Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМарта Сутормина
1 Современные подходы к оценке и оценочной деятельности учителя Г.Ч. Тахтамышева, доцент кафедры управления образованием ИРО РТ
2 Разберемся в понятиях: оценка, отметка, балл оценка – это суждение (мнение, точка зрения) по поводу некоторого явления, процесса или объекта, а также способ установления качества оцениваемого объекта (процесса, результата и т.п.) определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины (Из словаря…) Отметка – форма выражения оценки Балл – количественная характеристика оценки
3 Что значит оценить? Оценить – это значит соотнести результаты учебной деятельности с заранее обозначенными нормативами (требованиями к результатам) Оценивание – это некая процедура, которая предполагает: -Предварительное определение стандартов, нормативов; -Сравнение полученных результатов с заранее обозначенными нормативами
4 Ошибки в оценивании С трогость в процессе оценивания выражается в стремлении учителя выставлять каждому оценку ниже, чем он заслуживает, чем его оценили бы другие учителя. Либерализм в оценке - тенденция выставлять отметку выше, чем того засуживает ученик. Центризм (усредненность оценки) - тенденция выставлять каждому ученику оценку в середине диапазона шкалы, избегая крайностей, «двоек » и «пятерок». Причины могут быть разные: 1) нежелание учителя обидеть ученика; 2) нечеткость, используемых учителем критериев оценивания знаний. При таком варианте все получают или "3" или "4" и фактически оценочная шкала работает не в полном диапазоне.
5 Оценочные шкалы Традиционные Не традиционные Тестирование
6 Оценочные шкалы могут иметь форму: Номинальн ой шкал ы (шкала наименований). Примером ее может служить таблица игр пяти спортивных команд. Команды эти чем-то различаются; чтобы это показать, мы их именуем, отсюда и название шкалы. Никаким количественным расчетам объекты шкалы не поддаются. Порядков ой (ранговая) шкал ы, которая получается так. Выделяется некоторое свойство, затем устанавливается критерий для оценки этого свойства, что позволяет однозначно установить, что у одного объекта этот критерий больше, чем у другого. Например, после того как все команды сыграют друг с другом, можно установить, какая из них играла лучше, а какая - хуже, и по этому признаку упорядочить их (ранжировать), откуда и берется название шкалы.
7 Продолжение Интервальная шкала значительно информативнее двух вышеуказанных, но ее использование возможно лишь в том случае, если удается ввести обоснованную единицу измерения, интересующего нас количественного критерия. Естественно, что единица измерения может быть установлена совершенно произвольно: ею может быть любая однородная величина, важно лишь, чтобы была обеспечена стандартизация этой единицы и ее единообразное применение в качестве измерителя. В то же время выбор нуля в интервальной шкале не может быть рационально мотивирован и поэтому устанавливается произвольно.
8 Продолжение Шкала отношений является наиболее информативной шкалой в том смысле, что входящие в нее величины являются "чистыми числами", над которыми можно производить любые арифметические действия и использовать соответствующие статистики. Но для того чтобы стало возможным ранжировать некоторую совокупность величин по шкале отношений, нужно обоснованно ввести единицу измерения и ноль. Примером такой шкалы можно считать абсолютную шкалу температур (шкала Кельвина). В педагогике крайне трудно, а чаще всего вообще невозможно ввести интервальную шкалу и шкалу отношений, и по необходимости приходиться пользоваться шкалами наименования и порядка.
9 Традиционные оценочные шкалы Для осуществления процедуры оценивания нужны критерии, определяющие, что и как оценивается. Каждый критерий состоит из оценочного показателя и соответствующей ему шкалы. Наличие только показателя без оценочной шкалы не задает критерия. Например, усвоение знаний учащимися может измеряться двоичной (знает - не знает, умеет - не умеет и др.), четырех балльной («2», «3», «4» и «5»), пятибалльной, десятибалльной и другими шкалами.
10 Определение теста «Тест определяется как система заданий возрастающей трудности, позволяющая эффективно измерить уровень и качественно оценить структуру подготовленности учащихся» (В.Аванесов)
11 Тестовая форма заданий Задания, заданные в тестовой форме представляют собой не вопросы и не задачи, а задания, сформулированные в форме высказываний, истинных или ложных, в зависимости от ответов.
12 Принципы разработки содержания тестов соответствие содержания теста целям тестирования определение значимости проверяемых знаний в общей системе проверяемых знаний взаимосвязь содержания и формы содержательная правильность тестовых заданий репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста (при разработке теста обращается внимание на полноту и достаточность числа заданий для аргументированного вывода о знаниях обучающегося) - соответствие содержания теста уровню современного состояния науки (этот принцип вытекает из естественной необходимости проверять знания школьников не на устаревшем, а на современном учебном и контрольном материале) комплексность и сбалансированность содержания теста (тест, разработанный для итогового контроля знаний, не может состоять из материалов только одной темы, даже если эта тема является самой ключевой в учебной дисциплине)
13 Продолжение системность содержания - означает формулирование такого содержания тестовых заданий, которое отвечало бы требованиям системности при проверке знаний ; п омимо подбора заданий с системным содержанием важно иметь задания, связанные между собой общей структурой знаний, что возможно в тех случаях, когда каждое задание проверяет преимущественно свою часть в общей системе знаний вариативность содержания ( п осле первого применения теста его содержание становится известным испытуемым ; и если есть условия для передачи информации о содержании заданий другим учащимся, то это почти всегда делается (и спытанным в практике способом защиты тестовых результатов от возможных искажений такого рода является создание множества вариантов заданий одного и того же теста )
14 Многобалльные системы оценки Структура и содержание 10-ти балльной шкалы оценки с учетом уровня усвоения школьников: Уровень «различения» - «1», «2» «1» - очень слабо, «2» - слабо Уровень «запоминания» - «3», «4» «3» - посредственно, «4» - удовлетворительно Уровень «понимания» - «5», «6» «5» - недостаточно хорошо, «6» - хорошо, Уровень «элементарных умений и навыков» - «7», «8» «7» - очень хорошо, «8»-отлично Уровень «переноса» - «9», «10» «9» - великолепно, «10» - прекрасно Эту последовательность можно продолжить и предложить еще один уровень – уровень творческого переноса Уровень творческого «переноса» - «11», «12»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.