Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемhse.ru
1 Современная школа в оценках и представлениях учителей Воронежский государственный университет А. И. Верецкая А. Б. Довейко А. А. Квасова А. И. Стеценко
2 Вызовы: 1. Падает качество педагогического корпуса. Доля учителей пенсионного возраста за гг. выросла с 11 до 18%. Поскольку уровень пенсий крайне низок, педагоги стремятся работать в школе до «последнего дня». В результате доля педагогов младше 30 лет составляет всего 13%, значительная часть молодых учителей не закрепляются в системе образования. 2. Усиливается разрыв между школами по уровню качества образования, а значит, растет неравенство в доступе к качественному образованию. В итоге система среднего образования перестает выполнять функцию социального лифта, а, наоборот, усиливает социальное неравенство. 3. Нарастает отставание российской школы от лучших мировых систем с точки зрения содержания программ. Не создана эффективная система постоянного обновления содержания образовательных программ в ответ на культурные и технологические изменения. 4. Высоким является уровень качества отдельных областей школьного образования (математического и естественнонаучного и навыков чтения)
3 Вызовы (продолжение): 5. Противоречие между потребностями современной экономики, требующей интеллектуальных умений высокого уровня и ориентации российской школы на обучение как воспроизведение знаний и применение известных алгоритмов. 6. В условиях стагнации системы воспитания и дополнительного образования снижается общий уровень культуры подрастающего поколения, растут показатели насилия, экстремизма, употребления алкоголя и наркотиков. 7. Обостряется противоречие между стратегией модернизации школы «сверху», с одной стороны, и растущим многообразием местных условий и потребностей, на которые должна отвечать школа. Реформы «сверху» не оставляют места для реальных инициатив «снизу», ограничивают возможности для принятия эффективных и ответственных решений в регионах, муниципалитетах, образовательных учреждениях. 8. В результате усиливается отчуждение учителей и родителей от процессов модернизации образования, проводимые реформы зачастую носят имитационный характер.
4 Социологическое исследование, проведённое лабораторией кафедры социологии и политологии ВГУ, было задумано и реализовано в год учителя (2010 г.) Выборка среди учителей г. Воронежа составила 258 чел. Представлены все типы общеобразовательных учебных заведений среднего образования во всех районах города: общеобразовательные школы, гимназии и школы с углубленным изучением отдельных предметов. Повторное исследование проведено в феврале 2013 г. Выборка среди учителей г. Воронежа составляет 395 чел., среди учителей школ области – 513 чел.
5 Задачи исследования: 1) определение трудовой и социокультурной мотивации, интересов и предпочтений учителей; 2) изучение оценок учителями отношений в школе и социуме; 3) анализ факторов образа жизни школьного педагога; 4) определение «болевых точек» в положении учительства для разработки адекватных управленческих и социально-психологических мер.
6 В систему показателей включены: 1) тип учебного заведения; 2) мотивация выбора профессии; 3) удовлетворенность работой в целом и её сторонами: отношениями с учениками, с коллегами, родителями учеников, режимом дня, оплатой труда, уровнями управления, отношением учеников к процессу обучения и др.; 4) отношение к повышению квалификации; 5) самооценка качеств учителя; 6) оценка роли учителя; 7) взгляд на меры повышения авторитета учителя и др.
7 Мнения педагогов воронежских школ о главных задачах учителя, по данным исследования годов, в % Суждения , город 2013, село Давать знания подрастающему поколению Давать знания, воспитывать и формировать личность ученика Воспитывать учеников5147 Организовывать учебный процесс 5-7
8 Качества личности современного педагога, % Суждения , город2013, село Высокий уровень эрудиции 5154 Глубокие знания своего предмета Высокий культурный уровень Стремление к самосовершенствованию Гуманизм 3134 Толерантность Искусство обучения, воспитания Справедливость
9 Авторитет современного педагога, % Суждения , город 2013, село Достаточно сильное влияние, учитель является одним из основных агентов социализации Недостаточное влияние, ученики воспринимают авторитет учителя как нечто необязательное Никакого влияния Затруднились с ответом14811
10 Как повысить социальный статус учителя Оценка воронежскими педагогами мер для повышения социального статуса учителя и престижа профессии, % Суждения , город2013, село Расширение спектра предоставляемых государством социальных услуг Повышение заработной платы Дополнительные льготы для учителей, вышедших на пенсию Социальная реклама профессии Проведение различных конкурсов, подобных конкурсу «Учитель года» 553 Затруднились с ответом 448
11 Проблемы современной школы в оценках педагогов, в индексах Проблемы , город2013, село Состояние нравственного климата в школах 0,220,670,70 Проблемы материально- технического оснащения учебного процесса 0,270,290,62 Изменение структуры педагогической нагрузки 0,130,500,61 Отношение учеников к обучению 0,290,780,80 Качество учебников 0,250,650,68 Введение ЕГЭ и ИГА 0,180,560,70 Бюрократизация учебного процесса 0,220,900,68 Старение кадров в школе 0,060,270,35
12 Отношение воронежских учителей к введению новых форм педагогической работы, в % Считают необходимым: Использование электронных учебников 2729 Написание рефератов 3142 Письменный экзамен 6619 Единый государственный экзамен (11 класс) 4625 Итоговая государственная аттестация (9 класс) 4526 Тестирование 4945 Использование мульти-медийных средств обучения 7475
13 Материальное положение воронежских педагогов Оценка педагогами уровня оплаты труда учителя 1 – заработная плата вполне достойная; 2 – заработная плата может обеспечить только минимальные потребности и не отражает реальных затраченных трудовых усилий; 3 – заработная плата не обеспечивает даже минимальных потребностей, чтобы достойно жить, нужны дополнительные источники дохода
14 Дополнительная работа воронежских педагогов, в % Суждения , город 2013, село Не подрабатываю Беру дополнительную нагрузку в своей школе или подрабатывают в других школах Занимаюсь репетиторством23815 Занимаюсь деятельностью, не связанной с основной работой 1712 Более 60 % опрошенных педагогов считают, что основной путь увеличения доходов учителя – повышение оплаты труда по месту основной работы
15 Оценки педагогами состояния российского общества, в % Суждения , город 2013, село Коррупция Падение нравов в обществе и снижение культурного уровня Преступность 4443 Опасение стать бедным, оказаться на дне Незащищенность прав и свобод гражданина Безработица Рост цен Рост наркомании и алкоголизма Снижение уровня жизни Экономический кризис
16 Удовлетворенность учителей различными сторонами своей жизни, в % Стороны , город2013, село Отношения с учениками 0,580,510,57 Отношения с коллегами 0,610,56 Отношения с администрацией школы 0,460,390, Отношение учеников к процессу обучения - 0,06- 0,20- 0,13 Объем учебной нагрузки 0,320,260,37 Оценка социальной значимости труда - 0,41- 0,28- 0,13 Заработная плата - 0,56- 0,36- 0,18 Государственное управление образованием - 0,20- 0,15- 0,13
17 Удовлетворенность работой воронежских учителей
18 С каким настроением смотрят педагоги в будущее, % Суждения , город 2013, село С надеждой и оптимизмом17 21 Спокойно, без особых тревог и иллюзий С тревогой и неуверенностью Со страхом и отчаянием332
19 Спасибо за внимание.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.