Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемopen-content.ru
1 Многоуровневая постнеклассическая модель образовательных процессов (спираль ПНК МОП)
2 ПоводырьВедомый Ощущения, пробы&ошибки Репетитор Обучаемый Восприятия, образцы Наставник Учащийся Представления, образы Актор «Учитель» (a)Актор «Ученик» (b) Осведомленный Проводник Мотивация, стандарты Ученик Учитель «Второе рождение», компетентности Сведущий Мыслитель Творец Сотворчество, компетенции когнитивные** Знания, контенты Смыслы, метазнания Идеи, ценности моральные *Профессиональные образовательные Общеобразовательные Размышления, компетенции предметные* ** Общекультурные (субъекта культуры) Умения Навыки Сведения «Делай, как я»
3 Постнеклассическая модель образовательных процессов символически представлена в виде двойной восходящей спирали, связанной семью уровнями - «перемычками» (спираль ПНК МОП). Интересно, что, по всей видимости, «двойная спираль» является адекватной геометрической фигурой для визуализации именно процессов. Представляется, что мы имеем ещё один эталон визуализации, подобно тому как эталонами- символами являются окружность, квадрат, равносторонний треугольник и др. Широко известен революционный аналогичный результат символического представления структуры молекулы ДНК в виде двойной спирали, полученный Нобелевскими лауреатами профессорами Дж. Уотсоном и Ф. Криком.
4 Каждая из спиралей символизирует путь актора (учителя или ученика) – как субъекта – в возможном мире образования. Уровни модели («перемычки») интерпретируются как совместные циклы трансформации акторов, в результате которых становится возможным продвижение акторов по спиралям Каждый уровень модели представляет определенную образовательную парадигму Спираль ПНК МОП связывает основные образовательные парадигмы: от научения подражанием до сотворчества на уровне идей Каждая парадигма описывается четырьмя основными характеристиками: двумя ролями акторов (учителя и ученика), параметрами совместной образовательной среды и областью достижимых результатов
5 ПоводырьВедомый Актор 1 («Учитель»)Актор 2 («Ученик») 1 Творец 7 _________ ___________ 2 _________ ___________ 3 __________ 4 _________ __________ 5 6 Сотворчество, компетенции когнитивные Идеи Ощущения, Пробы&ошибки «Делай, как я» Восприятия, образцы Представления, образы Умения Навыки Мотивация, стандарты «Второе рождение», компетентности Знания Смыслы Размышления, компетенции предметные Сведения
6 ПоводырьВедомый Актор 1 («Учитель»)Актор 2 («Ученик») 1 Ощущения, пробы&ошибки «Делай, как я»
7 Актор 1 («Учитель»)Актор 2 («Ученик») Репетитор Обучаемый 2 Восприятия, образцы Навыки
8 Актор 1 («Учитель»)Актор 2 («Ученик») Наставник Учащийся 3 Представления, образы Умения
9 Актор 1 («Учитель»)Актор 2 («Ученик») Проводник Осведомленный 4 Мотивация, стандарты Сведения
10 Актор 1 («Учитель»)Актор 2 («Ученик») Учитель Ученик 5 «Второе рождение», компетентности Знания
11 Актор 1 («Учитель»)Актор 2 («Ученик») МыслительСведущий 6 Смыслы Размышления, компетенции предметные
12 Актор 1 («Учитель»)Актор 2 («Ученик») Творец 7 Сотворчество, компетенции когнитивные Идеи
13 Творец 7 Проводник Осведомленный 4 Учитель Ученик 5 МыслительСведущий 6 Сотворчество, компетенции когнитивные Идеи ПоводырьВедомый Актор 1 («Учитель»)Актор 2 («Ученик») 1 Репетитор Обучаемый 2 Наставник Учащийся 3 Ощущения, Пробы&ошибки «Делай, как я» Восприятия, образцы Представления, образы Умения Навыки Мотивация, стандарты «Второе рождение», компетентности Знания Смыслы Размышления, компетенции предметные Сведения
14 Образова- тельные парадигмы Роли акторов Область достижимых в данной парадигме результатов Параметры совместной образовательной среды УчительУченик Парадигма уровня 1 ПоводырьВедомый«Делай, как я»Ощущения, пробы и ошибки Парадигма уровня 2 РепетиторОбучаемыйНавыкиВосприятия, образцы Парадигма уровня 3 НаставникУчащийсяУменияПредставления, образы Парадигма уровня 4 Проводник Осведомлен ный СведенияМотивация, стандарты Парадигма уровня 5 УчительУченикЗнания «Второе рождение», компетентности Парадигма уровня 6 МыслительСведущийСмыслы Размышления, компетенции предметные Парадигма уровня 7 Творец ИдеиСотворчество, компетенции когнитивные Табл. 1. Описание модели ПНК МОП
15 Поводырь Ведомый Ощущения, пробы&ошибки Репетитор Обучаемый Восприятия, образцы Наставник Учащийся Представления, образы Актор «Учитель» (a)Актор «Ученик» (b) Индуктор Проводник Мотивация, стандарты УченикУчитель «Второе рождение», компетентности СведущийМыслитель Творец Сотворчество, компетенции когнитивные** Знания, контенты Смыслы, метазнания Идеи, ценности моральные *Профессиональные образовательные Общеобразовательные Размышления, компетенции предметные* ** Общекультурные (субъекта культуры) Умения Навыки Сведения «Делай, как я»
16 ПОНЯТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
17 Понятие компетенции Термин "компетенция" происходит от латинского "competentia", что означает ведение, способность, принадлежность по праву, и обычно используется в двух смыслах: а) в юридическом, для характеристики формальных прав и обязанностей; б) в социальном, для определения способности субъекта заниматься определенной деятельностью, либо для характеристики качеств субъекта, требуемых для осуществления данной деятельности. В общем виде: компетенция как характеристика отношения, связывающего так или иначе субъекта деятельности и саму деятельность
18 Виды компетенций Уровни когнитивно- компетентностной модели спираль ПНК МОП & КК Характер деятельности Вид когнитивно- образовательных компетенций Обучение на уровне 5 – контенты, знания Действия Компетентности Обучение на уровне 6 - смыслы, метазнания Деятельность в определенной предметной области (профессиональная, социальная и т.д.) Компетенции предметные (профессиональные, социальные, образовательные) Обучение на уровне 7 - идеи, ценности моральные Интеллектуальная деятельность 1 Компетенции общекультурные [1] Определение интеллекта по Пиаже
19 В постнеклассической картине мира: компетенция есть характеристика отношения субъекта и деятельности представима как инфообъект и задается тройкой (способность, готовность, мотивация).
20 Представление компетенции в картинах мира Характеристика деятельности СпособностьГотовностьМотивация Классическая модель Образовательная деятельность трактуется как предметная. Компетенция задается моноописанием (способности). Способности врождены. Готовность и мотивация также врождены либо являются производными от способностей (на что человек способен, к тому он и готов, то он и делает). Абсолютная обучаемость. Неклассичес- кая модель Образовательная деятельность трактуется как коммуникативная, задается парой (способность, готовность). Компетенция задается парой (способность, готовность). Способности не врождены, но проявляются в поведении. Готовность как внешняя обусловленность. Мотивация неотличима от пары (способность, готовность) или производна от нее. Пост- неклассичес- кая модель Образовательная деятельность трактуется как информационная деятельность (в том числе – когнитивная). Компетенция задается тройкой (способность, готовность, мотивация). Способности не врождены, но заложены актом рождения субъекта как возможного. Готовность как принятие решения о деятельности. Внутренняя мотивация субъекта к самотрансцен- денции.
21 Образова- тельные парадигмы Роли акторовОбласть достижимых в данной парадигме результатов Параметры совместной образовательной среды Характер отношения между акторами (направление влияния/трансформ ации) «Учитель»«Ученик» Парадигма уровня 1 ПоводырьВедомый«Делай, как я» Ощущения, пробы и ошибки Моносвязь - от «Учителя» к «Ученику» Парадигма уровня 2 РепетиторОбучаемыйНавыкиВосприятия, образцы Парадигма уровня 3 НаставникУчащийсяУменияПредставления, образы Парадигма уровня 4 ПроводникОсведомленн ый СведенияГотовность, стандарты Пара (от «Учителя» к «Ученику», от «Ученика» к «Учителю») Парадигма уровня 5 УчительУченикЗнанияМотивация (внутренняя), компетентности Совместная трансформация Парадигма уровня 6 МыслительСведущийСмыслыРазмышления, компетенции предметные Парадигма уровня 7 Творец ИдеиСотворчество, компетенции когнитивные
22 Соотнесение базовых принципов по Делору и положений когнитивно- компетентностной парадигмы Базовые принципы по Делору Когнитивно-компетентностная парадигма образовательных процессов Учиться познавать Учиться быть когнитивным субъектом, заниматься когнитивной деятельностью Учиться делать Учиться быть созидательным и деятельным, поскольку субъект проявляется только в деятельности Учиться жить вместе Учиться создавать коллективных субъектов и метасубъектов, создавать субъект-субъектные среды и участвовать в совместной когнитивной деятельности Учиться житьУчиться идти по пути субъекта и из возможного стать полностью осуществленным (реализовать свои возможности)
23 Применительно к субъекту вообще образовательная компетенция - это (способность, готовность, мотивация) пройти жизненный путь образовательного субъекта («путь наверх» по спирали ПНК МОП) в образовательных средах от предсубъекта (уровень 1) к полностью осуществленному субъекту (уровень 7). Когнитивно-образовательная компетенция - это (способность, готовность, мотивация) когнитивного субъекта пройти жизненный путь когнитивного субъекта в субъект-субъектных образовательных средах от обучения на уровне 5 (контенты, знания) до обучения на уровне 6 (смыслы, метазнания) и далее до обучения на уровне 7 (идеи, моральные ценности). Когнитивно-образовательные компетенции определяют (способность, готовность, мотивацию) человека (и его сообществ) стать субъектом культуры.
24 Итак, подведем итоги: В приложении постнеклассической методологии к образованию компетенцию следует определять как характеристику отношения субъекта и образовательной деятельности, причем в когнитивно- компетентностной парадигме компетенция – это характеристика отношения когнитивного субъекта и образовательной деятельности. Для инфомира в целом компетенция определяется как (способность, готовность, мотивация) субъекта порождать, трансформировать и утилизировать инфообъекты – фундаментальные информационные компетенции.
25 Очевидно, что для «перехода к обучению на основе компетенций» наличествующего сегодня в образовании уровня СУНов (обучения на уровне досубъектных образовательных парадигм (уровни 1 – 4 модели ПНК МОП)) недостаточно, для решения новых задач сфере образования необходимо переходить к обучению на уровне знаний, смыслов и идей (уровни модели ПНК МОП).
26 Когнитивно-компетентностная модель образовательных процессов для обществ, основанных на знаниях
27 что такое «компетентностный» подход к образованию и каково его место в возможной модернизации? Можно ответить кратко: именно с уровня 5 осуществляется переход от СУНов к ЗСИ (образование на уровне знаний, смыслов и идей)
28 Реформа образования – построение модели образования, адекватной информационному обществу (обществам, основанным на знаниях)
29 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.