации Требования специальности Требования специальности Общие компетенции Общие компетенции Профессиональные компетенции (по видам профессиональной деятельности / профессиональным функциям) Профессиональные компетенции (по видам профессиональной деятельности / профессиональным функциям) Оценка сфокусирована на способности выполнять работу и ее результатах Оценка сфокусирована на способности выполнять работу и ее результатах Применение умений Применение знаний Применение знаний Общие требования (отраслевые) Общие требования (отраслевые) ++ + Общие компетенции Общие компетенции КОМПЕТЕНТНОСТЬ
33 Оценка качества подготовки студентов и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка учебных достижений студентов в форме оценивания уровня освоения дисциплин; оценка квалификации студентов и выпускников как итоговая оценка освоения ими профессиональных модулей, т.е. готовности к реализации основных видов профессиональной деятельности. Оценка квалификации студентов и выпускников осуществляется при ведущей роли работодателей.
34 Ответственность учреждения СПО: Содержание образования Технологии обучения (организация самостоятельной траектории образования) Методы и формы оценивания качества образования (система и методический инструментарий оценивания компетенций ) Реализация компетентностного подхода в среднем медицинском образовании ФГОС-3
35 Компетентный выпускник Конкурентоспособное образовательное учреждение Стандарты нового поколения
36 Профессионал хорошо работает в созданных для него условиях Конкурентоспособный специалист сам себе создаёт условия для успешной деятельности
37 Благодарю за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.