Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmcko.ru
1 Документационное сопровождение основной деятельности образовательного учреждения Губанова Е.В., к.п.н., профессор кафедры экономики образования МИОО
2 Содержание лекции 1. Основные виды деятельности ОУ. 2. Нормативные правовые акты. 3. Организационно0распорядительные документы ОУ (основные группы). 4. Управленческие действия при реализации основных видов деятельности ОУ. 5. Примерные мероприятия в ОУ по формированию нормативной правовой базы. 6. Основные этапы деятельности управленческой команды к организации документационного сопровождения основной деятельности ОУ. 7. Практические примеры. 8. О рациональном подходе к организации управленческой деятельности по обеспечению документационного сопровождения. 9. Делегирование полномочий и распределение отвественности. 10. Литература по теме лекции.
3 Основная деятельность означает деятельность, непосредственно направленную на достижение цели организации Цели организации, основные виды деятельности, прописываются в уставе, в разделе 2 - «Предмет, цели и виды деятельности учреждения»: - реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования; - реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам; - реализация образовательной программы профессиональной подготовки; - реализация дополнительных общеобразовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, культурологической, физкультурно-спортивной, туристско- краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной, художественно-эстетической и иной направленности); - осуществление обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования; - использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;
4 Основная деятельность означает деятельность, непосредственно направленную на достижение цели организации ]]- предоставление специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов; - разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; - разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ внеурочной деятельности; - разработка и утверждение годовых календарных учебных графиков; - выявление обучающихся, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию, получению ими образования в рамках реализуемых образовательных программ; - выявление семей, находящихся в социально-опасном положении, и оказание им содействия в обучении и воспитании детей; - материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями; - организация работы групп продленного дня и др.
5 Нормативные правовые акты По сроку действия В зависимости от правовых последствий По юридической силе - постоянно действующие; - временные. - нормативные; - ненормативные. - законы; - подзаконные акты.
6 Организационно- распорядительные документы (основные группы) Организационные: - устав; - положения; - инструкции, - и др. Распорядительные: - приказы по основной деятельности; - распоряжения; - решения. Информационно – справочные: - акты; - справки. - письма; - докладные; - протоколы; - факсы и др.
7 Планирование мероприятий Документационное сопровождение Основная деятельность Управленческие действия при реализации основных видов деятельности ОУ.
8 Примерные мероприятия в ОУ по формированию нормативной правовой базы 1) определение перечня локальных нормативных документов ОУ для разработки, совершенствования и/или обновления; 2) рассмотрение вопроса о разработке, совершенствовании и/или обновлении документов на заседаниях педагогического совета, управляющего совета (или ином органе государственно-общественного управления в ОУ), структурных подразделений (методических объединений, творческих группах и т.п.); 3) обучение рабочей группы, распределений функций/направлений и заданий (зон ответственности) среди участников группы; 4) рассмотрение и обсуждение вопроса о разработке, совершенствовании и/или обновлении документов на заседаниях педагогического совета, управляющего совета (или ином органе государственно-общественного управления в ОУ), структурных подразделений;
9 Примерные мероприятия в ОУ по формированию нормативной правовой базы 5) согласование проекта(ов) /макета(ов) документа(ов) с Учредителем при необходимости; 6) коррекция и окончательное рассмотрение проекта(ов)/макета(ов) документов на заседании педагогического совета, управляющего совета (или ином органе государственно-общественного управления в ОУ), структурных подразделений; 7) издание приказа / приказов.
10 Основные этапы деятельности управленческой команды к организации документационного сопровождения основной деятельности ОУ до рассмотрения вопроса / вынесения вопроса на обсуждение участникам образовательного процесса, желательно - продумать основные мероприятия, позволяющие достичь определенного результата, - проанализировать имеющуюся нормативную / локальную базу на предмет её наличия / отсутствия / соответствия современному законодательству / требованиям; - рассмотреть / обсудить вопрос на заседании педагогического / методического советов, органа государственно-общественного управления или иных органов, в компетенции которого находится данный вопрос / направление, где принимается решение (следует заметить, что оно протоколируется);
11 Основные этапы деятельности управленческой команды к организации документационного сопровождения основной деятельности ОУ на основании решения по образовательному учреждению - издается распорядительный документ, как правило, приказ (приказ по основной деятельности), на основании которого начинается деятельность участников образовательного процесса по реализации направления, - или создается рабочая группа, которая будет разрабатывать положение, необходимое для регламентации, детализации и т.п. данного направления деятельности или саму деятельность; если вопрос требует повторного обсуждения, то после подготовки проекта документа / материала вопрос снова рассматривается / выносится на заседание совещательного и / или иного органа, где принимается окончательное решение, закрепляемое приказом по ОУ.
12 п/ п Мероприятие, проводимое в рамках управленческой деятельности Примерные организационно-распорядительные документы, подготовленные по итогам управленческой деятельности 1.Вид управленческой деятельности: планирование Текущее планирование работы образовательного учреждения: разработка годового плана работы ОУ на 20__/20___ учебный год. Стратегическое планирование: разработка программы развития учреждения Протоколы заседаний: - структурных подразделений (методических объединений, кафедр, рабочих групп и др.); - педагогического совета; - органа государственно-общественного управления ОУ; 1.2. Информационно-аналитические справки, отчеты, 1.3. Приказы [1] : [1] - «О проведении анализа работы МБОУ СОШ 00 за текущий учебный год и подготовки плана работы на 20__/20___ учебный год»; - «Об утверждении годового плана работы МБОУ СОШ 00 на 20___/20____ учебный год»; - «О разработке программы развития МБОУ СОШ 00 на 20__ - 20___ гг.»; - «Об утверждении программы развития МБОУ СОШ 00 на 20___ - 20 гг.».
13 2.Вид управленческой деятельности: организация 2.1.Организация деятельности Управляющего совета в ОУ Протоколы заседаний: - структурных подразделений (методических объединений, кафедр и др.); - педагогического совета; - собрания трудового коллектива; 2.2. Положения: - «Об Управляющем совете МБОУ СОШ 00»; - «О выборах в Управляющий совет МБОУ СОШ 00»; - «О кооптации членов Управляющего Совета МБОУ СОШ 00» 2.3. Приказы: - «О мероприятиях по организации деятельности Управляющего совета МБОУ СОШ 00» или - «О мероприятиях по развитию демократического государственно- общественного характера управления МБОУ СОШ 00»; - «О введении в действие локальных актов, регулирующих государственно-общественный характер управления в МБОУ СОШ 00» или - «Об утверждении Положений, регулирующих государственно- общественный характер управления в МБОУ СОШ 00»; - «Об утверждении Положения и организации деятельности Управляющего совета МБОУ СОШ 00»; п/п Мероприятие, проводимое в рамках управленческой деятельности Примерные организационно-распорядительные документы, подготовленные по итогам управленческой деятельности
14 3.Вид управленческой деятельности: контроль 3.1. Контроль реализации ФГОС начального общего образования 3.1. Положение - «О внутришкольном контроле в МБОУ СОШ 00»; 3.2. Справки по итогам контроля Приказы: - «О результатах внутришкольного контроля реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ 00»; - «О результатах контроля работы заместителя руководителя по УВР (Ф.И.О) по подготовке введения ФГОС начального общего образования в МБОУ СОШ 00»; - «О результатах внутришкольного контроля реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ 00»; - «О результатах внутришкольного контроля работы учителя начальных классов (Ф. И. О.) по разработке рабочих программ курсов в рамках учебной и внеурочной деятельности в МБОУ СОШ 00». п/п Мероприятие, проводимое в рамках управленческой деятельности Примерные организационно-распорядительные документы, подготовленные по итогам управленческой деятельности
15 Основной вид деятельности – разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). с позиции документационного сопровождения предполагает наличие (как пример) следующих документов: - положение о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) в ОУ[1];[1] -приказы по учреждению: «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в ОУ на 20__/20__ учебный год», «Об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в ОУ на 20__/20__ учебный год»; - протоколов заседаний методического совета и школьных предметных методических объединений, а также педагогического совета. [1]
16 О рациональном подходе. Первый пример. Направление работы в ОУ: «Реализация предпрофильной подготовки профильного обучения в образовательном учреждении». 1. «Положение об организации предпрофильной подготовки в ОУ». 2. «Положение об организации профильного обучения в ОУ». 3. «Положение о курсах по выбору при организации предпрофильной подготовки ОУ». 4. «Положение об элективных курсах в рамках реализации профильного обучения в ОУ».
17 О рациональном подходе. Второй пример. 1. «О переходе ОУ на обучение по ФГОС НОО, ООО». 2. «О создании и полномочиях Координационного совета по введению ФГОС НОО, ООО». 3. «О создании и полномочиях рабочих групп по введению ФГОС НОО, ООО». 4. «О разработке ООП НОО ОУ». 5. «Об утверждении плана-графика введения ФГОС НОО, ООО в ОУ». 6. «Об утверждении ООП НОО, ООО ОУ». 7. «Об утверждении программ внеурочной деятельности». 8. «Об утверждении списка учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе ОУ». 9. «Об утверждении плана-графика повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников ОУ». 10. «Об утверждении должностных инструкций педагогических работников ОУ».
18 О рациональном подходе. Второй пример. Что можно предложить по трем направлениям: а) организационные мероприятия по введению ФГОС в ОУ (сюда можно отнести приказы из списка с 1 по 5); б) программно – методическое обеспечение введения ФГОС (сюда можно отнести приказы из списка с 7 по 9); в) совершенствование нормативной правовой базы ОУ, связанной с введением ФГОС в ОУ (приказ 10 из списка).
19 О рациональном распределении функции/направления между каждым членом рабочий группы, например: 1) изучение нормативных документов и иных материалов; 2) анализ имеющихся документов в ОУ на предмет их соответствия требованиям, нормам и т.п., предъявляемых новыми документами высшего порядка; 3) сопоставление, анализ содержания школьных документов на предмет необходимости внесения в них изменений и дополнений, или разработки новых;
20 О рациональном распределении функции/направления между каждым членом рабочий группы, например: 4) определение характера и объема работы, связанного с подготовкой проекта(ов) документа(ов); 5) подготовка примерного перечня документов, которые необходимо разработать, и/или нуждаются во внесении в них соответствующих изменений и/или дополнений; 6) подготовка проекта(ов) /макета(ов) документа(ов) для рассмотрения и обсуждения на заседаниях педагогического и Управляющего советов.
21 О делегировании полномочий 1. разработать документ, регламентирующий деятельность конкретного заместителя руководителя, руководителя структурного подразделения или педагога /сотрудника; 2. разработать систему поддающихся проверке целей деятельности и полномочий каждого сотрудника; 3. передать в подчинение руководителям большее число работников и предъявить высокие требования к качеству работы этих руководителей; 4. создать систему формирования и подготовки кадров (школьный резерв: на замещение должностей заместителей руководителя, подготовки руководителей структурных подразделений и профессионального роста педагогов, с позиции – «вертикальной» и «горизонтальной» карьеры).
22 Комментарий - по п.1 – 3 заключается: в разработке персонифицированных должностных инструкций в соответствии с выполняемыми функциями, четкое определение связей по должности, Положения о структурном подразделении образовательной организации, издании приказа «О распределении функциональных обязанностей среди членов администрации в МБОУ СОШ 00», и т.п. Такой подход позволяет устранить типичные ошибки в распределении функций управления: 1. перегрузку руководителей решением второстепенных вопросов; 2. отсутствие четкого документального распределения управления между руководством организации и подразделений;
23 Комментарий Такой подход позволяет устранить типичные ошибки в распределении функций управления: 3. отсутствие четкой технологии взаимосвязей операций управления по основным функциям с указанием лица, принимающего решение. По п.4, можно говорить о разработке и принятие в образовательной организации общего образования индивидуального плана развития педагога, который может быть как профессиональный, так и карьерный..
24 Совет по оформлению документов В учреждении должны быть выработаны единые требования к оформлению организационно-распорядительных документов, с которыми должны быть ознакомлены все участники образовательного процесса, и особенно те, кто непосредственно их готовит. Документы, о которых идет речь в рамках документационного обеспечения управленческой деятельности, как правило, должны оформляться на бланке образовательного учреждения, соответствующего стандарту (ГОСТ Р ). Лица, выполняющие функции секретаря органа управления / структурного подразделения ОУ, должны быть подготовлены к данному виду деятельности через обучающие семинары – практикумы, курсы повышения квалификации и др.
25 Что можно порекомендовать руководителю ОУ и его команде почитать по данному вопросу 1.Алферова Л.В. Должностная инструкция в правовом регулировании трудовых отношений в образовательном учреждении: Практическое пособие. М.: АРКТИ, – 272 с. (Управление образованием). 2.Губанова Е.В. Основная деятельность ОУ: документационное сопровождение // Школа управления образовательным учреждением (20). 3. Басаков М.И. Современное делопроизводство (Документационное обеспечение управления): учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. и дополн. – Ростов н/Д: Феникс, – 473 с. 4.Лизинский В.М. Вариативные локальные акты школы. // Управление современной школой. Завуч. – – С
26 Что можно порекомендовать руководителю ОУ и его команде почитать по данному вопросу 5. Письмо министерства образования РФ от 20 декабря 2000 г. 00 – 51/64 «Методические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных учреждениях» 6. Порядок разработки и утверждения локальных нормативных актов организации. – Путеводитель по кадровым вопросам // 7. Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». 8.Рабочая книга школьного администратора: делопроизводство в школе: Выпуск 3-й / авт. – сост. А.Э. Гальперин. – М.: Аркти, – 272 с. 9.Фёклин С.И. Нормативные правовые и локальные акты в сфере образования: методическое пособие. – М: Арсенал образования, – 125 с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.