Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемленусик щелканова
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Арзамасский филиал Выполнила: Щелканова Е.Л. студентка II курса психолого-педагогического факультета направления «психология образования» Адаптация первоклассников к школе
2 Понятие адаптации Адаптация – это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
3 Виды адаптации 1)Психологическая адаптация – это процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально- деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций. 2)Физиологическая адаптация – совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды гомеостаза. 3)Социальная или личностная адаптация – приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей. Осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры общественного и государственного принуждения.
4 Механизмы адаптации Р.В. Овчарова определяет поведение как «совокупность конкретных, в данный момент протекающих деятельностей» и говорит о том, что поведение может быть названо адаптивным, если « посредством его получен целесообразный, полезный результат». Достижение результата, по ее словам, становится возможным, если составляющие поведение деятельности соответствуют условиям, в которых поведение осуществляется. Основными механизмами поведения, а, следовательно, и адаптации являются, с точки зрения Р.В. Овчаровой, следующие механизмы: - процесса отражения, задающие ориентировку человека в среде и ситуации. - действия субъекта в реальных, адекватно отраженных условиях. - эмоциональной регуляции поведения. С каждым из трех механизмов функционируют механизмы речевого опосредования и памяти. Р.В. Овчарова так же отмечает, что с точки зрения уровневой организации поведения, механизмы отражения выступают в виде процессов восприятия, ощущения, мышления; механизмы действия – в виде движений, навыков, тактик, программ или стратегий; механизмы эмоциональной регуляции – в виде непосредственных переживаний и чувств.
5 Факторы адаптации 1) особенности жизни ребёнка в семье (насколько резко отличался привычный для него режим от школьного); 2) первоклассники, ранее посещавшие детский сад, значительно легче адаптируются к школе, чем «домашние», не привычные к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму дошкольного учреждения; 3) состояние здоровья ребенка к началу систематического обучения и изменения его показателей под влиянием учебной нагрузки. Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются о умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Однако, к сожалению, в настоящее время здоровых детей поступает в школу только %. У остальных уже имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Тяжелее всех к школе адаптируются дети, у которых неблагоприятно протекал период новорожденности, дети, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто и тяжело болеющие, страдающие различными хроническими заболеваниями и особенно имеющие расстройства нервно-психической сферы.
6 Как протекает адаптация Адаптивный процесс имеет определенные стадии развития и протекает фазно. Обычно выделяются фазы кратковременного повышения резистентности (чаще первые часы и дни воздействия) и ее снижения, после чего развивается состояние устойчивого приспособления. В общем виде эта схема описывает адаптивные изменения при действии на организм самых разнообразных факторов внешней среды – холода, гипоксии и т. д. Среди всего многообразия адаптивных реакций различают специфические и неспецифические. Наиболее общую реакцию организма отражают неспецифические реакции, которые чаще всего выражаются в развитии общего адаптивного синдрома. Специфические адаптивные реакции вырабатываются гораздо медленнее, их характерная черта – взаимодействие и кооперация тех элементов функциональных систем, которые обеспечивают формирование конечного полезного эффекта. Приспособительные реакции организма принято разделять на два класса – быстро реализующиеся реакции срочной адаптации, для которых в организме имеются готовые, вполне сформировавшиеся механизмы, и реакции долговременной адаптации. Долговременная адаптация включает в себя реакции, для осуществления которых в организме нет готовых сформировавшихся механизмов, а есть лишь генетически детерминированные предпосылки. Постепенное формирование таких механизмов происходит при многократном включении реакций срочной адаптации.
7 Режим дня и его влияние на адаптацию Регламентированное время и продолжительность подготовки домашних заданий и творческой деятельности ребёнка Достаточный отдых на свежем воздухе Регулярное и полноценное питание Достаточный и продолжительный ночной сон, со строго установленным временем подъёма и отхода ко сну Правильная организованная двигательная активность ребёнка. Учитель должен объяснять родителям и детям необходимость соблюдения режима дня, контролировать его.
8 Понятие дезадаптации Процесс дезадаптации личности является полярным адаптации и по своей сущности деструктивным явлением. Процесс дезадаптации - это определённый ход внутрипсихических процессов и поведения, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к усугублению её, к усилению трудностей и вызывающих её неприятных переживаний. Дезадаптация может иметь патологический и непатологический характер. Непатологическая адаптация характеризуется отклонениями в поведении и переживаниях субъекта, связанных с недостаточной социализацией, социально-неприемлемыми установками личности, резкой сменой условий существования, разрывом значимых межличностных отношений и др. Дезадаптационные состояния и конфликты могут быть истоком суицидального поведения человека. В одних случаях конфликт вызывает и усугубляет дезадаптацию, переводит её в суицидальную фазу, в других ситуациях конфликт сам порождает дезадаптацию. При достаточно высокой степени его обострения и значимости для личности противоречия, дезадаптационные состояния могут провоцировать её суицидальное поведение.
9 Признаки дезадаптации Выделяют объективные и субъективные признаки дезадаптации. К объективным признакам относят: -изменение поведения человека в социальной сфере, -несоответствие поведения своим социальным функциям, -патологическую трансформацию поведения. К субъективным признакам относят: -психические сдвиги (от негативно окрашенных переживаний до клинически выраженных психопатологических синдромов), -состояние психологического тупика, возникающее в результате долгого нахождения личности в конфликте (внешнем или внутреннем) и отсутствия необходимых адаптивных механизмов для выхода из этого состояния.
10 Причины дезадаптации Причины полной дезадаптации чрезвычайно многообразны. Они могут быть вызваны несовершенством педагогической работы, неблагоприятными социально бытовыми условиями, отклонениями в психическом и физическом развитии детей. Среди основных причин школьной дезадаптации выделяются следующие: 1)Отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер, отсутствие своевременной помощи ученику, проявления неуважения к нему. 2)Неблагоприятная материально-бытовая или/и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей, заброшенность ребенка или гиперопека. 3)Негативное влияние окружения, легкость добывания денег, доступность алкоголя и наркотиков. 4)Деформация общественных и нравственных идеалов, превосходство обогащения над самореализацией, обстановка пропаганды насилия, вседозволенности. 5)Тяжелые физические заболевания, различные нарушения психики, акцентуации и патологии личности, патологическое протекание возрастных кризисов, задержка психического развития.
11 Задачи и основные направления работы психолога Задачи: создание условий для социально-психологической адаптации детей в школе (создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.); повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний; адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников. Основные направления работы: 1. Консультирование и просвещение педагогов, предполагающее как собственно психологическое консультирование по запродам, так и совместную психолого- педагогическую работу по анализу учебной программы и ее адаптации к конкретным школьникам. Отдельный аспектконсультирование педагогов по вопросам, касающимся организации педагогической поддержки детей в наиболее острый период первичной адаптации. 2. Консультирование и просвещение родителей. 3. Психологическая развивающая работа по повышению уровня школьной готовности.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.