Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИнга Нагаева
1 Современное производство и профессиональное образование
2 Отраслевая структура народного хозяйства России Народное хозяйство Отрасли материального производства Непроизводственные отрасли
3 Отраслевая структура народного хозяйства России Отрасль - совокупность качественно однородных первичных звеньев, характеризующаяся особыми условиями в системе общественного разделения труда, единством назначения производимой продукции (работ, услуг), профессиональным составом кадров; отдельная область хозяйственной деятельности, производства, наук (промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, здравоохранение, образование, наука. Отрасли включают крупные звенья производства - подотрасли. Подотрасль - часть отрасли, специализирующаяся на производстве конкретного вида продукции (работ, услуг). Каждой из них присуща своя технология и своя профессиональная структура кадров. Промышленность - важнейшая отрасль общественного производства; состоит из двух больших групп отраслей - добывающей и обрабатывающей; подразделяется также на производство средств производства и производство предметов потребления.
4 Отраслевая структура народного хозяйства России Отрасли материального производства Промышленность Грузовой транспорт и связь по обслуживанию производством Сельское хозяйство Торговля, снабжение, заготовки, сбыт Строительство
5 Отраслевая структура народного хозяйства России Непроизводственные отрасли Здравоохранение, социальное обеспечение Просвещение, культура, искусство, наука, научное обслуживание Жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения Пассажирский транспорт, связь по обслуживанию населения Органы управления, кредитования и страхования
6 Основные понятия Профориентация (профессиональная ориентация) - система мер, направленных на оказание квалифицированной помощи при выборе или смене профессии; рекомендации по совершенствованию важных психофизиологических качеств, обучению; включает информирование о профессиях и учебных заведениях, индивидуальные консультации, тестирование и т. д. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение позволяют составить ясное, целостное представление о труде, выработать умение быстро и правильно ориентироваться в общем характере труда и определять свою пригодность к конкретной профессиональной деятельности. Изучение и описание труда осуществляется методами отдельных наук и прикладных дисциплин для разработки рекомендаций и специальных документов (профессиограмм), служащих вспомогательным инструментом для профессионального отбора. К таким дисциплинам относятся физиология, гигиена и психология труда, социология и экономика труда.
7 Основные понятия Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека. Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии. Квалификация – это степень подготовленности человека к тому или иному виду трудовой деятельности, совокупность знаний и умений, необходимых для выполнения труда заданной сложности.
8 Профессиограмма Профессиограмма (профессиография) - подробная гигиеническая характеристика определенной профессии с указанием последовательности, продолжительности и частоты каждой рабочей операции, условий производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса; позволяет: выявить соответствие условий и характера труда физиологическим и психологическим возможностям человека, воздействие на него производственных факторов; разработать комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию условий труда, эргономическую рационализацию рабочих мест, повышение работоспособности, профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
9 Содержание профессиограммы уровень механизации и автоматизации производственного процесса; перечень и уровни гигиенических факторов производственной среды; структура трудовых операций; структура отдельных приемов и действий; рабочая поза; описание рабочего места; внутрисменный режим труда и отдыха; сменность труда; хронометражные данные о времени, затрачиваемом на основные и вспомогательные операции; темп работы; качественная и количественная оценка факторов, характеризующих тяжесть труда (по показателям: масса перемещаемого вручную груза, количество стереотипных движений, величина статической нагрузки, характер рабочей позы, количество и глубина наклонов корпуса, перемещение в пространстве) и напряженность труда (по показателям эмоциональной, сенсорной и интеллектуальной нагрузок, монотонности и сменности труда, режима работы); степень соответствия условий и характера труда требованиям нормативной документации.
10 Профессиограмма. Психограмма Психограмма – часть профессиограммы, в которой указывают психические свойства че ловека, наиболее подходящие для данной профессии. Полная профессиограмма включает технологическое, экономическое, социальное, медицинское и психологическое описание профессии.
11 Вариант составления профессиограммы Профессиограмма включает: общие сведения о профессии; характеристику процесса труда; санитарно-гигиенические условия труда; психофизиологические требования; пути получения профессиональной подготовки; экономическую и правовую стороны профессиональной деятельности.
12 Темперамент Темперамент (в переводе с латинского языка означает «соотношение частей, соразмерность») - совокупность психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его поведении, отношении к окружающей действительности. Основные составляющие: общая активность, двигательные проявления (темп, ритм и др.), эмоциональность. Люди различаются по четырем основным типам темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Холерик - сильный, стремительный, неуравновешенный; сильное возбуждение и относительно слабое торможение («поток, мощно и стремительно низвергающий свои воды с утеса»); характерны высокий уровень активности, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Человеку с таким темпераментом не рекомендуется деятельность в экстремальных условиях, когда в считанные секунды надо принимать единственно верное решение (испытатель, космонавт, шахтер, подводник, монтажник-высотник, спортсмен - во многих видах спорта, сотрудник некоторых подразделений МЧС, службы спасения и спецназа). Сангвиник- сильный, уравновешенный («бег могучего потока»); характерны высокая активность, разнообразие мимики и жестов, эмоциональность, впечатлительность, подвижность. Человек с таким темпераментом склонен к подвижной деятельности, может работать в экстремальных условиях.
13 Темперамент Флегматик - сильный, уравновешенный, но с инертными процессами («спокойное течение многоводной реки»); обычно характеризуется медлительностью и спокойствием мимики и речи, ровностью, постоянством чувств и настроений, которые внешне слабо выражены. Флегматик приступает к работе не спеша, подготовившись - четко организует труд, прилежен. Человеку с таким темпераментом не рекомендуется деятельность в экстремальных условиях, требующая принятия оперативных решений. Меланхолик - характеризуется слабостью процессов торможения и возбуждения, глубиной и длительностью эмоций, низкой активностью, сдержанностью моторики и речи («слабый ручеек на равнине»). Меланхолик склонен работать в спокойной и привычной обстановке, тяжело переносит условия, требующие экстренных действий. Он комфортно чувствует себя в малых группах и в небольших пространствах (библиотекарь, бухгалтер, редактор, корректор, композитор, конструктор, писатель, оператор ПЭВМ, селекционер и др.).
14 Определение профессиональной пригодности человека Биологические характеристики Пол Физическое развитие Возраст Антропометрические данные Здоровье Особенности высшей нервной деятельности (физическое и психическое) Индивидуальные психофизиологические характеристики Темперамент Адаптационные способности Черты характера Специальные способности Эмоциональные проявления Индивидуальный познавательный стиль Работоспособность Мотивация
15 Система профессиональной подготовки кадров в России Уровень профессиональной подготовки Где осуществляется подготовка НачальнаяОбщеобразовательные школы, учебно- производственные комбинаты, производство СредняяПрофессиональные училища, частные профессиональные школы Средне - специальнаяТехникумы, педучилища, колледжи, специальные средние школы училища ВысшаяГосударственные и частные вузы
16 Ситуация выбора профессии Спрос на рынке труда и возможность трудоустройства Состояние здоровья Профессиональные способности Профессиональные склонности и интересы НАДО ХОЧУ МОГУ
17 Классификация профессий Классификация профессий по Е. А. Климову (по предмету, цели, орудиям и условиям труда): «Человек – природа» (физиолог, агроном, агроном, ветврач и др.) «Человек – техника» (инженер-механик, инженер- строитель, осмотрщик вагонов и др.) «Человек – человек» (учитель, врач, вахтер, следователь, журналист и др.) «Человек – знаковая система» (чертежник, корректор, сортировщик почтовых отправлений и др.) «Человек – художественный образ» (писатель, актер, музыкант, художник, антиквар и др. )
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.