Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМаргарита Закарьяева
1 .6. Самооценивание / Взаимооценивание учащихся
2 «Ученики должны уметь
3 сами оценивать свои знания».
4 П. Блэк и Д. Уильям
5 Самооценивание – это процесс, направленный на сбор и анализ информации о своих сильных
6 и слабых сторонах, о своих возможностях и проблемах.
7 Использование формативного оценивания предусматривает использование приема самооценки
8 учеником или оценки одноклассниками. Эти приемы способствуют повышению эффектив-
9 ности формативного оценивания. Когда учащиеся владеют навыками самооценивания и вза-
10 имооценивания, то вопроса о надежности и адекватности оценки не возникает. необходимо
11 обучать учащихся тому, что оценивание должно происходить на основе критериев, а не на
12 основе эмоций. Сущность самооценивания и взаимооценивания заключается в следующем:
13 дети могут оценить себя только тогда, когда у них есть цели, которых они должны добиться
14 в процессе учения, и понятные критерии оценки.
15 Самооценивание учащихся
16 Для ученика оценочная информация о его достижениях состоит из следующих элементов:
17 поставленной цели;
18 разработанных или предложенных критериев;
19 характеристики достигнутого уровня на данный момент;
20 понимания того, каким образом можно сократить разрыв между поставленными целями
21 и достигнутым уровнем.
22 Для эффективного самооценивания необходимо:
23 понимание учащимся, как оценивается его работа, деятельность;
24 развитие навыков критического мышления;
25 развитие объективизма;
26 концентрирование внимания учащихся на своих целях.
27 навык самооценивания у учащегося должен формироваться из оценок своей работы по целому
28 ряду критериев. В этом случае он будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений,
29 каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Ученик сможет проследить свой прогресс.
30 Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной са-
31 мооценки применяется сравнение двух самооценок: прогностической (оценки предстоящей
32 работы) и ретроспективной (оценки выполненной работы). 47 МеТОДИчеСКОе РУКОВОДСТВО
33 ЭТО ВАЖНО!
35 Учителю необходимо:
36 Регулярно напоминать ученикам о целях и критериях оценки работы.
37 Планировать время на самооценивание.
38 Представлять цели урока, критерии оценки на стендах, доске и т.п. с тем,
39 чтобы учащиеся четко видели свое направление к цели.
40 Пример: учитель перед проверкой работы напоминает ученикам критерии оценок,
41 предлагает на их основе проверить и доработать самостоятельно свою работу.
42 ниже представлены примерные формы самооценки при групповой работе. При использовании
43 первой формы учитель предлагает учащимся самостоятельно оценить свою работу в группе.
44 Форма (таблица ¹13) позволяет ученику более детально оценить свою работу в группе и
45 сравнить ее с оценкой учителя.
46 Таблица ¹13
47 Имя_________________________ _____________ Дата _____________
48 Класс _______ Вид деятельности ____________________________ ____
49 Как часто, работая в группе, ты предпринимал следующие действия? (Обведи слово, ко
50 торое наиболее точно отражает твой уровень участия в работе и сотрудничества).
51 1. я задавал вопросы для получения информации или уточнения
52 никогда
53 иногда
54 часто
55 2. я высказывал свое мнение
56 никогда
57 иногда
58 часто
59 3. я выслушивал точку зрения других учеников в моей группе
60 никогда
61 иногда
62 часто
63 4. я комментировал высказывания других учеников в моей группе
64 никогда
65 иногда
66 часто
67 5. я привлекал других членов моей группы к участию в обсуждении
68 никогда
69 иногда
70 часто
71 6. я выполнял ту роль, которую мне поручил учитель или группа
72 никогда
73 иногда
74 часто
75 7. В работе группы мне больше всего понравилось: ____________________________ ______________
76 ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____
77 8. Самым трудным в работе этой группы было: ____________________________ __________________
78 ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____
79 9. Моя цель на следующую групповую работу: ____________________________ ___________________
80 ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____
81 2. ФОРМАТИВнОе ОЦенИВАнИеОЦенИВАнИе УчеБныХ ДОСТИженИй УчАщИХСя
82 48
83 После заполнения таблицы ученик делает вывод о своей роли в группе. При необходимости
84 определяет цель на следующий этап работы.
85 В таблице ¹13 отмечаются общие впечатления ученика от групповой работы и его роли в ней.
86 Таблица ¹ 14 дает цифровую отметку каждому пункту. Баллы в колонку «Возможные баллы»
87 выбираются учителем произвольно (желательно использовать 10-балльную систему, чтобы
88 не путать со школьной пятибалльной, отметочной). если в линии «Итого» разница в баллах,
89 выставленных учащимся и учителем, больше 10, то учителю необходимо проанализировать
90 результаты с целью понимания разногласий и провести беседу с учащимся.
91 Таблица ¹14
92 Учащийся
93 ____________________________ __________
94 (имя, фамилия, класс)
95 Возможные
96 баллы
97 Полученные
98 баллы
99 Я сам Учитель
100 Выполнял все свои обязанности в группе
101 вовремя и качественно
102 Работал в группе, сосредоточившись на по-
103 ставленном учебном задании
104 Стимулировал других учащихся и помогал
105 им в выполнении поставленного учебного
106 задания
107 Внимательно слушал других
108 Предлагал аргументированные идеи
109 Вел обсуждение (вежливо возражал,
110 добивался согласия по вопросам, вызвавшим
111 споры)
112 Комментировал и дополнял информацией
113 высказывания других учеников
114 в группе
115 Итого:
116 Опыт учителей, использовавших эту форму, свидетельствует о том, что со временем при ис-
117 пользовании подобных форм оценки разница между баллами, выставленными учителем и
118 самим учеником, заметно сокращается.
119 Самооценивание – это не только оценивание своей работы, но и самостоятельное определе-
120 ние проблем и путей их решения. ниже представлена примерная форма (таблица ¹15) само-
121 стоятельной работы учащихся, с помощью которой они могут обозначить свои проблемы по
122 изучаемому материалу, проанализировать их и определить пути их решения.49 МеТОДИчеСКОе РУКОВОДСТВО
123 Таблица 15
124 »Запись идей»
125 Имя________________________ Дата________________
126 Обозначение проблемы
127 Что я знаю Что мне необходимо понять (узнать)
128 Решение и заметки
129 Объяснение и подтверждения
130 Участие ученика в процессе обучения и оценивания является важным компонентом форматив-
131 ного оценивания. Поэтому учащимся необходимо быть активными участниками и процесса
132 оценивания своих образовательных результатов, для того чтобы научиться оценивать самих
133 себя и, таким образом, лучше понимать, что им необходимо для того, чтобы улучшить свои
134 результаты. (Блэк и Уильям, 1998; Мертлер, 2003). Блэк и Уильям (1998) отмечают, что ученик
135 является завершающим пользователем информации, полученной в результате оценивания1
136 Взаимооценивание учащихся
137 Оценка одноклассниками является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме
138 того, взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал по-
139 средством оценивания работ друг у друга.
140 Преимущество взаимооценивания состоит в том, что учащиеся учатся отмечать сильные и
141 слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс.
142 1
143 Формативное оценивание и методы личностно- центрированного преподавания и познания: Руководство для
144 учителя. – Бишкек, 2007.
145 2. ФОРМАТИВнОе ОЦенИВАнИеОЦенИВАнИе УчеБныХ ДОСТИженИй УчАщИХСя
146 50
147 Техника формативного оценивания «Две звезды и желание» (взаимооценивание и
148 предоставление обратной связи) может применяться при оценивании творческих работ
149 учащихся, сочинений, эссе.
150 Техника заключается в следующем:
151 Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когд
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.